Конспект и презентация по литературному чтению. А.П. Чехов "Белолобый".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Назарова Ирина Владимировна

Конспект урока построен с учётом ФГОС. Учащиеся учатся работать с информацией, по плану, строить и доказывать гипотезу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belolobyy_moy_urok.doc42 КБ
Office presentation icon chehov_belolobyy.ppt257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Начальная школа XXI века». Авторы учебника «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.

Тема: Антон Павлович Чехов «Белолобый»

Цели:

Личностные результаты: умение осознавать и называть свои эмоции; умение сочувствовать другим, сопереживать главным героям; привитие интереса к чтению, потребность в чтении.

Метапредметные результаты: умение работать по плану, корректировать свою деятельность; извлекать информацию, перерабатывать её, строить рассуждения.

Предметные результаты: воспринимать на слух текст, формировать главную мысль текста, составлять характеристику героя, высказывать своё отношение к прочитанному.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, при помощи сигнальных карт, покажите какое у вас настроение. Я вижу, что у всех хорошее солнечное настроение. Давайте сделаем упражнение на артикуляцию «Солнышко-тучка».

1. «Солнышко-тучка»

2. «Чистим зубки»

3. «Часики»

4. «Солнышко улыбается»

- А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям и поделимся с ними хорошим настроением. Посмотрите, гости нам тоже улыбаются, значит, нам удалось передать хорошее настроение и наш урок пройдёт продуктивно и интересно. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, перед вами выставка книг. На перемене вы уже рассмотрели все эти книги. Кто автор этих книг? (А.П. Чехов).

- А почему здесь выставлены книги только этого писателя? (Мы начали знакомство с произведениями А.П.Чехова).

С какими произведениями мы уже познакомились? (Мы познакомились с произведениями «Степь», «Ванька»).

- Все представленные на выставке книги есть в школьной библиотеке. Вы можете их взять и прочитать.

- А ещё я хочу познакомить вас с выставкой рисунков. Все иллюстрации выполнены по пройденным произведениям А.П. Чехова. «Оживите» свои картинки. (Вызванные ученики показывают иллюстрацию, которую они нарисовали и читают отрывок из произведения к данной иллюстрации).

3. Рубрика «Вспомним пройденное».

- Хочу обратить ваше внимание на картинки на слайде. Что изображено на данных картинах? (Степь). А почему вы решили, что это степь? Докажите. (Ребята приводят свои доводы и доказательства).

- Где мы встречались с похожими картинками и иллюстрациями? (Мы читали произведение А.П. Чехова «Степь». Иллюстрации видели в учебники и рисовали сами).

-А почему ваши иллюстрации и картинки на слайдах очень мрачные? (Природа ждёт приближения грозы).

- Совершенно верно. А.П. Чехову удалось при помощи слов точно описать грозу, а художнику при помощи красок – изобразить её.

4. Проверка домашнего задания.

- А теперь я вас попрошу открыть учебники на стр. 162. Хочу проверить, насколько вы внимательно читали произведение и насколько хорошо вы умеете ориентироваться в тексте. Прочитайте предложения из текста:

- как готовилась природа к грозе;

- как автор описывает молнию, гром;

- переживания Егорушки.

- Как автор относится к Егорушке? (Жалеет его, называет ласковым именем).

- Что, по-вашему мнению, помогло автору так точно описать состояние природы во время грозы? (Может быть, он сам когда-то стал свидетелем  грозы в степи).

- Что в данном рассказе произвело на вас большее впечатление? (Ответы детей).

Рефлексия.

- Прошу вас оценить свою работу при помощи «Светофора». Зелёный – я хорошо поработал и доволен своей работой, жёлтый – я не совсем доволен своей работой, красный – я не доволен своей работой.

5. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением А.П. Чехова, но прежде давайте прочитаем неожиданное признание самого автора. «…Писать для детей вообще не умею…». Ребята, я предлагаю разрешить такую проблему: может авторы учебника по ошибке поместили данное произведение в сборники для детского чтения, ведь, если верить автору, для детей он не писал?  (Дети высказывают свои предположения на поставленный вопрос).

- А какими должны быть детские рассказы? (Они должны быть интересными, смешными, всё должно быть понятно).

- Совершенно верно. Предлагаю выдвинуть гипотезу. Кстати, а что такое гипотеза? (Ответы детей).  Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре. (Работа с толковыми словарями). Гипотеза, которую я хочу предложить, звучит так: «Если произведение для детей, значит, его интересно читать, герои и их поступки вызывают чувства переживания, язык произведения насыщен юмором, понятна главная мысль произведения».

- Что нужно делать вам, чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу? (Внимательно слушать рассказ, запомнить главных героев, проанализировать их поступки).

- Вы молодцы! А сейчас, я загадаю загадку.

Прежде, чем рассказ читать,

Надо след расшифровать.

Вы внимательно смотрите,

Чей же след тогда скажите.

- (Это след волка). А что вы знаете про волков? (Ответы детей).

6. Первичное восприятие текста.

В тексте встретятся непонятные слова:

Ярки – молодые овцы

Слеги – толстые жерди, которые служат основанием для кровли.

Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Анализ прочитанного:

- Выскажите ваше впечатление о тексте. (Ответы детей).

- Вернёмся к гипотезе. Если это рассказ для детей, значит, его интересно читать. Что в рассказе было самым интересным и увлекательным? (Ответы детей).

- Следуя гипотезе, герои и их поступки должны вызывать  чувства переживания.

- Кто главные герои произведения? (Щенок и волчица). Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ Белолобый? Какие моменты в рассказе вызвали у вас сочувствие к главным героям? (Ответы детей). Какие приёмы использует автор в тексте? (Волчица ведёт себя как человек. Она размышляет, обдумывает каждое действие, переживает как человек. Белолобый ведёт себя так, как ведут себя маленькие дети). Для чего автор использует данные приёмы? (Чтобы вызвать сочувствие, умение сопереживать и радоваться за главных героев).

- Вернёмся к гипотезе. Язык произведения насыщен юмором. Вспомните, в каких местах вам хотелось посмеяться. (Ребята называют те моменты, которые вызвали у них смех).

- Понятна ли вам главная мысль произведения? (Да понятна. Получать радость от знакомства с новым, жажда всё понять).

- Ещё раз  посмотрите на гипотезу, которую выдвинули и вспомните свои ответы. Какой вывод можно сделать? (Данное произведение предназначено для детского чтения).

7. Работа в группах. (Дети заранее поделены на группы).

- Сегодня на уроке будут работать 4 группы.

- Сначала задание получит 4 группа. Я прошу вас вспомнить, всё ли хорошо в этом рассказе закончилось для волчицы и щенка? (Нет, волчица осталась голодной, а щенка побил хозяин). Я вам предлагаю изменить концовку произведения так, чтобы всё хорошо закончилось для главных героев.

- 2 и 3 группы будут составлять портрет литературного героя, с опорой на памятку.

- 2 группа  - составляет портрет Белолобого, 3 группа – портрет волчихи.

Каждая группа получает памятку.

  1. Внешний вид героя.
  2. Поступки. Мысли. Переживания.
  3. Черты характера.
  4. Отношение автора к герою.
  5. Моё отношение.

- Для 1 группы задание «Проталинки».

- Вам нужно вставить пропущенные фразы в предложения.

Задание.

К ночи похолодало. Щенок соскучился и …….

Когда волчата уснули, волчиха опять отправилась……….

Она обогнала тёмное пятно и узнала. Это …….. щенок.

Когда на крыльце показался Игнат ……….. далеко.

А утром он подозвал к себе Белолобого ………….

8. Презентация работ каждой группы.

Рефлексия.

Работу групп оценивают сами дети при помощи «Светофора».

Зелёный – всё понравилось.

Жёлтый – были недочёты в работе.

Красный – выступление не понравилось.

- Ребята, спасибо вам большое за работу. Хочу обратить ваше внимание на выставку книг. Какой книги не хватает на выставке? (Нет рассказа «Белолобый»).

- Благодаря вашей работе, у нас появилась новая книга. (Учитель соединяет листы, на которых работали дети, скрепляет вместе с обложкой).

- Посмотрите, у нас получилась новая книга. В ней ваши эмоции, настроение, переживания, а самое главное – вы сделали её  сами.

Рефлексия.

- Покажите с помощью сигнальных карт, какое настроение у вас в конце урока.

- Я вижу, что у вас хорошее солнечное настроение, а это значит,  вы молодцы и всё сделали правильно. Спасибо за работу!

Литература.

  1. С. Ожегов «Толковый словарь».
  2. Учебник по литературному чтению. Произведение А.П.Чехова «Белолобый».
  3. Иллюстрации «Степь».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение Тема: Рассказ А.П.Чехова «Белолобый»

Слайд 2

Вспомним пройденное

Слайд 3

Оцени свою работу. Я хорошо поработал и доволен своей работой. Я не совсем доволен своей работой. Я не доволен своей работой.

Слайд 4

«…писать для детей вообще не умею…» А.П.Чехов Проблема: Может это ошибка авторов учебника, что они поместили для детского чтения рассказ А.П.Чехова «Белолобый» и это произведение для взрослых, а не для детей, так как А.П.Чехов, по его словам ,не умеет писать для детей.

Слайд 5

Какое должно быть произведение именно для детей? Гипотеза: Интересно читать. Увлекательный сюжет. Герои и их поступки вызывают чувства, переживания. Попадаются смешные моменты. Понятна главная мысль произведения.

Слайд 6

Чтобы нам урок начать, Надо след расшифровать. Вы внимательно смотрите, Чей же след, Скажите?

Слайд 7

ВОЛК

Слайд 8

Словарь Ярки – молодые овцы Слеги – толстые жерди, служащие основанием для кровли

Слайд 9

Какое должно быть произведение именно для детей? Гипотеза: Интересно читать. Увлекательный сюжет. Герои и их поступки вызывают чувства, переживания. Попадаются смешные моменты. Понятна главная мысль произведения.

Слайд 10

Ответ на проблемный вопрос. Произведение интересно было читать. Увлекательный сюжет. Интересны герои и из поступки. Некоторые моменты вызывали смех, точно описаны герои и их повадки. Главная мысль произведения- получать радость от знакомства с новым, способность удивлять и жажда всё понять. ВЫВОД: произведение для детского чтения.

Слайд 11

Работа в группах

Слайд 12

Задания для 4 группы. Чем закончилось произведение? Измените концовку так, чтобы для волчихи и Белолобого всё закончилось положительно.

Слайд 13

Задания для 2,3 группы. Портрет литературного героя. Внешний вид. Черты характера. Отношение автора к герою, ваше отношение.

Слайд 14

Задание для 1 группы. Литературный диктант. Закончить начало предложения словами из текста.

Слайд 15

Правила работы в группах: Уметь договариваться, а не конфликтовать. Работая в группе, вносить свой вклад. Организуйте взаимосвязь знаний: внимательно читайте задания, распределяйте, кто что делает. Результат должен быть обязательно озвучен.

Слайд 16

Комментарий. Домашнее задание. Комментарий: А.П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказы «Белолобый» и «Каштанка» Домашнее задание: выразительно прочитать рассказ А.П.Чехова «Белолобый»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.

Тема урока:  «Секреты японских стихов. Хокку.»Тип урока: урок-исследованиеЦель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»Задачи урока: дать представление о жанре хокку; форми...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Ю. Ермолаев Два пирожных»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль п...

Конспект урока + презентация по литературному чтению на тему: Р. Сеф «Веселые стихи»,3 кл, УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения Тема: Р. Сеф «Веселые стихи».Цели деятельности учителя: продолжить знакомить учащихся с творчеством Р. Сефа; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмо...

Конспект и презентация урока литературного чтения по теме "Считалочка" 1 класс

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" т...