Методическая разработка урока литературного чтения "И.С. Соколов - Микитов. Листопадничек", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Новикова Марина Владимировна

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урок литературного чтения, 2 кл.
Тема:      И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели: 

  • Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык чтения «про себя», составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
  • Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
  • Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Ход урока.

1. Орг. момент. 

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе всё готово.

2. Сообщение темы урока. 

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

-Сегодня мы познакомимся с произведением «Листопадничек». (Слайд 1)

3. Изучение нового материала.

- А кто автор этого произведения? (Слайд 2)

Биография автора.

Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

1) Речевая разминка.

- Урок начнём с речевой разминки: (Слайд 3)

- Прочитайте:
- медленно;
- найдите однокоренные слова, продолжите цепочку однокоренных слов;
- Подготовьтесь читать скороговорку:
- 1 ряд - с вопросительной интонацией;
- 2 ряд - весело;
- 3 ряд - быстро;

 2) Игра «Фотоглаз»
- Прочитайте слова и постарайтесь запомнить как можно больше слов. (Слайд 5)

- Что объединяет эти слова?

3) Словарная работа

4)  Работа над сказкой

 Работа с текстом во время чтения:

Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:

-Когда родились зайчата?

-Как называют их охотники?

-Почему?

-Чем занимались зайчата каждое утро?

-Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/

-О чём мечтал самый маленький зайчонок?

-Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/

Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

-Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

-Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

-Чем же в это время занимались другие звери?

-Как стало в лесу?

-Почему забеспокоились зайчата?

-Что сделала зайчиха мама?

-Как приняли объяснение мамы зайчата?

-А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?

-Что он сделал?

-Почему?

-Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/

Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

-Кого встретил зайчонок во время путешествия?

-Чем занимались бобры?

-Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/

-Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?

-Какой получил ответ?

-Что такое хатка?

-Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте.

-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

-Что ответили бобры?

-Что пообещал Листопадничек бобрам?

-А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?

-Почему?

-Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.

-Что увидел зайчонок в хатке бобров?

-Как события разворачивались дальше?

-Ходко - как? /Быстро, скоро/

-Что же произошло с зайчонком?

-Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/

Работа с 4 фрагментом произведения:

-Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?

-Какое решение он принял?

-О чём спросили его бобры?

-Что он им ответил?

-Как поступили бобры?

-Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?

-Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?

-Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/

Работа с 5 фрагментом произведения:

-Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?

-Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/

-По силам ли была работа?

-Какой ужин был предложен зайчонку?

-Понравился ли ему этот ужин?

-Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

-Прочитайте!

-Кого встретил он у норы?

-Обрадовался ли зайчонок встрече?

-Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/

-Как события разворачивались дальше?

-Какие ещё звери наведывались к норе?

-Как относился к гостям Листопадничек?

-Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

-Как можно озаглавить 5 часть произведения?

Работа над 6 фрагментом произведения:

-Что случилось весной на реке?

-Как поступили бобрята?

-А зайчонок?

-Почему же не поплыл наш зайчонок?

-Что предложил ему бобр?

-Вылетел как пуля - это как?

-Что значит волей - неволей?

-Как оказался зайчонок на родном болоте?

-Как приняла зайчонка мать?

-О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?

-А как вы думаете, какой же был зайчонок?

5) Работа над пословицами:

  1. Чья горница, тем и кормится.
  2. Всякий кулик своё болото хвалит.
  3. И крот в своём углу зоркий.
  4. В гостях хорошо, а дома лучше!
  5. На своей улочке и курочка храбра.
  6. В своём болоте и лягушка поёт.
  7. Чьё поле, того и воля.
  8. Рад бы душой, да хлеб - то чужой.

 А теперь ответьте: верны ли мои утверждения.
- Верно ли, что «Листопадничек» - это рассказ? Почему?
- Верно ли, что случай, описанный в сказке, произошёл осенью?
- Верно ли, что главным героем сказки являются бобры?
- А кто же?
- Как его звали? Почему?

  • Физ. минутка.

 6) Составление плана.
- Сейчас составим план сказки и подготовимся к пересказу.
- На сколько частей разделили сказку?
- Посмотрите, какой план предлагаю я.;

Если не согласны, исправьте ошибки. (Работа в парах по карточкам с планом)
(Слайд) Правильный вариант.

Вспомним содержание каждой части.
1 часть - Мечта Листопадничка.
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему появилась?
2 часть - ...
- Прочитайте, как вели себя журавли и другие звери?
Что решил зайчонок?
З часть - ...
- С кем встретился Листопадничек?
- Давайте прочитаем их разговор.
(Чтение по ролям стр. ...)
4 часть - ...
- Почему Листопадничек остался зимовать у бобров?
(Чтение по ролям стр. 62.-63)
5 часть - ...
- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.
Дети работали по карточкам, сейчас мы их послушаем. (Проверка карточек)
Намучился ...
Отведал ...
Побежал ...
- Кого ещё испугался?
- О чём часто вспоминал?
6 часть - ...
- Расскажите, как зайчонок попал на болото.
- Что стали говорить о нём в лесу?

  • Физ. минутка для глаз.

 7) Характеристика Листопадничка.
- Давайте попробуем дать характеристику нашему герою. Каким он был? Я предлагаю вам опорные слова. (Слайд)

6. Подведение итогов.

У вас на столах лежат зайчики, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Урок по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».Цели:совершенствовать навык по развитию беглого и выразительного чтения, учить умению высказывать свои мысли; развивать память, творческ...

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса

Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...

Конспект урока. Тема: "И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по литературному чтению на тему: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»...

Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК

Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...