Конспект урока по литературному чтению на тему "С.Я. Маршак "Ландыш"" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Коновалова Елена Александровна

УМК"Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshak.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Технологическая карта по литературному чтению

Тема:  «С.Я. Маршак "Ландыш"».

        

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»;

Планируемые результаты:

предметные: 

  • Называть произведения С.Я.Маршака, вошедшие в круг чтения;
  • Определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;
  • Читать выразительно стихи С.Я.Маршака.

личностные:

  • эмоционально "переживают текст" выражают свои эмоции;
  • сохраняют мотивацию к учёбе.

Оборудование: учебник Литературное чтение 3 класс 2ч. "Начальная школа 21 века", рабочая тетрадь ,презентация.

Тип урока: ОНЗ

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

Мотивационный

Фронтальная

= 2

Приветствие учителя

Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Продолжите фразы, чего вы ждёте от урока:

Повторим….

Успешно справимся….

… оценивать…

Выявим трудности…

Расширим…

 (Ответы детей)

 - Сегодня мы будем тренировать свою память, учиться выразительно читать и сочинять свои стихи.

Приветствовать учителя

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

П.: строят речевое высказывание.

2

Проверка домашнего задания.

Постановка учебной задачи

Практич.: отгадывание загадок

Практич.: Работа со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш»

Слово учителя:

Пракич.: Самостоятельное чтение стихотворения  учащимися (про себя) с заданием:

Практич.: Сообщение детей о ландышах.

Практич.:  Дыхательная медитация

Словес.: анализ прочитанного

Практич.: Словарная работа

Словес.:

Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения

Практич.: Выразительное чтение стихотворения 

Практич.: Творческое задание «АКРОСТИХ»

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы

Домашнее задание (дифференцированное.)

=30

- Чтобы двигаться дальше и узнать что-то новое мы должны проверить домашнее задание.

- С каким писателем вы познакомились на прошлом занятии?

- Что вы помните из его биографии?

- Что писал С.Я. Маршак? Приведите примеры.

- На дом вам было задано чтение наизусть  стихотворения"Урок родного языка".

- Проверяем.

Имя Маршака знают даже  самые маленькие дети, так же как и его стихи.

Ты прочитаешь стихи С.Я.Маршака. Подумай, что хотел сказать поэт, как читаются его произведения, почему они легко запоминаются.

- В книге для чтения помешены два произведения С.Я.Маршака, какое из них мы будем изучать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

     «Белые горошины на зелёной ножке» (Ландыши)

- Сегодня у нас новые открытия поэзии. Мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст его поэзия

Выразительное чтение  стихотворения учителем с. 98-99  (Учитель читает медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения пауза.)

- Поделитесь своими мыслями, чувствами. (Ответы детей)

-  Когда  как вы будете читать стихотворение, обратите внимание на  непонятные слова, подчеркните их.

Подумайте, какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес, он ещё не распустился и  ландыши.)

(Показ учителем рисунка ландыша.

 - Посмотрите на рисунок с изображением ландыша. Рассмотрите его. Какой он на самом деле? (Белый, чистый, нежный. Цветы похожи на бубенчики.)

- Что вы знаете о ландышах?

Сообщения детей о ландышах

  1. Ландыши распускаются в конце весны. Их  хрупкие ароматные цветки на тонких стебельках-цветоножках напоминают маленькие белоснежные фарфоровые бокальчики. Однако рвать ландыши запрещено законом: этого чуда природы в наших лесах становится всё меньше.
  2. Ландыш не только  красив, он ещё и целебен. В нём есть вещества, которые помогают лечить сердце и почки, успокаивают нервы. А парфюмеры очень ценят ландышевое эфирное масло и делают из него духи. (Сообщения двух детей)

- Давайте представим себе ландыш.

1) - Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат ландыша… Нежный аромат ландыша… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

2) Дышим глубже

Носом – вдох,

(Поднимание рук – на вдохе.)

А выдох – ртом,

(Свободное опускание рук – на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом –

Марш на месте,

Не спеша,

Коль погода хороша!

Словарная работа 

Объят - обхвачен, обнят, заключён в объятия.

Жемчужины – 1) зерно жемчуга, твёрдого вещества, образующегося в раковинах некоторых моллюсков, обычно белого или розового цвета. 2)  перен. - сокровище, украшение (высок.)

           Спелёнутый – от слова пеленать, заворачивать в пелёнки.

Томиться - мучиться,  испытывать тягость от чего-либо

 - Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? Что он «обрамляет» (вставляет в рамку)? (Ландыш – как клад, как драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес ещё чёрный, без листвы, - как тёмная закрытая шкатулка, внутри которой, в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зелёной шёлковой подкладке.)

- В каких именно образах С.Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? (Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша - круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны.) Прочитайте.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

- Выражение: Но солнце раскрывает венчики – метафорический аксоморон.

–Как поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка? Прочитайте.

Природой бережно спелёнутый ,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

 - Почему автор говорит о ландыше, как о ребёнке?  

     - Как лес относится к ландышу?  (Бережно, любя.)

- Слово спелёнутый – яркая метафора,  цветок сравнивается с ребёнком, которого мама бережно спеленала. Показаны первые признаки пробуждения от зимнего сна.

- Как вы понимаете выражение «глушь нетронутая»? (Ответы детей)

Выражение – «глушь нетронутая» – метафорический эпитет (сравнение).

 - Какой из этих образов помогает вам представить ландыш?

-  Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее точными и пронзительными? (Особенно  две первые и четыре последние строчки.) Прочитайте.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью  объят…

Лес благоухает, когда он раскрывается во всей своей красе, когда распускаются почки, появляются первые листочки. В воздухе ощущаются ароматы весны, а пока он томится, ожидает своего часа пробуждения. Прочитайте.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

Как вы понимаете выражение «горький цветок»? (Ландыш -  цветок красивый, но его плоды ядовиты, их могут есть только птицы и дикие животные. Несоответствие признака, такое же,  как и в  выражении «горячий снег».)

- Какой образ леса создаёт поэт?

- Какой приём использует автор, когда говорит о лесе и о ландыше? (Олицетворениет.е. он наделяет их человеческими чувствами и поступками.)

Найдите в тексте сравнения, метафоры. (Цветочки ландыша сравниваются с жемчужинами, бубенчиками, венчиками, поэт  называет цветки ландыша- колокольчиками весны.)

- Как лес относится к ландышу?  (Бережно, любя.)

- Да, ребята. Художественный образ – это что-то глубокое, многослойное: тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок как будто на глазах раскрывается. Это колокольчик весны. Это – красота весенних дней. И тут же – тоска, но счастливая. Тут же – чернеет и томится лес. Оказывается, бывает счастливая тоска! («Томиться – мучиться,  испытывать тягость от чего-либо» С.И.Ожегов «Словарь русского языка») с. 654 .Томиться – это и ожидание чего-либо  очень желанного.

-  А скажите, вы поняли, как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.)

 (4 ученика читают стихотворение по четверостишию, затем один ученик читает стихотворение целиком)

Вы очень красиво читали стихотворение, вы прониклись мыслями, чувствами поэта, сумели показать красоту, нежность и хрупкость ландыша, показать бережное  отношение леса к своему «ребёнку» - ландышу.

 

- На уроке мы знакомились с поэтическим произведением. Написать стихотворение может только очень наблюдательный, вдумчивый, творческий человек. Сегодня мы тоже попробуем себя в роли юных  поэтов.

- Сегодня  я не буду давать вам рифму, а  задам вам тему стихотворения: Весна. Вы напишите «АКРОСТИХ». Первая буква каждой строчки, указана на листочке:

В___________________________________

Е ___________________________________

С___________________________________

Н___________________________________

А___________________________________

 (У каждого ребёнка на парте листочки для написания акростиха)

- Какие звуки вы услышите в лесу? (Пение птиц, журчание ручейка, треск сухих веточек под ногами….)

- Какие звуки должны повторяться в словах, чтобы мы услышали звуки леса в стихотворении?

- Какие слова вы возьмёте для своего стихотворения?

- Как вы думаете, какое должно быть настроение у нашего стихотворения? (Веселое, приподнятое, лирическое, но не  грустное, не унылое, не тоскливое)

Звучит аудиозапись «Звуки леса».  Дети пишут «АКРОСТИХИ».

.Чтение полученных «АКРОСТИХОВ»

- Вернёмся к вопросу, который мы читали в начале урока и попытаемся на него ответить. Что хотел сказать поэт в своем стихотворении «Ландыш»?  Как читаются его произведения, почему они легко запоминаются

  • Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
  • Нарисовать рисунок ландыша (по желанию)
  • Сочинить мини-стихотворения на тему  «Ландыш» или «Весенний лес» (по желанию) или закончить акростих на тему «ВЕСНА» 

Отгадывать загадку

Определять тему и цель урока

Слушать чтение учителя

Читать самостоятельно стихотворение с заданием

Рассказывать информацию о ландышах

Отвечать на вопросы после чтения  стихотворения

Выполнять упражнения

Проводить словарную работу

Беседовать по содержанию

Сравнивать ландыши с листочами

Читать выразительно стихотворение

Выполнять творческое задание

Отвечать на итоговые вопросы

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П: извлекают необходимую информацию из учебника

К: формулируют ответы и выводы.

Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"

Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...