конспект урока по чтению 4 класс. Писательская наблюдательность В.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Захарова Светлана Сергеевна

Тема урока: «Писательская наблюдательность В.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»»»

(Программа Школа России)

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;

 

Планируемые результаты:

ü Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учиться выразительно читать по ролям ; научиться выполнять анализ текста ; научиться определять, кто является сказочным героем;учиться определять характер героев; указывать главную мысль произведения.

 

ü Личностные:умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики, формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

Оборудование: Литературное чтение, автор: Климанова, Горецкий, 4 класс, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_chtenie_vyskochka.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Писательская наблюдательность В.М. Пришвина в рассказе «Выскочка»»»

(Программа Школа России)

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учиться выразительно читать по ролям ; научиться выполнять анализ текста ; научиться определять, кто является сказочным героем;учиться определять характер героев; указывать главную мысль произведения.

  • Личностные:умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики, формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: Литературное чтение, автор: Климанова, Горецкий, 4 класс, презентация.

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин.

Прозвенел звонок!

Красиво встали, выпрямили спинки.

Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? Присаживайтесь.

Слушают учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивационный этап.

Метод – словесный;

Приём – беседа.

1 мин.

Урок литературного чтения
Словно приключение.
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь. О жизни животных, о пользе растений. Книга с нами всегда. А вы урок чтения любите? - Да

Слушают учителя

Да

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Словесный метод;

Слово учителя

Метод – словесный.

Приём-беседа.

3 мин.

Ребята, помните, какое у вас было домашнее задание? Нарисовать рисунок к рассказу барбос и Жулька, кто нарисовал, подходите ко мне с рисунками, сделаем выставку и поставим вам отметки. Молодцы, кто выполнил домашнее задание. Еще вам было задано, ответить на 4 вопрос, кто ответил? Пожалуйста, мы слушаем тебя.

Барбос и жулька и лев и собака дружба 2 животных, герои в чем то схожи- в1 рассказе 2 собачки,а  во 2 рассказе лев и собачка, событие:1из них умирает, а 2 грустит, главная мысль: дружбой всегда нужно дорожить, отношение автора: с любовью и грустью.

Молодец! Ты тоже получаешь за Д/З хорошую отметку.

Отвечают на вопросы учителя.

 Делают выставку рисунков по рассказу

Отвечают по Д/З

Регулятивные:

Умение слушать и понимать других.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Постановка учебной задачи и её решения.

Метод –практический


Приём – описание портрета писателя


работа с портретом

Словесный метод;

Слово учителя

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Метод- практический;
Приём – отгадывание темы

Словесный метод;

Слово учителя

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Метод игровой

Прием разгадывание загадок

Словесный метод;

Слово учителя

Метод

Наглядно-практический

Работа с понятиями

Ознакомительное чтение

20 мин.

Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина. Как вы думаете, на каком из представленных портретов изображен М.Пришвин? Посмотрите внимательно на портрет писателя. Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина? Спасибо!

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

О чем мог писать Пришвин? 

Что мы можем сказать о таком человеке? 

Что волновало писателя больше всего? 

- Почему он не мог быть равнодушным к природе?

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. Каким  надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими?

(Вдумчивым.  Внимательным. Грамотным.)

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, а как он называется вы узнаете, после того как исключите буквы под нечетными цифрами.

 

Правильно «Выскочка». Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Познакомиться с рассказом Пришвина выскочка.

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ) Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

-А вот главных героев  я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,                                    

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.  (собака)

Непоседа, пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая.
Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (Сорока)

 Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть.- А что вы знаете о сороках?

Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз.                                       

  Бдительность– внимание, настороженность. Выводок – птенцы, выведенные  однойптицей.                                                                

  С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении.                   

 Поскакала дуром – двигалась странно.                                                                      

  Срам –стыд и позор.                                                                                    

На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.

Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки. Все следят, могу любого спросить.

Слушают учителя

Находят портрет Пришвина

Слушают биографию писателя

О природе, о животных….

. Вдумчивым.  Внимательным. Грамотным

Отгадывают тему урока

. Познакомиться с рассказом Пришвина выскочка.

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание.

Отгадывают загадки

Собака

Сорока

Рассказываю что знают про сорок

Читают определения ос слайда

Читают рассказ по цепочке.

Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Определять цель урока.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные :
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. 

Решение частных задач на основе анализа текста.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа с текстом.

Выделение важной информации.

Метод –словесный

Метод практический

Анализ пословиц

13 мин.

 

Вот мы и прочитали этот рассказ. Давайте теперь отвечать на вопросы. Почему Пришвин назвал свой рассказ Выскочка? Объясните.

 Кто является героем рассказа?

Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?  Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой? Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят? Что вы узнал о выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так ее назвал? Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе был самый напряженный? Почему ты так считаешь? Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке? Объясните свой ответ.

Работают с текстом.

Потому что в рассказе была сорока выскочка

Сначала у нее была кличка бьюшка

Она отпускала хвост

Она не слушала остальных

Конфликт

За, то, что такого стыда у них еще не было

Познавательные:

Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные : самоопределение к деятельности

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный метод: беседа по вопросам.

2 мин.

Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …».

– Кто хочет поделиться своими размышлениями?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените 
себя

Ребята, с каким сегодня рассказом мы познакомились? Кто автор этого рассказа? О чём он писал в этом рассказе?  

Открываем дневники, записываем Д/з страницы 92 – 95 прочитать и по возможности пересказать и ответить на вопрос с. 95 № 7. На следующем уроке, вы должны хорошо знать рассказ.

Ребята, урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока

Записываю Д/З

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи».

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи»...

Конспект урока литературное чтение по теме М. Пришвин "Выскочка"

Представлен конспект + презентация для 4 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс М.М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока литературного чтения 4 класс М.М. Пришвин "Выскочка"...