Литературное чтение 1 класс УМК "Школа России" Живая Азбука
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Школа: №9 Учитель: Губанова Е.И.
Класс: 1 А Отметка:
Студентка: Хваткова А.А., 41 гр. Дата: 14.03.17г.
Тема: «С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет.»
Цель деятельности учителя: - познакомить с произведениями С.Черного, Ф.Кривина
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать лексическое значение слова «маскарад»;
-знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки;
-уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях;
-чётко произносить шву кш при чтении стихотворения В.Лунина, правильно интонировать
-читать по ролям
-осуществлять переход от слогового чтения к плавному при повторном прочтении текстов;
-уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.
Личностные:
-выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;
-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;
-проявлять фантазию и творческие способности.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, 1 часть, под редакцией Л.Ф. Климановой; презентация
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Словесный – слово учителя | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. | Приветствовать учителя Настраиваться на работу | Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
Постановка учебной задачи Практический – чтение стихотворений Словесный – строят речевое высказывание | 5 мин 5 мин | -Прочитайте чистоговорку: Ти –ди- ти- мне домой идти. Ти- ди- ти- за руку его веди. Те- де- те- рыба водится в воде. Те- де- те- хорошо читайте. -Прочтите зашифрованные слова: Шьелм (шмель) зяем (змея) Вачр (врач) сакоыб (собака) -Какое слово лишнее? Почему? (врач) -Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (ааа) -Произнесите этот звук. Какой он? (гласный) -Как жужжит шмель? (жжж). -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) -Как рычит собака? (ррр). - Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) -Как шипит змея? (шшш). -Произнесите этот звук. Какой он? (согласный) - В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. - Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках. | Читать чистоговорку Читать зашифрованные слова Рассуждать Произносить звуки Анализировать звуки Формулировать цель | К: слушать и понимать речь других Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы Р: принимать и сохранять учебную задачу |
Решение частных задач Словесный – слово учителя физминутка | 5 мин 1 мин | -Я вам раздала карточки, на пару. Обведите красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук. -Ребята, сегодня урок снова начинается с рубрики «Разноцветные страницы». -Вспомните, почему она так называется и какие задачи ставят перед вами авторы учебника, предлагая читать произведения из данной рубрики. -Сегодня вы поработаете над произведением Виктора Лунина на стр.25 в учебнике. -Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы подумаете, чему можете научиться в процессе чтения и перечитывания этого стихотворения. (четко произносить звук ш, читать без ошибок и выразительно.) -Это стихотворение необычное, оно научит вас думать, размышлять над тем, что вы читаете, а также разгадывать тайны литературных произведений.(чтение стихотворения) -Понравилось вам стихотворение? А что особенно понравилось? О чем оно? -А теперь прочитайте последнее предложение. Какая картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите эти строки? Опишите. -Как вы понимаете выражение «шустрым мышонком шуршит тишина»? Как тишина может «шуршать», ведь на то она и тишина, чтобы было очень тихо, не слышно было звуков, а автору она представилась шустрым мышонком? Нет ли здесь какого- то противоречия? -Может быть, здесь скрыта какая- то тайна? (автор представил тишину необычно. Сначала ему показалось, что это гном передвигается в тишине, но потом возник образ шустрого мышонка, который якобы то в одном месте поскребется, то в другом. И кажется, что тихие звуки доносятся с разных сторон. А шорох, шептание, шлепанье и шуршание- все это звуки природы, которые все вместе и помогли автору представить тишину в виде шустрого мышонка.) -А теперь, ребята, читать будете вы. -Зажмите пальчиками ушки и вполголоса прочтите это стихотворение. (жужжащее чтение) -Попробуйте прочитать это произведение своему соседу по парте, потом поменяйтесь ролями. -Подготовьте в паре чтение стихотворения по ролям. (1 часть один ученик, 2 часть другой ученик) -Ребята, сегодня вы продолжаете изучать литературные произведения о буквах, их веселых превращениях и необычных историях, происходящих с ними. -Откройте стр.11 учебника, прочитайте фамилию автора и название произведения, посмотрите произведение, прочитайте задания. -Также посмотрите и произведение Ф. Кривина и задания к нему на стр.12-13. -Обратитесь к стр.3 учебника, где авторы вам определили цели изучения раздела. Подумайте, какие из предложенных целей могут быть реализованы сегодня при чтении новых произведений. -Какую учебную задачу вы поставите на сегодняшний урок каждый для себя? (научиться читать выразительно, научиться читать без ошибок, стараться читать целыми словами, быть более инициативным, научиться не конфликтовать и т.д.) -Но прежде, чем продолжить нашу работу, мы с вами встанем и немного разомнемся | Поддерживать учебный диалог Работать с рубрикой разноцветные страницы Подумать над стихотворением Описывать возникшие образы Искать скрытый смысл Читать стихотворение Работать в парах Знакомится с авторами произведений Ставить задачи на урок | К: слушать и понимать речь других К: знать ранее изученные правила К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. П: анализируют объекты |
Решение частных задач Словесный – отвечают на вопросы Практический –изучение произведения Словесный – ответы на вопросы Наглядный – рассматривают картинки Словесный – отвечают на вопросы | 10 мин 10 мин | -Ребята, прочитав название произведения, вы не удивились тому, что азбука названа живой? -Почему, по-вашему мнению, автор так назвал свое произведение? О чем пойдет речь? -Теперь давайте по цепочке по предложению прочитаем это произведение. -Понравилось вам стихотворение? Что особенно понравилось? -Кто затеял проказу, шалость? -Почему поэт шалость букв назвал «превеселый маскарад»? -Знаете ли вы значение слова маскарад? -Найдите новое слово в Толковом словаре. Прочитайте, что оно обозначает. -Расскажите своими словами, как вы поняли значение этого слова, приведите примеры. -Прежде чем прочитать стихотворение, необходимо выполнить задание 2 на стр. 11 учебника, оно поможет вам подготовиться к выразительному чтению. -Ребята, когда вы будете читать друг другу, вспомните, какие учебные задачи каждый из вас поставил для себя. Постарайтесь удерживать их в памяти и выполнять. -Прочитайте это стихотворение в парах, каждый по строчке. -Хорошо. Работа над рассказом Ф. Кривина «Почему А поется, а Б нет.» -Ребята, вы уже прочитали несколько историй про буквы русского алфавита. Сейчас вы познакомитесь с рассказом о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности. -Из Азбуки вы уже знаете о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их. -Зачем надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки? -А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф.Кривин в своем произведении. -Чтение учителем. -Понравился вам рассказ? -Что нового и необычного вы из него узнали? -Какие звуки умеют особенно красиво петь? -Знаете ли вы, как появились гласные звуки? (голос-голосить, глас-гласный) -Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь- заливаться. -Как их называет писатель? (голосистые) -А как вы думаете, поются буквы или звуки? -Почему автор все время говорит о буквах? (наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые еще не знают, что такое звуки.) -Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ. -Ребята, кто перечитает основную часть текста? -Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные. -Как объяснить смысл названия «согласные»? (частичка со означает совместное участие в чем-нибудь.) -Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. (шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т.д.) -Как вы думаете, случайно ли автор рассказал историю о споре букв? -Может быть, история эта вам что-то напоминает? (да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.) -Правильно, ребята. | Делиться собственным мнением Поддерживать учебный диалог Объяснять значение слова Работать в парах Знакомится с рассказом Анализировать рассказ Рассуждать Называть звуки Объяснять свой ответ Читать выборочно Объяснять смысл слова Приводить пример | П: формулировать ответы и выводы П: осмысленно читают текст К: аргументировать свое мнение П: осознанно строить ответ в устной форме К: учитывать мнения своих одноклассников К: аргументировать собственное мнение П: строить речевые высказывания в устной форме. |
Рефлексия По содержанию Словесный – ответы на вопросы | 2 мин | -Вспомните задачи, которые ставились на уроке. -Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем еще нужно поработать. -Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось? -С какими впечатлениями вы уходите с урока? -Молодцы, вы хорошо потрудились. -урок окончен. | Подводить итоги урока | Р: осуществляют итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...
Литературное чтение Тема: «Прощание с азбукой» Технологическая карта
Цель урока: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите,формировать умение расставлять слова в алфавитном порядке...
Конспект урока по литературному чтению С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»Цели: знакомство с произведениями С. Черно...