I. Этап самоопределения к деятельности (Словесный : слово учителя) | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнём урок, друзья. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
| -Приветствовать учителя; -Эмоциональный настрой на урок | Личностные : положительное отношение к уроку.
|
II. Актуализация знаний и мотивация (Практический: кроссворд)
| 2 мин | Урок совсем обычный, а, может, необычный, А, может, не урок совсем хочу вам преподать. Он может быть веселым, и очень поучительным, Коль дети с чувством юмора мне будут помогать! Ребята, на доске записан кроссворд. В нём зашифрованы персонажи, которые помогают нам изучать предмет «Литературное чтение». Отгадав их имена в клетках по горизонтали, в клетках по вертикали вы прочитаете тему сегодняшнего урока (слайд 1).
|
| к | о | с | т | я | | п | о | г | о | д | и | н |
|
|
|
|
|
|
| м | и | ш | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в | о | л | ш | е | б | н | и | ц | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м | и | х | а | и | л | | п | о | т | а | п | о | в | и | ч |
1.Имя и фамилия мальчика, который является членом клуба «Ключ и Заря» (Костя Погодин) (слайд 2). 2.Имя мальчика, по фамилии Иванов (Миша) (слайд 3). 3.«Профессия» Анишит Йокоповны (Волшебница) (слайд 4). 4.Имя и отчество Главного Библиотекаря (Михаил Потапович) (слайд 5).
| Разгадывать кроссворд
Отвечать на вопрос;
| Р.- Принимать и сохранять учебную задачу
Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. |
III. Постановка учебной задачи (Практический: самостоятельная работа)
| 7мин | Сегодня на протяжении всего урока нас будет сопровождать смех (звучит аудиозапись смеха).
- Вы уже знаете, что смех бывает разный, т.е. имеет разную смысловую и эмоциональную окраску. - Давайте вспомним, какой бывает смех? (Смех бывает весёлый, а бывает – невесёлый, с оттенком грусти, даже горечи) - В каком произведении мы встречались с оттенком невесёлого смеха? (В рассказе Л.Каминского «Сочинение») - Но сегодня на уроке нас будет сопровождать только весёлый смех (слайд 7). Весёлый смех – как солнышко в пасмурный день, пробуждает в нас замечательные чувства, от которых на душе легко и светло. - Какой частью речи является слово «смех»? (Слово «смех» – это имя существительное) (слайд 8) - А для того, чтобы сформулировать тему урока, вы должны существительное «смех» заменить однокоренным прилагательным («Смешной»). - Итак, сегодня на уроке мы будем «продолжать разгадывать секреты смешного» (слайд 9). Некоторые секреты смешного мы с вами уже разгадали на прошлых уроках. А разгадать ещё один секрет сегодня нам помогут…(звучит аудиозапись отрывка из сказки К.Чуковского «Бармалей») Маленькие дети, ни за что на свете, Не ходите дети в Африку гулять! В Африке акулы, в Африке гориллы, В Африке большие, злые крокодилы! - Итак, разгадать ещё один секрет смешного нам поможет автор этих строк замечательный детский писатель - Корней Иванович Чуковский и маленькие дети (звучит фонограмма детского смеха). - Посмотрите внимательно на портрет, вглядитесь в его лицо (слайд 10). - Как вы думаете, каким человеком был Чуковский? (добрым, весёлым). - Его всегда очень любили дети и карикатуристы. Карикатуристы (те, кто создаёт дружеские шаржи, т.е. смешные рисунки) любили Чуковского за внешность. Полные румяные щёки, над ними увесистый нос, смеющиеся светлые глаза, непослушная прядь, свисающая на лоб и очень высокий рост, длинные руки и ноги. Ну, чем не источник смешного? (слайд 11) - А дети любили Корнея Ивановича Чуковского за то, что он говорил на понятном им языке (слайд 12). Часто общаясь с маленькими детьми (слайд 13), Чуковский записывал их смешные высказывания, которые и легли в основу его книги «От двух до пяти».
Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков(1882-1969)- писатель, поэт, переводчик, критик. Родился 31 марта 1882 года в Санкт- Петербурге. Под псевдонимном Корней Чуковский писатель работал с начала литературной деятельности. Позже добавил ненастоящее отчество Иванович. В 1901 году Чуковский начал заниматься журналистикой, а спустя два года стал лондонским корреспондентом. Вернулся на родину Чуковский в 1905 г. Корней Чуковский постепенно становится все более известным и влиятельным. Должное внимание Корней Чуковский уделял детским произведением. Его первая сказка вышла в 1916 за ней последовали «Мойдодыр», «Тараканище». Также Чуковский занимался переводами, пересказал Библию для детей. На стр 69-70 прочитаем разговор Миши, Кости, Тани. Анишит Йокоповна предлагает прочитать короткие истории, рассказанные Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»
| Формулировать тему урока;
| К.- Формулировать собственное мнение и позицию
П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
|
IV. Открытие нового знания
(Практическая работа по теме)
| 8 мин | Сегодня на уроке мы будем читать короткие истории из этой книги. - Но сначала подготовим свой речевой аппарат: выполним звуковую артикуляционную гимнастику. - Какое слово вы отгадали в кроссворде? (смех) (слайд 14) - Сколько в этом слове букв? А сколько звуков? - Какой слышим первый звук? (звук «с») Какой это звук? (согласный глухой) С – ссссссссс….(свистит ветер) - Какой второй звук? (согласный звонкий мягкий звук «м») М – мммммм….(мычит телёнок) - Какой третий звук? (гласный звук «э») - Поэтому мы сможем произнести его протяжно: Е – эээээээээ….(распевка) - Какой четвёртый звук? (согласный глухой твёрдый звук «х») Х – хххххххх….(идём на лыжах) - Какие звуки издаёт человек, когда смеётся? (ха-ха-ха) - Какой это смех? (весёлый, задорный, заливистый) - Хи-хи-хи! А это какой смех? (ехидный, с хитрецой) -Хо-хо-хо! А кто может так смеяться? (очень большой, добродушный человек) - А как вы думаете, как смеялся К.Чуковский? (хо-хо-хо, потому что он был большой и добрый) - А теперь попробуем произнести скороговорку: «Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!» (проговаривание с нарастающим темпом) (слайд 15) - Молодцы! Теперь вы готовы к чтению.
| -Слушать учителя; -Выполнять задание;
| П:самостоятельное формулирование темы и цели урока
К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
|
V. Первичное закрепление
(Практический : работа по рассказу)
Словесный: беседа | 6 мин | Откройте учебники на странице 62. Наташа принесла в детский сад корейскую сказку «Ласточка». В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками. - Не бей! – закричала Наташа. – Я уже побила её дома. *** - Какая фраза делает эту историю смешной? (Последняя фраза, потому что она построена на противоречии. С одной стороны Наташа запрещает своему приятелю бить злую змею, нарисованную на картинке и мы думаем, что дальше она объяснит, почему этого не надо делать: ведь змея нарисованная, а не настоящая. Но продолжение этой фразы звучит неожиданно: оказывается, Наташа «уже побила её дома») *** Ирочка Ковалёва увидела картинку к крыловскому «Квартету» и сказала: - Звериный джаз. *** - А в этой истории, что кажется вам смешным? (В этой истории смешно само сочетание слов «звериный джаз») - Что смешного в этом сочетании? - Что такое «джаз»? (Это музыкальное направление) - Перед вами джазовый оркестр (слайд 16). Они играют музыку в стиле «джаз». (Звучит аудиозапись джазовой музыки) - А теперь давайте вспомним басню Крылова «Квартет» (слайд 17) Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, - Пленять своим искусством свет. (На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Квартет»). - Чем же закончилась вся эта затея? (слайд 18) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь». - Теперь понятно, почему становится смешно, когда мы читаем словосочетание «звериный джаз» (слайд 19).
- Раз мы с вами заговорили о животных, то давайте прочитаем два детских высказывания, посвящённых впечатлениям детей в зоопарке. *** Девочка впервые увидела в зоопарке слона. Глянула на хобот и сказала: - Это не слон, а противогаз. *** Мальчик увидел в зоопарке полосатую зебру: - Лошадь в тельняшке.
| -Отвечать на вопросы
Работать в парах
Находить в тексте подтверждения
|
П: строят речевое высказывание в устной форме
К: высказывать своё мнение
Р: принимают и сохраняют задачу.
|
VI. Вторичное закрепление (Словесный: беседа) | 4 мин | Что можно сказать об этих детях? (Они очень наблюдательны) - Какое высказывание кажется вам точным? - А какое – остроумным? - Вам удалось улыбнуться? - Следующая история про девочку Лену. *** - Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты её боишься. Лена, убегая: - А зачем я ей буду врать, если я её и вправду боюсь? *** - Вам было смешно, когда мы читали эту историю? - Что здесь смешного: то, что Лена боится собачки или то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка? (То, как Лена оправдывает свой страх)
| Отвечать на вопросы |
П: строят рассуждение;строят речевое высказывание в устной форме.
К: участвуют в учебном диалоге
К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
К: высказывать своё мнение
|
VII.Итог урока Словесный (беседа) Рефлексия Домашнее задание Словесный (объяснение) | 2 мин | С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? (с книгой К.Чуковского «От двух до пяти») - Прочитав короткие смешные истории из этой книги и создав свою смешную книгу, удалось ли нам сегодня на уроке разгадать ещё один секрет смешного? - В чём заключается этот секрет? (маленькие дети очень наблюдательны, они обладают особым взглядом на мир и высказывают необычные, очень смешные рассуждения) Домашнее задание 1. Пересказ рассказа. 2.Чтение по ролям. Оценки за урок получили.. | - Подводить итоги урока. Анализировать свою деятельность на предмет достижения цели
| Л: понимание успешности деятельности |