Конспект урока литературного чтения 4 класс М.М. Пришвин "Выскочка"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения 4 класс М.М. Пришвин "Выскочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._literaturnoe_chtenie._dobryaeva_n.m.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №416 Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой»
Урок Литературное чтение в 4 классе на тему:
«М.М. Пришвин Выскочка»
Выполнила:
учитель начальных классов
ГБОУ №416 СОШ
Добряева Наталья Михайловна
Санкт-Петербург
2021 г
Предмет: Литературное чтение 4 класс
Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка»
Тип урока: Освоение нового материала.
Цель: Продолжать учиться пользоваться приемами анализа текста, составлять сравнительную характеристику героям, находить ответы на вопросы в тексте.
УУД:
Личностные:
воспитывать интерес к изучению литературного чтения, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. Формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Метапредметные
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.
Познавательные:
находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Коммуникативные:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Задачи урока:
Образовательные
- Создавать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и работу в парах; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Развивающие
- Развивать познавательный интерес, позитивное отношение к героям произведения
- Развивать речь учащихся.
- Развивать умение формулировать свое мнение мысль, приводя примеры из текста
Воспитательные
- Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.
- Воспитывать навыки уважения культуры общения
Прогнозируемый результат:
- Продолжать учиться пользоваться приемами анализа текста, находить ответы на вопросы в тексте. составлять сравнительную характеристику героям
Технологии:
- Здоровьесберегающие
- ИКТ
Формы обучения:
- фронтальная, групповая, в парах.
Методы обучения:
- Словесные, практические, наглядные.
Межпредметные связи: Окружающий мир
Техническое оснащение урока:
- Компьютер, проекционный экран.
- Карточки с заданием.
- Шапочки с изображением собаки и сороки, массажные мячи, бусы
- Игрушка Капитошка- антистресс, разноцветные шляпки
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» УМК « Школа России» 4 кл. 2 часть, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Мотивационный этап. Эмоциональный настрой с помощью звуков окружающего мира и пальчиковой гимнастики
-Угадайте где мы можем услышать эти звуки и какие эмоции они у вас вызывают.
-Покажите вашу эмоцию на игрушке Капитошке
На море-
Шум города
Звуки леса
Звуки деревни
II. Актуализация знаний..
-На уроке литературного чтения продолжим знакомство с произведением, которое входит в раздел «Природа и мы».
Подготовленный обучающийся читает сообщение о М.М. Пришвине.
Михаила Михайловича Пришвина называют «певцом русской природы». Его рассказы увлекают занимательной историей, помогают познавать мир.
Наблюдать, понимать, любить природу он учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди.
Михаил Михайлович любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал М. Пришвин.
Автор любил животных, много наблюдал за ними.
III. Самоопределение к деятельности
РОЛЕВАЯ ИГРА с учетом личностных характеристик обучающихся.
С помощью игры «Вежливый покупатель» мы попробуем угадать наших героев нового произведения.
Для этого мне понадобится три человека.
1 - ПОКУПАТЕЛЬ
2 - ПРОДАВЕЦ
3 - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
1. На протяжении многих столетий живет рядом с человеком.
2. Способна к обучению, дрессировке
-Вы догадались о каком животном идет речь?
Угадайте породу?
3. Она неприхотлива – может долго обходиться без пищи и воды.
4. Благодаря уникальному обонянию, слуху и зрению, считаются профессиональными охотниками.
5. Внешне и по темпераменту она похож на волка.
- Вы угадали кто это?
Можно такого животного завести в доме?
Высказывают свое мнение
Второй герой довольно крупная птица
1. Длина взрослой особи может достигать сорока сантиметров, размах крыльев 70 сантиметров
2. Они могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе.
3. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Их особенность, подмеченная людьми – тяга к ярким предметам.
- Вы угадали кто это?
Можно такого животного завести в доме?
Высказывают свое мнение
-Имена героев вы узнаете, прочитав произведение.
-Наши герои присаживаются в группы.
-Прочитайте учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.
- Анализировать литературное произведение
- Рассуждать, думать и высказывать своё мнение
- Выделять главную мысль произведения
- Давать сравнительную характеристику героям рассказа
IV. Подготовка к восприятию произведения. Формирование культуры речи
-Мы будем читать произведение Михаила Пришвина, которое называется «Выскочка».
- Кого называют в народе выскочкой?
В Толковом словаре Ожегова этому слову дается следующее объяснение:
Выскочка– это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
Нам встретятся новые слова, прочитайте их значение.
Лексическая работа
Бдительность – постоянное настороженное внимание.
Улучила – нашла подходящее время.
Поскакала дуром– не по порядку, как попало, не думая.
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
Сородичи – родственники.
Выводок – птенцы живущие с матерью.
Срам – стыд, позор.
В семье не без урода — человек, имеющий недостатки в из какой либо группы.
V. Первичное усвоение новых знаний. Работа над содержанием текста.
Эмоциональное прочтение текста с целью пробудить чувства
сопереживать герою.
Работа с текстом.
Чтение цепочкой.
Третью часть рассказа читает учитель.
- Почему М. Пришвин назвал свое произведение «Выскочка»?
-Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадания)
-Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?
Вывод -Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.
- Сейчас немного отдохнем, и продолжим работать с текстом.
VI. Физкультминутка (Двигательная активность, положительные эмоции)
1. группа под музыку дети ходят по кругу, когда музыка заканчивается, обучающиеся должны
взять мяч в руки. Одному игроку предмета не хватает, он изображает собачку.
2- группа играет с сорокой. Под музыку дети ходят по кругу, когда музыка
заканчивается, обучающиеся должны взять бусы в руки. Одному игроку предмета
не хватает, он изображает сороку
VII. Первичное закрепление. Использование приема «Вторая пара глаз»
Сейчас наша задача состоит в том, чтобы найти и выбрать из текста отрицательные и положительные черты характера героев.
Сравнительная характеристика героев рассказа. (Находят в тексте подходяще выражения. )
Вьюшка
Положительные черты
ушки как рожки,
бдительная
хвостик колечком,
зубки беленькие как чеснок,
служила сторожем,
не пропускала чужих, бдительная
Отрицательные:
тревожность, злость,
Выскочка
Положительные черты
Не совсем глупенькая,
живет с семьей
Отрицательные черты характера
не обучена тайнам воровства,
с заскоком и с пыльцой в голове.
скачет дуром
непослушная: Скачите как надо, а я- как мне самой хочется.
Находят в тексте, записывают.
Зачитывают1 группа_ характеристики Вьюшки
2 группа _характеристики Выскочки.
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Вывод: У каждого животного, да и человека есть положительные и
отрицательные черты характера.
Автор сообщает нам о том, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать.
IX. Итог урока. «Рефлексия пять шляп мышления»
- Наденьте шапочки разных цветов и постарайтесь выразить свое мнение.
Красная шляпка – Что вы чувствуете по отношению к героям?
Желтая шляпка - Что хорошего можно взять для себя?
Синяя шляпка – Что плохого в поступках героев?
Зеленая шляпка – Дайте совет читателю или герою.
Белая шляпка – Чему следует поучиться у героев?
Подберите себе на картинке то животное, которое вы считаете соответствует вашему характеру.
X. Домашнее задание.
1. Прочитать рассказ с. 74-76
2. Рабочая тетрадь с. 83 Составить и записать план рассказа М.М. Пришвина.
3. Написать отзыв на рассказ (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...