Конспект урока литературное чтение по теме М. Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Представлен конспект + презентация для 4 класса по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok._m._prishvin_-_vyskochka.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: «Литературное чтение»
Тема урока: «М. Пришвин «Выскочка»»
Тип урока: урок изучение нового
Цель: - расширить знания о творчестве М.М. Пришвина;
- раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умения прогнозировать содержание рассказа;
- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
- увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Личностные:
- привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение 4 кл., ч. 2, Климанова, Горецкий
Этапы, методы и приёмы. | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Метод – словесный | 1 мин | Здравствуйте, ребята! В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок! Сядьте вы за парты тихо, Руки - палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь! | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Регулятивные: осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
Речевая разминка Метод – словесный. Приём- работа с четверостишием Мотивационный этап Метод – словесный; Приём – беседа. Метод- практический, Приём- прослушивание музыки. | 3 мин | Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе. Какое чудесное утро! Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам). Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. И.З. Суриков Читаем с радостью. Читаем с вопросительной интонацией. Читаем тихо. Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали? («Детство»). Звучит песня «Кабы не было зимы…» О каком времени года вы слушали песню? Покажите, как вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снежки, ставят снежные комки друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли домой веселые и довольные. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке. | Читать четверостишие по заданию Слушать музыкальный фрагмент. Отвечать на вопросы. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Познавательные: построение речевых высказываний. |
Проверка домашнего задания. Метод – словесный. Приём – беседа. Приём - монологические высказывания. | 10мин | (Творческий пересказ текста от имени Барбоса.) Памятка 1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт 2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни 3. Соблюдать знаки препинания 4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации Откройте учебник. Прочитайте стихотворение. (Слушание нескольких учеников). Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания? Чтобы Вы хотели отметить? | Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание. Показать свою готовность по домашнему заданию. Оценивать своих одноклассников. Отвечать на вопросы, показать свою готовность по домашнему заданию. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других Познавательные: построение речевых высказываний. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции. |
Постановка учебной задачи. Метод- словесно-наглядный. Приём - рассказ, просмотр портрета. | 7мин | Прочитайте на с. 92 учебника имя автора, произведение которого мы будем сегодня читать. Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чем они? - Определите задачи урока. | Отвечать на вопросы учителя. Узнавать имя автора | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. Познавательные: выделять существенную информацию из текста. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Решение учебной задачи. Метод- практический, словесно-наглядный. Приём- работа со словарём, выборочное чтение. Метод- словесный Приём- беседа. | Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Пришвина (Сообщение о писателе делает учитель. См. материал к уроку.) Работа над рассказом «Выскочка» - Прочитайте на с. 92 учебника название рассказа. Как вы думаете, о чем он? — Можно ли по названию это предположить? Разгадывание загадок — Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идет речь. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком, А хвост колечком. (Собака.) Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что — пора? Такая с ней морока, Когда трещит... (сорока). — Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках? Сороки Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос ее легко запоминается — резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у нее зоркий — никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем. Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле — зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает. Поселяется она в светлых разреженных лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет еще глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное. Иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами. Самка откладывает 5—8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки со своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке часто упоминается в фольклоре: «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила», «Сорока под стреху лезет — к вьюге». Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) она прячется в чаще леса. Бодрая, горластая сорока запросто может выхватить еду из-под самого носа вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь. Физминутка
| Предполагать о чем произведение. Формулиро-вать цель и задачи урока. Отвечать на вопросы. Повторять движения. Слушать чтение учителя. | Познавательные: анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи. Регулятивные: определять цель урока. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. | |
Решение частных учебных задач. Метод – словесный. Приём- слово учителя. Метод- практический. Приём- выборочное чтение. | 10мин | Знакомство с рассказом «Выскочка» (Словарная работа.) — Объясните значение слов. БДИТЕЛЬНОСТЬ — (от бдительный — очень внимательный, неослабно настороженный). РАДУЖНЫЙ- (разноцветный). — Объясните выражение: «Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». — Подберите синонимы к словам. БДИТЕЛЬНОСТЬ — (зоркость, неослабное внимание, настороженность). УКРАДЕННЫЙ— (похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный и др.). — Подберите антонимы к слову «глупая». (Умная, мудрая.) (Чтение рассказа на с. 92—95 учебника учащимися по цепочке.) — Понравился ли вам рассказ? Чем? Что особенно понравилось? | Отвечать на вопросы. Подготавливать выразительное чтение | Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Итог урока. Рефлексия. Метод- словесный. Приём- слово учителя, беседа. | 5мин | — Продолжите предложения. • Сегодня на уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... Подведение итогов урока — Что нового вы узнали на уроке? — Прочитав этот рассказ, что вы можете сказать об авторе? Домашнее задание Подготовить выразительное чтение рассказа. | Отвечать на вопросы. Подводить итоги. | Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Т.Айбергенов.Моя Республика"
Конспект урока изучения нового материала....
Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"
Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Конспект урока литературного чтения по теме "Сказочные человечки"
Представлен конспект обобщающего урока по разделу"Сказочные человечки". Цель: обобщить знания учащихся о сказочных человечках, их привычках, чертах характера; Задачи: • продолжить работу над развитием...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"
Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова, развивается устная речь учащихся....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....