Технологическая карта к уроку литературного чтения сказка С.Г. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Мысовская Анжела Александровна

Технологическая карта к уроку литературного чтения по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема урока «Сказка С.Г. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».

Цель: создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения;

Личностные:

формирование умения видеть красоту вокруг себя, осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям.

самоопределение ребёнка, как путешествие в мир его души, поиска себя, своего места в жизни.

формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей.

Метапредметные:

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике и в тексте учебника;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме

слушать и понимать речь других;

выразительно читать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Оборудование: магнитная доска, мультимедийное устройство, видеоматериалы, карточки, раздаточный материал для рефлексии, учебник.

УМК «Перспективная начальная школа» 3й год обучения

Название

этапа урока

Время проведения (мин.)

Форма работы

Деятельность учителя

Деятель

ность учащихся

I.Организационный этап

1 мин

Фронтальная работа

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Для этого нужно просто улыбнуться.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II Подготовка к первичному восприятию

5мин

Фронтальная работа (антиципация чтения)

Сказка по лесу идёт — Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка — умница и прелесть, С нами рядышком живёт

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.

 -Какие сказки вы можете вспомнить?

-На какие 2 группы вы можете поделить эти сказки?

- А чем авторские сказки отличаются от народных? 

-О сказке.

-Народные и авторские

-Авторские- написал писатель, а народные передавал народ из поколения в поколение

I I I .Первичное восприятие

I V. Проверка первичного восприятия.

V. Постановка учебной задачи.

Чтение сказки детьми.

VI. Анализ произведения.

Физминутка.

VII.Обобщение

VIII.Рефлексия (чтение сочинений, написанных на «звёздочках», «зажигание звёзд» - закрепление их на магнитной доске)

 IX.Домашнее задание

5 мин

5 мин

10 мин

7мин

2 мин

7 мин

 2 мин

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная работа (беседа по содержанию в целом, словарная работа, выборочное чтение)

Работа в группах

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

- Сегодня у нас с вами встреча с героями одной чудесной авторской сказки. Это очень романтичные, мечтательные герои. Чтобы их узнать, предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок  из мультфильма.  А как называется  этот мультфильм, вы мне ответите после просмотра ( Зимняя сказка)

-Ну что ребята, узнали героев?

- в каких мультфильмах они встречаются еще?

-Ребята, а кто является автором рассказов, по которым сняты эти мультфильм?

 - Какие рассказы этого автора вами были уже изучены?

- Сергей Козлов придумал очень забавных и трогательных героев - Ёжика и Медвежонка. Они ходят друг к другу в гости, вместе сумерничают, читают стихи великих поэтов. Ежик любит смотреть на звёзды, а Медвежонок водит знакомство с Солнечным зайцем и знает, как перехитрить время

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством этого удивительного автора, с его рассказом « Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»

- Попробуйте предположить, о чём может быть эта сказка?

 На фоне красивой лирической мелодии учитель читает сказку «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды»

просмотр видеоролика, на последнем кадре учитель говорит:

-Красиво было так, что Ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?

-Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем? Поделитесь впечатлениями ?
• Как вы думаете, каким образом мог родиться замысел этой истории у автора?


• А вы любите наблюдать за звёздами? Почему?


• А вы замечали, что звёзды на небе не всегда сверкают ярко, иногда они светят тускло, а бывают ночи, когда звёзд на небе не видно совсем. Вы не задумывались над тем, почему так бывает?


• А какое сказочное объяснение даёт этому автор? А звёзды падают, потому что иногда….

Знаете, ребята, сказка, которую мы с вами читаем, сказка непростая. Это сказка – притча. Вам знакомо это слово?
• Чтобы понять иносказательный смысл сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», понять авторский замысел, сказку необходимо внимательно прочитать вновь.
• Вы хотите прочитать сказку ещё раз? В каком темпе вы будете читать сказку? Почему? (спокойное неторопливое повествование предполагает спокойный темп чтения)
• А с какими интонациями? Почему? (рассказ о хрупком бережном отношении к красоте предполагает соответствующие интонации: нежные, мягкие, мелодичные)

 Скажите, ребята, каким вы представляете Ёжика, какой он? Откуда это видно? Докажите текстом

 • Что больше всего волнует Ёжика? (что звёзды, эти прекрасные звёзды могут потускнеть, а красота не должна исчезнуть) Как сам он об этом говорит? (2 абзац)
• Как Ёжик делает своё дело? Подтвердите примерами из текста.

 Словарная работа.
«Кропотливо» - это как? Подберите синонимы, родственные слова.

-Интересно, что слово «кропотливый» произошло от старославянского «кропот» - ворчание, «кропотать» - ворчать, у Козлова Ёжик «ворчит», найдите это место в сказке.

Для внимательных читателей, умеющих читать между строк, намёк на то, что Ёжик «трудолюбивый, усердный», а не ворчливый, недовольный.
• А как протирает звёзды Медвежонок? Найдите подтверждение своих слов в тексте

В жизни так случается: даже если очень стараешься, не всегда всё получается так как хочется. Вы со мной согласны?
• Но останавливали Медвежонка неудачи?

• Плохо ли то, что у Медвежонка иногда падали звёзды?


• Почему Медвежонок считает что «протирать звёзды» - это «счастливая мысль»?


• Для кого старались Ёжик с Медвежонком?

• Они ждали награду за свою работу?

• Можем ли мы с вами найти в сказке портреты героев, даёт ли автор оценку тому делу, которым они занимаются?

• Благодаря чему автору удаётся передать своё отношение к героям сказки? Детальное, очень обстоятельное описание того дела, которым они занимаются – подчёркивает важность их дела и вызывает уважение к ним, использование слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами

Давайте немного отдохнём. Представьте, что у вас в правой руке свежий веник, а в левой чистая тряпочка. Поднимем руки вверх. Осторожно обстучим веником звёздочку, осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. А теперь переложим веник в правую руку, а тряпочку в левую и начнём протирать звёзды до блеска, тщательно, кропотливо. Если не мы, то кто же протрёт звёзды? Протёрли, давайте другую. Вон какая пыльная!

Какая из пословиц подходит к сказке? Посоветуйтесь в группах

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.
Благородно только то, что бескорыстно.
Доброе дело без награды не остаётся.

• Можно ли в слова «протирать звёзды»  вложить не буквальный, не прямой , а иносказательный смысл

• Вот какую важную мысль доказывает в произведении автор.
• А вы, хоть изредка, «протираете звёзды»? Как?

-Я предлагаю вам поразмышлять на одну из выбранных тем, запишите свои мысли на звёздочках.

Что я сделал хорошего?
Чем я могу помочь людям?
Что изменится, если мы чаще будем «протирать звёзды»?

-Поднимите звездочки вверх, вот сколько хороших дел вы можете сделать. Значит, в наших силах изменить мир, сделать его лучше. Спасибо за урок, ребята. Вы замечательно работали. А звёздочки пусть останутся вам на память и напоминают  о том, как это важно иногда «протирать звёзды».

-это Ежик, Заяц и Медвежонок

- Трям! Здравствуйте!

-Сергей Козлов

-«Разрешите с вами посумерничать», «Как оттенить тишину» и т.д.

Ответы детей

-усердный, ответственный, смелый, старательный, трудолюбивый, не слагал ответственность с себя, не перекладывал её на других: «кто же протрёт звёзды» - эту важную работу нужно сделать самому, не ждать, что кто-то другой сделает её за тебя

-Усердно, старательно, детально; трудолюбивый, вникающий в мелочи

-Тоже очень старался, но не всегда у него получалось

-Значит, важно не останавливаться перед трудностями, продолжать делать хорошие дела

-На падающую звезду можно загадать желание, говорят, оно всегда сбывается

-для всех, «все в лесу знали»

-нет, мы этого не видим, чувствуется, что они делали это бескорыстно.


-нет, но ведь мы с вами сумели почувствовать симпатию к ним.

-делать хорошие дела, направленные на благо других, делать добросовестно, кропотливо, бескорыстно, не ожидая награды 

-Каждый должен делать хорошие дела, делать неустанно, бескорыстно, и тогда мир вокруг нас изменится, станет лучше

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе на тему: Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Главная мысль сказки.Познакомить учащихся с биографическими фактами датского ...

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».

Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе "Г. Х. Андерсен. Сказка «Оле Лукойе»"

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе "Г. Х. Андерсен. Сказка «Оле Лукойе»"Цель урока: познакомить с биографией Г. Х. Андерсена, его творчеством, способс...