Методическая разработка урока литературного чтения "И.С. Соколов - Микитов. Листопадничек", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока литературного чтения | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урок литературного чтения, 2 кл.
Тема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цели:
- Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык чтения «про себя», составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.
- Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.
- Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе всё готово.
2. Сообщение темы урока.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
-Сегодня мы познакомимся с произведением «Листопадничек». (Слайд 1)
3. Изучение нового материала.
- А кто автор этого произведения? (Слайд 2)
Биография автора.
Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
1) Речевая разминка.
- Урок начнём с речевой разминки: (Слайд 3)
- Прочитайте:
- медленно;
- найдите однокоренные слова, продолжите цепочку однокоренных слов;
- Подготовьтесь читать скороговорку:
- 1 ряд - с вопросительной интонацией;
- 2 ряд - весело;
- 3 ряд - быстро;
2) Игра «Фотоглаз»
- Прочитайте слова и постарайтесь запомнить как можно больше слов. (Слайд 5)
- Что объединяет эти слова?
3) Словарная работа
4) Работа над сказкой
Работа с текстом во время чтения:
Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:
-Когда родились зайчата?
-Как называют их охотники?
-Почему?
-Чем занимались зайчата каждое утро?
-Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/
-О чём мечтал самый маленький зайчонок?
-Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/
Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:
-Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?
-Что слышалось зайчатам в крике журавлей?
-Чем же в это время занимались другие звери?
-Как стало в лесу?
-Почему забеспокоились зайчата?
-Что сделала зайчиха мама?
-Как приняли объяснение мамы зайчата?
-А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?
-Что он сделал?
-Почему?
-Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/
Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:
-Кого встретил зайчонок во время путешествия?
-Чем занимались бобры?
-Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/
-Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?
-Какой получил ответ?
-Что такое хатка?
-Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте.
-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?
-Что ответили бобры?
-Что пообещал Листопадничек бобрам?
-А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?
-Почему?
-Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.
-Что увидел зайчонок в хатке бобров?
-Как события разворачивались дальше?
-Ходко - как? /Быстро, скоро/
-Что же произошло с зайчонком?
-Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/
Работа с 4 фрагментом произведения:
-Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?
-Какое решение он принял?
-О чём спросили его бобры?
-Что он им ответил?
-Как поступили бобры?
-Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?
-Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?
-Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/
Работа с 5 фрагментом произведения:
-Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?
-Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/
-По силам ли была работа?
-Какой ужин был предложен зайчонку?
-Понравился ли ему этот ужин?
-Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?
-Прочитайте!
-Кого встретил он у норы?
-Обрадовался ли зайчонок встрече?
-Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/
-Как события разворачивались дальше?
-Какие ещё звери наведывались к норе?
-Как относился к гостям Листопадничек?
-Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?
-Как можно озаглавить 5 часть произведения?
Работа над 6 фрагментом произведения:
-Что случилось весной на реке?
-Как поступили бобрята?
-А зайчонок?
-Почему же не поплыл наш зайчонок?
-Что предложил ему бобр?
-Вылетел как пуля - это как?
-Что значит волей - неволей?
-Как оказался зайчонок на родном болоте?
-Как приняла зайчонка мать?
-О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?
-А как вы думаете, какой же был зайчонок?
5) Работа над пословицами:
- Чья горница, тем и кормится.
- Всякий кулик своё болото хвалит.
- И крот в своём углу зоркий.
- В гостях хорошо, а дома лучше!
- На своей улочке и курочка храбра.
- В своём болоте и лягушка поёт.
- Чьё поле, того и воля.
- Рад бы душой, да хлеб - то чужой.
А теперь ответьте: верны ли мои утверждения.
- Верно ли, что «Листопадничек» - это рассказ? Почему?
- Верно ли, что случай, описанный в сказке, произошёл осенью?
- Верно ли, что главным героем сказки являются бобры?
- А кто же?
- Как его звали? Почему?
- Физ. минутка.
6) Составление плана.
- Сейчас составим план сказки и подготовимся к пересказу.
- На сколько частей разделили сказку?
- Посмотрите, какой план предлагаю я.;
Если не согласны, исправьте ошибки. (Работа в парах по карточкам с планом)
(Слайд) Правильный вариант.
Вспомним содержание каждой части.
1 часть - Мечта Листопадничка.
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему появилась?
2 часть - ...
- Прочитайте, как вели себя журавли и другие звери?
Что решил зайчонок?
З часть - ...
- С кем встретился Листопадничек?
- Давайте прочитаем их разговор.
(Чтение по ролям стр. ...)
4 часть - ...
- Почему Листопадничек остался зимовать у бобров?
(Чтение по ролям стр. 62.-63)
5 часть - ...
- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.
Дети работали по карточкам, сейчас мы их послушаем. (Проверка карточек)
Намучился ...
Отведал ...
Побежал ...
- Кого ещё испугался?
- О чём часто вспоминал?
6 часть - ...
- Расскажите, как зайчонок попал на болото.
- Что стали говорить о нём в лесу?
- Физ. минутка для глаз.
7) Характеристика Листопадничка.
- Давайте попробуем дать характеристику нашему герою. Каким он был? Я предлагаю вам опорные слова. (Слайд)
6. Подведение итогов.
У вас на столах лежат зайчики, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Урок по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».Цели:совершенствовать навык по развитию беглого и выразительного чтения, учить умению высказывать свои мысли; развивать память, творческ...
Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса
Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...
Конспект урока. Тема: "И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по литературному чтению на тему: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»...
Конспекты двух уроков. Тема: "И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»". 3 класс. УМК "Школа России
....
Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК
Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...