Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению по произведению Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» 3 класс
Конспект урока по теме: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 30.07 КБ |
konspekt_uroka_po_teme.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
по произведению
Константина Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»
3 класс
Учитель: Кривова Н.Е
Цель и задачи урока:
- воспитывать в детях любовь к природе, к Родине,
- показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чём может рассказать;
- установить связь между природой, человеком и музыкой;
- понаблюдать за стилем К.Паустовского;
- работать над развитием речи учащихся;
- учить слушать, понимать музыку и выражать свои чувства.
- подвести детей к выводу о том, что красота природы вдохновляет человека на создание музыкальных и литературных произведений.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальные произведения Эдварда Грига, рисунки детей, магнитофон.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»
Цели:
- Способствовать более прочному усвоению содержания отрывка повести «Тимур и его команда».
- Научиться составлять портрет героев.
- Научиться находить плюсы и минусы героев повести.
- Научиться судить о поступках героев.
- Учить размышлять о жизни на основе произведения и поступков героев.
- Формировать интерес к чтению литературных произведений.
- Воспитывать чувства доброты, коллективизма, патриотизма, расширять кругозор учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент
( 1 слайд)
Сегодня мы будем:
Читать
Сравнивать
Размышлять
Делать выводы
Плакат на доске
- Напомните, с каким произведением мы продолжаем работать?
( 2 слайд)
( А.П.Гайдар «Тимур и его команда»)
- Что нового узнали об этом произведении?
( Написана в 1940 году и имела огромный успех у читателей, в этом же году был снят фильм , в 1941 году издана книга)
- Действительно книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда» переиздают, по сей день, посмотрите, сколько разных издательств выпустило эту книгу.
( 3 слайд)
- Как вы думаете, почему она и сегодня, интересна читателю?
( учит милосердию, быть настоящими патриотами своей страны)
На доске плакат:
Патриотизм
Милосердие
- А как вы понимаете слово патриотизм?
Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.)
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Значит , это произведение помогает вам стремиться стать патриотами, быть готовыми помочь любому, быть похожими на ребят этого произведения.
( 4 слайд)
- Лев Кассиль писал: « Трудно найти произведение, которое бы дало начало столь массовому детскому движению, каким является форма тимуровской работы, порожденная книгой Гайдара.
Удача Гайдара, его огромная заслуга и полная победа гайдаровского стиля в том и заключалась, что писатель почувствовал, предугадал и рассмотрел образ своего Тимура, зарождавшийся в тысячах малых, но славных дел, творимых нашими школьниками и пионерами.»
- Сегодня мы еще раз побудем вместе с героями этой повести.
- Комментированное чтение.
Первая часть. ( 5 слайд)
- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?
- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? Почему Коля ему не возражает и не рассказывает, что он член команды Тимура?
- Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда?
- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста?
- Прочитаем этот отрывок по ролям.
( 6 слайд)
Вторая часть
( 7 слайд)
- Кто такие Ольга и Женя?
Какая Ольга?
Какая Женя?
- Прочитайте по ролям разговор сестёр.
- Что произошло дальше, перескажите?
( 8 слайд)
- Кто предупреждает Женю об опасности?
- Прочитаем этот отрывок.
Третья часть
Инсценировка 3 части ( 9 слайд)
- Ребята приготовили инсценировку 3 части, из неё мы узнаем, какие дела решались на совещании штаба.
( 10 слайд) ( 11 слайд)
– Можно ли, с вашей точки зрения, назвать серьёзными дела, которыми занимаются тимуровцы?
- Кому помогают ребята? (семьям тех, кто находится в Красной Армии)
- Какое дело самое трудное? (успокоить четырехлетнюю девочку)
- Почему Тимур берет это на себя? ( выбирает себе самое трудное дело)
- Действительно, мы видим – это команда.
- Давайте, в качестве физкультминутки, выполним упражнение, вырабатывающее командные отношения.
Упражнение "Гомеостат". ( Не пользуясь речью, нужно выбросить одинаковое количество пальцев одной руки за меньшее количество попыток)
Поздравляю вас, у вас получилось! А это значит, что в эти 3 минуты вы были командой. Надеюсь, что вы останетесь ею и выйдя с этого урока.
Четвертая часть
( 12 слайд)
Выборочное чтение.
- На слайдах вы увидите кадры из фильма, найдите соответствующие строки, прочитайте.
( 13 – 14 – 15 слайд)
Пятая часть
- Перескажите, что произошло в 5 части повести?
- Какое 1 дело выполнили ребята в этой части? Прочитайте.
( 16 слайд)
- Какой диалог в этой части заставил вас улыбнуться?
- Прочитаем диалог бабки с внучкой.
Найдите нужные строчки к кадрам. ( 17 слайд) ( 18 слайд)
– Похожи ли герои Гайдара на живых мальчиков и девочек или они напоминают вам придуманный писателем идеал? Почему вы так думаете?
– Чем занимаются Тимур и его команда – играют или всерьёз помогают людям?
Задание
Работа в парах: Ребята 1 ряда получат картинки – иллюстрации к прочитанным нами главам , 2 ряда – ваши рисунки к повести, а 3 ряд кадры из всего фильма. Вам нужно за короткое время расположить их в правильном порядке.
( 19 слайд)
Интересные факты:
1)Знаете ли вы, что любили читать и смотреть ребята предвоенных, 40-х годов? Ваши сверстники зачитывались романами и повестями Ж.Верна, Л.Стивенсона. Они мечтали оказаться на месте 15-летнего капитана, помогать детям капитана Гранта в поисках их пропавшего отца, отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта.
2) Ребята того времени по 5-10 раз смотрели фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтая биться вместе с Красной Армией против белогвардейцев. Они хотели бороться со стихией в условиях Заполярья, как это делали герои полярники из фильма «Семеро смелых».
3) После прочтения повести Гайдара «Тимур и его команда» - Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру.
4) Они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.
Сравнение команды Тимура и шайки Квакина - групповая работа
( 20 слайд)
- Задание сравнить Тимура и Квакина.
- Что организовали? Чем занимались? Кто друзья?
Заполнение таблицы.
Проверка.
( 21 слайд)
Выберите слова, характеризующие героя.
благородный решительный смелый отзывчивый хулиган грубый
К какому герою подойдут оставшиеся слова?
( Мишке Квакину)
- Проблемная ситуация : Тимур – лидер ? А Мишка Квакин – лидер?
Один и другой являются лидерами в своих группах.
-Как относятся ребята к Тимуру? (уважают)
-А Мишку Квакина? (боятся)
- Квакин смел и не боится Тимура, который командует гораздо большим количеством ребят и имеет поддержку существующего строя. В драке с силачём Гейкой не «тушуется». Квакин хоть и презирает многих своих "подчиненных", тем не менее, не бросает их в беде и готов сам отвечать за свои поступки. Мишка Квакин по-своему человечен. Ему противен его помощник Фигура, не имеющий совести. Когда Тимуру тяжело, Квакин не трогает его. Он ценит своего противника и уважает его.
Почему же за ними шли ребята?
Тимур и его друзья – команда.
Мишка и его друзья – шайка. Как понимаете?
Работа с толковым словарём.
Шайка, банда – группа людей, объединившихся для разбоя или какой либо иной преступной деятельности.
Команда - это группа людей, объединённая общим делом, направленным на помощь людям. Внутри команды существуют дружеские и товарищеские отношения.
Работа с толковым словарём.
Человек, обладающий сильным волевым характером, благородством, правильным мировосприятием и жизненными позициями, пользующийся уважением среди сверстников, может стать лидером.
- Ребята из команды Тимура и шайки Квакина, были детьми одного поколения и мечтали во многом об одном и том же.
Сравнение команды Тимура и шайки Квакина. Размышление о причинах распространения Тимуровского движения.
( 23 слайд)
- Итак, о чём же мечтали ребята тех лет? (по материалам моего рассказа и чтения повести "Тимур и его команда")
( Мечтали биться с врагами, бороться со стихией, помогать слабым, путешествовать) Плакат
-Как вы думаете почему именно Тимуровское движение стало массовым , а не «Квакинское» движение?
Выбери подходящие черты характера тимуровцев? (милосердие, жестокость, доброта, безразличие, сострадание, трудолюбие, лень, внимательность, грубость, активность)
( 24 слайд)
– В какое необыкновенное время жили Гайдар, Тимур и другие ребята? (предвоенные, военное, послевоенное)
– Нуждается ли наше время в Тимурах? Реально ли это?
( 25 слайд)
- Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?
(Открытки и поздравления ветеранам войны и труда, помощь игрушками, вещами нуждающимся, пожилым соседям и т.д.)
Подведение итогов:
( 26 слайд)
- Ребята, давайте вспомним , что наметили в начале урока. Все ли мы выполнили?
Читать – читали отрывки из повести, по ролям, выборочно подбирая к кадрам.
Сравнивать – сравнивали Тимура и Мишку Квакина, Ольгу и Женю.
Размышлять – размышляли о Тимуровском движении.
Делать выводы: какой же вывод можем сделать?
( Нужно брать пример с Тимура и ребят из его команды, быть патриотами своей Родины)
( 27 слайд)
- Аркадий Петрович написал много книг, героями которых были такие же ребята как вы. По многим его произведениям поставлены художественные и мультипликационные фильмы.
( 28 слайд)
В 1940 г. на экраны вышел фильм «Тимур и его команда», ставший культовым для советских детей.
( 29 слайд)
- На роль Тимура Гараева, племянника командира Красной Армии, пробовалось около 200 детей. Утвердили Ливия Щипачева, который в последствии стал известным художником.
- Практически все дети, снявшиеся в фильме «Тимур и его команда», отказались от кинокарьеры, но успешно реализовали свои способности в других областях деятельности.
( 30 слайд)
- Только Екатерина Деревщикова, сыгравшая роль Жени, стала Заслуженной артисткой РФ.
- Режиссеру Александру Разумному удалось найти действительно уникальных и талантливых детей, достойных подражания не только в фильме, но и за кадром!
( 31 слайд)
- Его популярность и влияние были очень масштабными: в СССР развернулось целое тимуровское движение. Пионеры, подражая своим кумирам, помогали старикам и раненым солдатам, вернувшимся с фронта. Немногим известно, как сложились судьбы детей, воплотивших на экране идеал самоотверженности, патриотизма и сострадания.
- Перед изданием повести Аркадий Петрович Гайдар писал: «Хочется мне написать для ребят что – то очень хорошее, чтобы они с детства учились любить Родину, и честно трудиться, беречь ее и защищать…»
( 32 слайд)
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться в тексте. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....