2
| Проверка домашнего задания.
Постановка учебной задачи
Практич.: отгадывание загадок
Практич.: Работа со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш» Слово учителя:
Пракич.: Самостоятельное чтение стихотворения учащимися (про себя) с заданием:
Практич.: Сообщение детей о ландышах.
Практич.: Дыхательная медитация
Словес.: анализ прочитанного
Практич.: Словарная работа
Словес.: Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения
Практич.: Выразительное чтение стихотворения
Практич.: Творческое задание «АКРОСТИХ»
Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы
Домашнее задание (дифференцированное.) | =30
| - Чтобы двигаться дальше и узнать что-то новое мы должны проверить домашнее задание. - С каким писателем вы познакомились на прошлом занятии? - Что вы помните из его биографии? - Что писал С.Я. Маршак? Приведите примеры. - На дом вам было задано чтение наизусть стихотворения"Урок родного языка". - Проверяем.
Имя Маршака знают даже самые маленькие дети, так же как и его стихи. Ты прочитаешь стихи С.Я.Маршака. Подумай, что хотел сказать поэт, как читаются его произведения, почему они легко запоминаются.
- В книге для чтения помешены два произведения С.Я.Маршака, какое из них мы будем изучать сегодня, вы узнаете, отгадав загадку: «Белые горошины на зелёной ножке» (Ландыши)
- Сегодня у нас новые открытия поэзии. Мы будем читать стихотворение С.Я.Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст его поэзия
Выразительное чтение стихотворения учителем с. 98-99 (Учитель читает медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения пауза.) - Поделитесь своими мыслями, чувствами. (Ответы детей) - Когда как вы будете читать стихотворение, обратите внимание на непонятные слова, подчеркните их.
- Подумайте, какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес, он ещё не распустился и ландыши.) (Показ учителем рисунка ландыша. - Посмотрите на рисунок с изображением ландыша. Рассмотрите его. Какой он на самом деле? (Белый, чистый, нежный. Цветы похожи на бубенчики.) - Что вы знаете о ландышах? Сообщения детей о ландышах - Ландыши распускаются в конце весны. Их хрупкие ароматные цветки на тонких стебельках-цветоножках напоминают маленькие белоснежные фарфоровые бокальчики. Однако рвать ландыши запрещено законом: этого чуда природы в наших лесах становится всё меньше.
- Ландыш не только красив, он ещё и целебен. В нём есть вещества, которые помогают лечить сердце и почки, успокаивают нервы. А парфюмеры очень ценят ландышевое эфирное масло и делают из него духи. (Сообщения двух детей)
- Давайте представим себе ландыш. 1) - Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат ландыша… Нежный аромат ландыша… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. 2) Дышим глубже Носом – вдох, (Поднимание рук – на вдохе.) А выдох – ртом, (Свободное опускание рук – на выдохе.) Дышим глубже, А потом – Марш на месте, Не спеша, Коль погода хороша! Словарная работа Объят - обхвачен, обнят, заключён в объятия. Жемчужины – 1) зерно жемчуга, твёрдого вещества, образующегося в раковинах некоторых моллюсков, обычно белого или розового цвета. 2) перен. - сокровище, украшение (высок.) Спелёнутый – от слова пеленать, заворачивать в пелёнки. Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-либо
- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? Что он «обрамляет» (вставляет в рамку)? (Ландыш – как клад, как драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес ещё чёрный, без листвы, - как тёмная закрытая шкатулка, внутри которой, в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зелёной шёлковой подкладке.) - В каких именно образах С.Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? (Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша - круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны.) Прочитайте. Бутонов круглые бубенчики Ещё закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. - Выражение: Но солнце раскрывает венчики – метафорический аксоморон. –Как поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка? Прочитайте. Природой бережно спелёнутый , Завёрнутый в зелёный лист, Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. - Почему автор говорит о ландыше, как о ребёнке? - Как лес относится к ландышу? (Бережно, любя.) - Слово спелёнутый – яркая метафора, цветок сравнивается с ребёнком, которого мама бережно спеленала. Показаны первые признаки пробуждения от зимнего сна. - Как вы понимаете выражение «глушь нетронутая»? (Ответы детей) Выражение – «глушь нетронутая» – метафорический эпитет (сравнение). - Какой из этих образов помогает вам представить ландыш? - Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее точными и пронзительными? (Особенно две первые и четыре последние строчки.) Прочитайте.
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят… - Лес благоухает, когда он раскрывается во всей своей красе, когда распускаются почки, появляются первые листочки. В воздухе ощущаются ароматы весны, а пока он томится, ожидает своего часа пробуждения. Прочитайте. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И всё своё благоухание Он отдал горькому цветку. - Как вы понимаете выражение «горький цветок»? (Ландыш - цветок красивый, но его плоды ядовиты, их могут есть только птицы и дикие животные. Несоответствие признака, такое же, как и в выражении «горячий снег».) - Какой образ леса создаёт поэт? - Какой приём использует автор, когда говорит о лесе и о ландыше? (Олицетворение, т.е. он наделяет их человеческими чувствами и поступками.) - Найдите в тексте сравнения, метафоры. (Цветочки ландыша сравниваются с жемчужинами, бубенчиками, венчиками, поэт называет цветки ландыша- колокольчиками весны.) - Как лес относится к ландышу? (Бережно, любя.) - Да, ребята. Художественный образ – это что-то глубокое, многослойное: тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок как будто на глазах раскрывается. Это колокольчик весны. Это – красота весенних дней. И тут же – тоска, но счастливая. Тут же – чернеет и томится лес. Оказывается, бывает счастливая тоска! («Томиться – мучиться, испытывать тягость от чего-либо» С.И.Ожегов «Словарь русского языка») с. 654 .Томиться – это и ожидание чего-либо очень желанного. - А скажите, вы поняли, как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.)
(4 ученика читают стихотворение по четверостишию, затем один ученик читает стихотворение целиком)
- Вы очень красиво читали стихотворение, вы прониклись мыслями, чувствами поэта, сумели показать красоту, нежность и хрупкость ландыша, показать бережное отношение леса к своему «ребёнку» - ландышу. - На уроке мы знакомились с поэтическим произведением. Написать стихотворение может только очень наблюдательный, вдумчивый, творческий человек. Сегодня мы тоже попробуем себя в роли юных поэтов. - Сегодня я не буду давать вам рифму, а задам вам тему стихотворения: Весна. Вы напишите «АКРОСТИХ». Первая буква каждой строчки, указана на листочке: В___________________________________ Е ___________________________________ С___________________________________ Н___________________________________ А___________________________________ |
(У каждого ребёнка на парте листочки для написания акростиха) - Какие звуки вы услышите в лесу? (Пение птиц, журчание ручейка, треск сухих веточек под ногами….) - Какие звуки должны повторяться в словах, чтобы мы услышали звуки леса в стихотворении? - Какие слова вы возьмёте для своего стихотворения? - Как вы думаете, какое должно быть настроение у нашего стихотворения? (Веселое, приподнятое, лирическое, но не грустное, не унылое, не тоскливое) Звучит аудиозапись «Звуки леса». Дети пишут «АКРОСТИХИ». .Чтение полученных «АКРОСТИХОВ»
- Вернёмся к вопросу, который мы читали в начале урока и попытаемся на него ответить. Что хотел сказать поэт в своем стихотворении «Ландыш»? Как читаются его произведения, почему они легко запоминаются
- Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
- Нарисовать рисунок ландыша (по желанию)
- Сочинить мини-стихотворения на тему «Ландыш» или «Весенний лес» (по желанию) или закончить акростих на тему «ВЕСНА»
|
Отгадывать загадку
Определять тему и цель урока
Слушать чтение учителя
Читать самостоятельно стихотворение с заданием
Рассказывать информацию о ландышах
Отвечать на вопросы после чтения стихотворения
Выполнять упражнения
Проводить словарную работу
Беседовать по содержанию
Сравнивать ландыши с листочами
Читать выразительно стихотворение
Выполнять творческое задание
Отвечать на итоговые вопросы | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
П: извлекают необходимую информацию из учебника К: формулируют ответы и выводы.
Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
|