Литературное чтение 1 класс УМК "Школа России" Живая Азбука
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Хваткова Анна Андреевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_azbuka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №9                                                                                                                                 Учитель: Губанова Е.И.
Класс: 1 А                                                                                                                                   Отметка: 

Студентка: Хваткова А.А., 41 гр.                                                                                            Дата: 14.03.17г.

Тема: «С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет.»

Цель деятельности учителя: - познакомить с произведениями С.Черного, Ф.Кривина

Планируемые результаты:

       Предметные: 

-знать лексическое значение слова «маскарад»;

-знать отличительные особенности букв, обозначающих гласные и согласные звуки;

-уметь находить в текстах слова и выражения, создающие художественный образ букв в читаемых произведениях;

-чётко произносить шву кш при чтении стихотворения В.Лунина, правильно интонировать

-читать по ролям

-осуществлять переход от слогового чтения к плавному при повторном прочтении текстов;

-уметь находить в тексте строки, которые являются ответом на вопрос учителя.

      Личностные:

-выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

-проявлять фантазию и творческие способности.

 Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, 1 часть, под редакцией Л.Ф. Климановой; презентация


Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

5 мин

5 мин

-Прочитайте чистоговорку:

Ти –ди- ти- мне домой идти.

Ти- ди- ти- за руку его веди.

Те- де- те- рыба водится в воде.

Те- де- те- хорошо читайте.

-Прочтите зашифрованные слова:

Шьелм (шмель)                  зяем (змея)

Вачр (врач)                        сакоыб (собака)

-Какое слово лишнее? Почему? (врач)

-Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (ааа)

-Произнесите этот звук. Какой он? (гласный)

-Как жужжит шмель? (жжж).

-Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

-Как рычит собака? (ррр).

- Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

-Как шипит змея? (шшш).

-Произнесите этот звук. Какой он? (согласный)

- В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.

- Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках.

Читать чистоговорку

Читать зашифрованные слова

Рассуждать

Произносить звуки

Анализировать звуки

Формулировать цель

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

-Я вам раздала карточки, на пару. Обведите красным карандашом предметы, названия которых начинаются на гласный звук.

-Ребята, сегодня урок снова начинается с рубрики «Разноцветные страницы».

-Вспомните, почему она так называется и какие задачи ставят перед вами авторы учебника, предлагая читать произведения из данной рубрики.

-Сегодня вы поработаете над произведением Виктора Лунина на стр.25 в учебнике.

-Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы подумаете, чему можете научиться в процессе чтения и перечитывания этого стихотворения. (четко произносить звук ш, читать без ошибок и выразительно.)

-Это стихотворение необычное, оно научит вас думать, размышлять над тем, что вы читаете, а также разгадывать тайны литературных произведений.(чтение стихотворения)

-Понравилось вам стихотворение? А что особенно понравилось? О чем оно?

-А теперь прочитайте последнее предложение. Какая картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите эти строки? Опишите.

-Как вы понимаете выражение «шустрым мышонком шуршит тишина»? Как тишина может «шуршать», ведь на то она и тишина, чтобы было очень тихо, не слышно было звуков, а автору она представилась шустрым мышонком? Нет ли здесь какого- то противоречия?

-Может быть, здесь скрыта какая- то тайна? (автор представил тишину необычно. Сначала ему показалось, что это гном передвигается в тишине, но потом возник образ шустрого мышонка, который якобы то в одном месте поскребется, то в другом. И кажется, что тихие звуки доносятся с разных сторон. А шорох, шептание, шлепанье и шуршание- все это звуки природы, которые все вместе и помогли автору представить тишину в виде шустрого мышонка.)

-А теперь, ребята, читать будете вы.

-Зажмите пальчиками ушки и вполголоса прочтите это стихотворение. (жужжащее чтение)

-Попробуйте прочитать это произведение своему соседу по парте, потом поменяйтесь ролями.

-Подготовьте в паре чтение стихотворения по ролям.

(1 часть один ученик, 2 часть другой ученик)

-Ребята, сегодня вы продолжаете изучать литературные произведения о буквах, их веселых превращениях и необычных историях, происходящих с ними.

-Откройте стр.11 учебника, прочитайте фамилию автора и название произведения, посмотрите произведение, прочитайте задания.

-Также посмотрите и произведение Ф. Кривина и задания к нему на стр.12-13.

-Обратитесь к стр.3 учебника, где авторы вам определили цели изучения раздела. Подумайте, какие из предложенных целей могут быть реализованы сегодня при чтении новых произведений.

-Какую учебную задачу вы поставите на сегодняшний урок каждый для себя? (научиться читать выразительно, научиться читать без ошибок, стараться читать целыми словами, быть более инициативным, научиться не конфликтовать и т.д.)

-Но прежде, чем продолжить нашу работу, мы с вами встанем и немного разомнемся

Поддерживать учебный диалог

Работать с рубрикой разноцветные страницы

Подумать над стихотворением

Описывать возникшие образы

Искать скрытый смысл

Читать стихотворение

Работать в парах

Знакомится с авторами произведений

Ставить задачи на урок

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

-Ребята, прочитав название произведения, вы не удивились тому, что азбука названа живой?

-Почему, по-вашему мнению, автор так назвал свое произведение? О чем пойдет речь?

-Теперь давайте по цепочке по предложению прочитаем это произведение.

-Понравилось вам стихотворение? Что особенно понравилось?

-Кто затеял проказу, шалость?

-Почему поэт шалость букв назвал «превеселый маскарад»?

-Знаете ли вы значение слова маскарад?

-Найдите новое слово в Толковом словаре. Прочитайте, что оно обозначает.

-Расскажите своими словами, как вы поняли значение этого слова, приведите примеры.

-Прежде чем прочитать стихотворение, необходимо выполнить задание 2 на стр. 11 учебника, оно поможет вам подготовиться к выразительному чтению.

-Ребята, когда вы будете читать друг другу, вспомните, какие учебные задачи каждый из вас поставил для себя. Постарайтесь удерживать их в памяти и выполнять.

-Прочитайте это стихотворение в парах, каждый по строчке.

-Хорошо.

Работа над рассказом Ф. Кривина «Почему А поется, а Б нет.»

-Ребята, вы уже прочитали несколько историй про буквы русского алфавита. Сейчас вы познакомитесь с рассказом о том, чем отличаются гласные от согласных, почему разные звуки имеют свои особенности.

-Из Азбуки вы уже знаете о главных отличиях гласных звуков от согласных. Назовите их.

-Зачем надо иметь эти знания и различать гласные и согласные звуки?

-А теперь послушайте, как увлекательно рассказывает об этом Ф.Кривин в своем произведении.

-Чтение учителем.

-Понравился вам рассказ?

-Что нового и необычного вы из него узнали?

-Какие звуки умеют особенно красиво петь?

-Знаете ли вы, как появились гласные звуки? (голос-голосить, глас-гласный)

-Назовите звуки, которые, по мнению автора, могут петь- заливаться.

-Как их называет писатель? (голосистые)

-А как вы думаете, поются буквы или звуки?

-Почему автор все время говорит о буквах? (наверное, он писал этот рассказ для дошколят, которые еще не знают, что такое звуки.)

-Имеют ли голос согласные звуки? Объясните свой ответ.

-Ребята, кто перечитает основную часть текста?

-Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают гласные.

-Как объяснить смысл названия «согласные»? (частичка со означает совместное участие в чем-нибудь.)

-Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. (шипят, свистят, жужжат, рычат, пыхтят и т.д.)

-Как вы думаете, случайно ли автор рассказал историю о споре букв?

-Может быть, история эта вам что-то напоминает? (да, мы часто в жизни спорим и не уступаем друг другу, не слушаем, думаем чаще о том, кто из нас главнее, а не о том, чтобы хорошо сделать общее дело.)

-Правильно, ребята.

Делиться собственным мнением

Поддерживать учебный диалог

Объяснять значение слова

Работать в парах

Знакомится с рассказом

Анализировать рассказ

Рассуждать

Называть звуки

Объяснять свой ответ

Читать выборочно

Объяснять смысл слова

Приводить пример

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

-Вспомните задачи, которые ставились на уроке.

-Поделитесь тем, что вам сегодня особенно удалось, над чем еще нужно поработать.

-Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

-С какими впечатлениями вы уходите с урока?

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

-урок окончен.

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Литературное чтение Тема: «Прощание с азбукой» Технологическая карта

Цель урока: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите,формировать умение расставлять слова в алфавитном порядке...

Конспект урока по литературному чтению С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»Цели: знакомство с произведениями С. Черно...