Конспект урока по литературному чтению на тему : Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кабардина Мария Николаевна

 Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx38.01 КБ
Файл 12m.pptx616.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературе

          Выполнила студентка: 43 группа

                                                                                                                                              Кабардина Мария

                                                                                                                                              Проверил: Крутякова И.И.

                                         Отметка:

                                  Дата:

Челябинск, 2017 г.

Дата: 22.02.2017г.                                                                                          

Класс: 2 А

Кабинет:

Школа: №5

Конспект урока по Литературному чтению

Тема:   Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев».

Цели деятельности учителя: формировать умение ориентироваться в тексте большого объёма; вырабатывать навыки выразительного чтения; уточнять характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков,высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать умение слушать друг друга, уважение к мнению каждого, умение передавать свои настроение и чувства.

Предметные: Познакомить учащихся с известным детским писателем XX  - С. Я.  Маршаком, заинтересовать  учащихся  творчеством писателя.

Оборудование: презентация, учебник (Перспектива), 2 класс 2 часть.

Этапы ,методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

1 мин

Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, и подарите свои улыбки мне!

Наш урок начинается!

 Настраиваются на урок .

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

Речевая разминка

Метод – практический

Прием - чтение стихотворных  строк;

  • чтение скороговоркой  

3 мин

-выступают дети:

Чудес, хоть я живу давно,

Не видел я покуда.

А впрочем, в мире есть одно

Действительное чудо:

Помножен мир (иль разделен?)

На те миры живые,

В которых сам он отражен,

И каждый раз впервые.

Всё в мире было бы мертво —

Как будто мира самого

Совсем и не бывало,—

Когда б живое существо

Его не открывало. (С.Я. Маршак)

Читать стихотворение по цепочке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: действие самоопределения.

Познавательные: осознавать познавательную задачу

 Мотивационный этап

Метод – словесный;

Прием –подводящий диалог;

7 мин

- Ребята, произведения этого автора знакомы нам с детства. Посмотрим на выставку книг и вспомним, какие произведения он написал.

(«Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», «Теремок» и другие)

- о каком авторе идет речь?

С.Я.Маршак.

Давайте вспомни …(видео –биография писателя)

- Какое чудо нам открыл С.Я. Маршак и в каком произведении где:?

- Когда месяцы уступают друг другу время, когда в лесу падчерица становится принцессой, когда солдат становится профессором. Это действительно – чудо!

-А почему так произошло, что королева в лесу уже не королева, а профессор уже не профессор? О чём же мы будем говорить на уроке?

-Определите тему урока.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Слушать рассказ.

Определять тему урока.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Постановка и решение  учебной задачи

Метод – практический;

Приём –подводящий диалог;

Метод  -практический;

 Прием –

выборочное чтение;

Метод – практический;

Прием-

Языковой анализ текста.

Метод  -практический;

Прием –

Словарная работа.

10 мин

-Да, сегодня на уроке мы будем инсценировать отрывок из пьесы-сказки, а для этого надо уточнить характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков, высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста. Попробуем определить нравственные проблемы.

- чтобы у нас получился настоящий мини спектакль, мы должны заглянуть в за кулисье….

Страничка толкового словаря:

Актёр – артист, исполнитель ролей в театральных представлениях , в кино, телевидении.

Афиша- объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции

Герой – главное действующее лицо литературного произведения. 

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления.

Персонаж – действующее лицо в литературном произведении.

Ремарка – пояснение автора к тексту, касающееся обстановки , поведения действующих лиц, их внешнего вида

Режиссёр – творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной , кино- или театральной постановки, вообще зрелищных программ.

- Что такое пьеса ?

-Обратимся к страничке толкового словаря С.И. Ожегова.

Пьеса- драматическое произведение для театрального представления.

- Объясните значение слова «персонаж», «герой».

Персонаж – действующее лицо в литературном произведении.

Герой – главное действующее лицо литературного произведения. 

- Назовите действующих лиц ( падчерица, солдат, старуха и её дочка, королева, учитель королевы, канцлер, белка, 12 месяцев, первый глашатай, второй глашатай и др.)

-Назовите героев пьесы (двенадцать месяцев, падчерица, королева)

Словарная работа

Падчерица  - приемная дочь

Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность

Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы

Астролог- гадатель по звездам

Мантия – накидка

Рескрипт – распоряжение

Резолюция – решение, постановление

Ходатайство – просьба

Формулировать тему урока.

Рассуждать о том, инсценировать сказку.

Работать с толковым словарем.

Подбирать правильное значение слов.

Определять действующих лиц и героев.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принятие и сохраннее учебной задачи;

 Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;понимание

чувств  других людей и сопереживание им;

Физ. минутка

1 мин

Выполняют повторно движения.

Решение частных учебных задач

Метод – словесный;

Прием – беседа, объяснения;

Метод – практический;

Приём- творческое задание.

15 мин

- Работа по содержанию.

Жизнь в доме мачехи.

- В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»?

- С чего началась сказка, что случилось в горной стране Богемии?

- Где жила девочка?

- Кем она приходилась мачехе?

- Счастлива ли она была в этой семье?

- Почему?

В зимний лес за цветами.

- Что же произошло в один из холодных зимних вечеров, мы узнаем из видеосюжета. (Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»)

- Куда отправляет мачеха падчерицу?

- Для чего понадобились подснежники зимой?

- Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы?

- Почему?

- Что можно сказать о поступке мачехи?

- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?

- Могла ли она просто вернуться домой?

- Почему?

- Что происходит дальше?

- чем все заканчивается?

-А кто помогает падчерице собрать корзину подснежников? Прочитайте эти слова в тексте.

- А почему они решили ей помочь? Докажите словами текста.

Выберите слова, которые подходят для характеристики вашего действующего лица: настойчивый, умная, капризная, степенный, терпеливая, трудолюбивая, упрямая, добродушная, отзывчивая, спокойный, спокойная, чуткая, жестокая, своенравная, ласковая, вспыльчивая, умный, терпеливый, скромная

1 ряд – королева

2 ряд – падчерица

3 ряд – профессор

- Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

- Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходства и различия.

- Что можно сказать о знаниях королевы?

- Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг  к другу старуха-мать и дочь?

- Как дочь и мать относятся к падчерице?

- Из каких слов сказки это видно?

Падчерица собрала с помощью братьев- месяцев корзину подснежников, а мы с вами сейчас наполним нашу корзину мудростями. Какие мудрости вы вынесли для себя, читая сказку «12 месяцев»

 

Корзина «Мудрости»

1 Человек добрый, имеет любящее сердце, не ищет выгоды для себя, то для него возможны разные чудеса.

Все стараются помочь такому человеку.

2. Не просить лишнего у того, кто тебе помогает, довольствуйся тем, что дают, будь кротким и справедливым и точно также будут поступать с тобой.

3.Злые дела не останутся безнаказанными, а добрые не останутся не замеченными.

- В нашей сказке добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, справедливость, отзывчивость братьев-месяцев. А победит ли добро в нашей жизни зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

Наш урок хочу закончить словами поэтессы Маргариты Алигер «,,,Если ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…»

-

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать полным ответом.

Сопоставлять характеристики героя с его чертами характера.

Приводить примеры из текста. Отвечать на вопросы.

Делать выводы: Чему научила сказка, что вы вынесли для себя

Познавательные:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; выявлять  идею произведения.

Коммуникативные : умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера ( оппонента)

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Рефлексивный

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

4 мин

- Игра «Угадай героя»

«Сначала надо думать, а потом писать….» (профессор

«Я издам новый закон природы!» (королева)

«Не спи – замерзнешь!» (белочка)

« И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днем на ней были» (январь)

«А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память.» (апрель)

«Ну, брат Январь, конец зимней весне приходит. Бери свой посох.» (декабрь)

Сочинять стихотворение по аналогии с авторскими стихами.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.   Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные: осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Информация о домашнем задании

  1. сделать афишу к сказке
  2. читать по ролям

Чудес, хоть я живу давно,

Не видел я покуда.

А впрочем, в мире есть одно

Действительное чудо:

Помножен мир (иль разделен?)

На те миры живые,

В которых сам он отражен,

И каждый раз впервые.

Всё в мире было бы мертво —

Как будто мира самого

Совсем и не бывало,—

Когда б живое существо

Его не открывало.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Падчерица - приемная дочь Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы Астролог- гадатель по звездам Мантия – накидка Рескрипт – распоряжение Резолюция – решение, постановление Ходатайство – просьба

Слайд 8

настойчивый, умная, капризная, степенный, терпеливая, трудолюбивая, упрямая, добродушная, отзывчивая, спокойный, спокойная, чуткая, жестокая, своенравная, ласковая, вспыльчивая, умный, терпеливый, скромная

Слайд 9

«…Если ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»...

Конспект урока по литературному чтению на тему "С.Я. Маршак"

Предмет: литературное чтениеКласс: 3 «а»Тема урока: С Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством С. Маршака.   Планируемые результаты:·...

Конспект урока по литературному чтению на тему: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Тип урока: открытие нового знания.Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.Планируемые результаты: Предметн...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Двенадцать месяцев"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением С. Маршака «Двенадцать месяцев»,  с особенностями пьесы – сказки.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Самостоятельное чтение. Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»-развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения.Планируемые результатыПредм...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Как хорошо уметь читать. «Автобус номер двадцать шесть. С.Я. Маршак" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...