конспект урока по чтению 4 класс. Писательская наблюдательность В.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: «Писательская наблюдательность В.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»»»
(Программа Школа России)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;
Планируемые результаты:
ü Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учиться выразительно читать по ролям ; научиться выполнять анализ текста ; научиться определять, кто является сказочным героем;учиться определять характер героев; указывать главную мысль произведения.
ü Личностные:умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики, формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: Литературное чтение, автор: Климанова, Горецкий, 4 класс, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_chtenie_vyskochka.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Писательская наблюдательность В.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»»»
(Программа Школа России)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;
Планируемые результаты:
- Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учиться выразительно читать по ролям ; научиться выполнять анализ текста ; научиться определять, кто является сказочным героем;учиться определять характер героев; указывать главную мысль произведения.
- Личностные:умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики, формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: Литературное чтение, автор: Климанова, Горецкий, 4 класс, презентация.
Этапы, методы и приёмы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Метод – словесный Приём – подводящий диалог. | 1 мин. | Прозвенел звонок! Красиво встали, выпрямили спинки. Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? Присаживайтесь. | Слушают учителя. Проверяют организацию своего рабочего места. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Мотивационный этап. Метод – словесный; Приём – беседа. | 1 мин. | Урок литературного чтения | Слушают учителя Да | Коммуникативные: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Словесный метод; Слово учителя Метод – словесный. Приём-беседа. | 3 мин. | Ребята, помните, какое у вас было домашнее задание? Нарисовать рисунок к рассказу барбос и Жулька, кто нарисовал, подходите ко мне с рисунками, сделаем выставку и поставим вам отметки. Молодцы, кто выполнил домашнее задание. Еще вам было задано, ответить на 4 вопрос, кто ответил? Пожалуйста, мы слушаем тебя. Барбос и жулька и лев и собака дружба 2 животных, герои в чем то схожи- в1 рассказе 2 собачки,а во 2 рассказе лев и собачка, событие:1из них умирает, а 2 грустит, главная мысль: дружбой всегда нужно дорожить, отношение автора: с любовью и грустью. Молодец! Ты тоже получаешь за Д/З хорошую отметку. | Отвечают на вопросы учителя. Делают выставку рисунков по рассказу Отвечают по Д/З | Регулятивные: Умение слушать и понимать других. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Постановка учебной задачи и её решения.
Словесный метод; Слово учителя Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. Метод- практический; Словесный метод; Слово учителя Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. Метод игровой Прием разгадывание загадок Словесный метод; Слово учителя Метод Наглядно-практический Работа с понятиями Ознакомительное чтение | 20 мин. | Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина. Как вы думаете, на каком из представленных портретов изображен М.Пришвин? Посмотрите внимательно на портрет писателя. Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина? Спасибо! Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. О чем мог писать Пришвин? Что мы можем сказать о таком человеке? Что волновало писателя больше всего? - Почему он не мог быть равнодушным к природе? Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? (Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.) Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, а как он называется вы узнаете, после того как исключите буквы под нечетными цифрами.
Правильно «Выскочка». Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Познакомиться с рассказом Пришвина выскочка. Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». - А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ) Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. -А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. (собака) Непоседа, пестрая, Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть.- А что вы знаете о сороках? Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз. Бдительность– внимание, настороженность. Выводок – птенцы, выведенные однойптицей. С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении. Поскакала дуром – двигалась странно. Срам –стыд и позор. На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность. Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки. Все следят, могу любого спросить. | Слушают учителя Находят портрет Пришвина Слушают биографию писателя О природе, о животных…. . Вдумчивым. Внимательным. Грамотным Отгадывают тему урока . Познакомиться с рассказом Пришвина выскочка. Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. Отгадывают загадки Собака Сорока Рассказываю что знают про сорок Читают определения ос слайда Читают рассказ по цепочке. | Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Определять цель урока. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные : Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
Решение частных задач на основе анализа текста. Метод- практический, словесно-наглядный. Приём- работа с текстом. Выделение важной информации. Метод –словесный Метод практический Анализ пословиц | 13 мин.
| Вот мы и прочитали этот рассказ. Давайте теперь отвечать на вопросы. Почему Пришвин назвал свой рассказ Выскочка? Объясните. Кто является героем рассказа? Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка? - Какой породы была Вьюшка? - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой? Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? - Чем же отличалась одна из сорок? - Как про таких говорят? Что вы узнал о выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так ее назвал? Что же произошло между героями? - За что сороки осуждали Выскочку? На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе был самый напряженный? Почему ты так считаешь? Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке? Объясните свой ответ. | Работают с текстом. Потому что в рассказе была сорока выскочка Сначала у нее была кличка бьюшка Она отпускала хвост Она не слушала остальных Конфликт За, то, что такого стыда у них еще не было | Познавательные: Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач Регулятивные : самоопределение к деятельности |
Итог урока. Рефлексия. Словесный метод: беседа по вопросам. | 2 мин. | Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …». – Кто хочет поделиться своими размышлениями? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените Ребята, с каким сегодня рассказом мы познакомились? Кто автор этого рассказа? О чём он писал в этом рассказе? Открываем дневники, записываем Д/з страницы 92 – 95 прочитать и по возможности пересказать и ответить на вопрос с. 95 № 7. На следующем уроке, вы должны хорошо знать рассказ. Ребята, урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока Записываю Д/З | Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи».
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи»...
Конспект урока для 3 класса по теме: "М.М.Пришвин. "Моя Родина
Конспект урока...
Конспект урока литературное чтение по теме М. Пришвин "Выскочка"
Представлен конспект + презентация для 4 класса по УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка"...
Конспект урока литературного чтения 4 класс М.М. Пришвин "Выскочка"
Конспект урока литературного чтения 4 класс М.М. Пришвин "Выскочка"...