Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: К.Чуковский "От двух до пяти" 3 класс "Перспективная начальная школа"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Мишина Елена Сергеевна

К.Чуковский "От двух до пяти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_23.02.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №:91                                                                                                                                      

Класс: 3 а                                                                                                                                          Студентка: Мишина Е.С, 43гр.                                                                                                                                                        

Учитель:  Силина И.Ю

                                                                                                                                                               

Тема урока: Корней Чуковский «От двух до пяти »

Цель: продолжить обсуждение с детьми некоторых аспектов природы смешного в литературном произведении;

Планируемые результаты:

Предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

Личностные:  формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе; развить аккуратность, культуру общения и поведения в учебном процессе .

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник литературное чтение 3 кл., Чуракова; К.Чуковского «От двух до пяти», презентация,

      Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Личностные : положительное отношение к уроку.

II.  Актуализация знаний и мотивация

 (Практический: кроссворд)

2 мин

Урок совсем обычный, а, может, необычный,

А, может, не урок совсем хочу вам преподать.

Он может быть веселым, и очень поучительным,

Коль дети с чувством юмора мне будут помогать!

  Ребята,  на доске записан кроссворд. В нём зашифрованы персонажи, которые помогают нам изучать предмет «Литературное чтение». Отгадав их имена в клетках по горизонтали, в клетках по вертикали вы прочитаете тему сегодняшнего урока (слайд 1).

к

о

с

т

я

 

п

о

г

о

д

и

н

м

и

ш

а

в

о

л

ш

е

б

н

и

ц

а

м

и

х

а

и

л

 

п

о

т

а

п

о

в

и

ч

1.Имя и фамилия мальчика, который является членом клуба «Ключ и Заря» (Костя Погодин) (слайд 2).

2.Имя мальчика, по фамилии Иванов (Миша) (слайд 3).

3.«Профессия» Анишит Йокоповны (Волшебница) (слайд 4).

4.Имя и отчество Главного Библиотекаря (Михаил Потапович) (слайд 5).

Разгадывать кроссворд

                                                                   

                                                               

Отвечать на вопрос;

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                   

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

III. Постановка учебной задачи

 (Практический: самостоятельная работа)

7мин

Сегодня на протяжении всего урока нас будет сопровождать смех (звучит аудиозапись смеха).

- Вы уже знаете, что смех бывает разный, т.е. имеет разную  смысловую и эмоциональную окраску.

- Давайте вспомним, какой бывает смех? (Смех бывает весёлый, а бывает – невесёлый, с оттенком грусти, даже горечи)

- В каком произведении мы встречались с оттенком невесёлого смеха? (В рассказе Л.Каминского «Сочинение»)

- Но сегодня на уроке нас будет сопровождать только весёлый смех (слайд 7). Весёлый смех – как солнышко в пасмурный день, пробуждает в нас замечательные чувства, от которых на душе легко и светло.

- Какой частью речи является слово «смех»? (Слово «смех» – это имя существительное) (слайд 8)

- А для того, чтобы сформулировать тему урока, вы должны существительное «смех» заменить однокоренным прилагательным («Смешной»).

- Итак, сегодня на уроке мы будем «продолжать разгадывать секреты смешного» (слайд 9).

Некоторые секреты смешного мы с вами уже разгадали на прошлых уроках. А разгадать ещё один секрет сегодня нам помогут…(звучит аудиозапись отрывка из сказки К.Чуковского «Бармалей»)

        Маленькие дети, ни за что на свете,

        Не ходите дети в Африку гулять!

        В Африке акулы, в Африке гориллы,

        В Африке большие, злые крокодилы!

- Итак, разгадать ещё один секрет смешного нам поможет автор этих строк замечательный детский писатель - Корней Иванович Чуковский и маленькие дети (звучит фонограмма детского смеха).

- Посмотрите внимательно на портрет, вглядитесь в его лицо (слайд 10).

- Как вы думаете, каким человеком был Чуковский? (добрым, весёлым).

- Его всегда очень любили дети и карикатуристы. Карикатуристы (те, кто создаёт дружеские шаржи, т.е. смешные рисунки) любили Чуковского за внешность. Полные румяные щёки, над ними увесистый нос, смеющиеся светлые глаза, непослушная прядь, свисающая на лоб и очень высокий рост, длинные руки и ноги. Ну, чем не источник смешного? (слайд 11)

- А дети любили Корнея Ивановича Чуковского за то, что он говорил на понятном им языке (слайд 12). Часто общаясь с маленькими детьми (слайд 13), Чуковский записывал их смешные высказывания, которые и легли в основу его книги «От двух до пяти».

Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков(1882-1969)- писатель, поэт, переводчик, критик. Родился 31 марта 1882  года в Санкт- Петербурге. Под псевдонимном Корней Чуковский писатель работал с начала литературной деятельности. Позже добавил ненастоящее отчество Иванович. В 1901 году Чуковский начал заниматься журналистикой, а спустя два года стал лондонским корреспондентом. Вернулся на родину Чуковский в 1905 г.
Корней Чуковский постепенно становится все более известным и влиятельным. Должное внимание Корней Чуковский уделял детским произведением. Его первая сказка вышла в 1916 за ней последовали «Мойдодыр»,  «Тараканище». Также Чуковский занимался переводами, пересказал Библию для детей.

На стр 69-70 прочитаем разговор Миши, Кости, Тани.
Анишит Йокоповна предлагает прочитать короткие истории, рассказанные Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»

 Формулировать тему урока;

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие  нового знания

(Практическая работа по теме)

   

8 мин

Сегодня на уроке мы будем читать короткие истории из этой книги.

- Но сначала подготовим свой речевой аппарат: выполним звуковую артикуляционную гимнастику.

- Какое слово вы отгадали в кроссворде? (смех) (слайд 14)

- Сколько в этом слове букв? А сколько звуков?

- Какой слышим первый звук? (звук «с») Какой это звук? (согласный глухой)

С – ссссссссс….(свистит ветер)

- Какой второй звук? (согласный звонкий мягкий звук «м»)

М – мммммм….(мычит телёнок)

- Какой третий звук? (гласный звук «э»)

- Поэтому мы сможем произнести  его протяжно:

Е – эээээээээ….(распевка)

- Какой четвёртый звук? (согласный глухой твёрдый звук «х»)

Х – хххххххх….(идём на лыжах)

- Какие звуки издаёт человек, когда смеётся? (ха-ха-ха)

- Какой это смех? (весёлый, задорный, заливистый)

- Хи-хи-хи! А это какой смех? (ехидный, с хитрецой)

-Хо-хо-хо! А кто может так смеяться? (очень большой, добродушный человек)

- А как вы думаете, как смеялся К.Чуковский? (хо-хо-хо, потому что он был большой и добрый)

- А теперь попробуем произнести скороговорку: «Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!» (проговаривание с нарастающим темпом) (слайд 15)

- Молодцы! Теперь вы готовы к чтению.

-Слушать  учителя;

-Выполнять задание;

 

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Физминутка

1 мин

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

- Принимают участие в физминутке

V. Первичное закрепление

(Практический : работа по рассказу)

Словесный: беседа  

6 мин

   Откройте учебники на странице 62.                       Наташа принесла в детский сад корейскую сказку «Ласточка». В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея. Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками.

        - Не бей! – закричала Наташа. – Я уже побила её дома.

                                        ***

- Какая фраза делает эту историю смешной? (Последняя фраза, потому что она построена на противоречии. С одной стороны Наташа запрещает своему приятелю бить злую змею, нарисованную на картинке и мы думаем, что дальше она объяснит, почему этого не надо делать: ведь змея нарисованная, а не настоящая. Но продолжение этой фразы звучит неожиданно: оказывается, Наташа «уже побила её дома»)

                                        ***

        Ирочка Ковалёва увидела картинку к крыловскому «Квартету» и сказала:

        - Звериный джаз.

                                        ***

- А в этой истории, что кажется вам смешным? (В этой истории смешно само сочетание слов «звериный джаз»)

- Что смешного в этом сочетании?

- Что такое «джаз»? (Это музыкальное направление)

- Перед вами джазовый оркестр (слайд 16). Они играют музыку в стиле «джаз».

 (Звучит аудиозапись джазовой музыки)

- А теперь давайте вспомним басню Крылова «Квартет» (слайд 17)

        Проказница-Мартышка,

        Осёл,

        Козёл,

        Да косолапый Мишка

        Затеяли сыграть Квартет.

        Достали нот, баса, альта, две скрипки

        И сели на лужок под липки, -

        Пленять своим искусством свет.

(На экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Квартет»).

- Чем же закончилась вся эта затея? (слайд 18)

        «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

        И уши ваших понежней, -

        Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

- Теперь понятно, почему становится смешно, когда мы читаем словосочетание «звериный джаз» (слайд 19).

- Раз мы с вами заговорили о животных, то давайте прочитаем два детских высказывания, посвящённых впечатлениям детей в зоопарке.

                                ***

        Девочка впервые увидела в зоопарке слона. Глянула на хобот и сказала:

        - Это не слон, а противогаз.

                                ***

        Мальчик увидел в зоопарке полосатую зебру:

        - Лошадь в тельняшке.

 

-Отвечать на вопросы

Работать в парах

Находить в тексте подтверждения

П: строят речевое высказывание в устной форме

К: высказывать своё мнение

Р: принимают и сохраняют задачу.

VI. Вторичное закрепление

(Словесный: беседа)

4 мин

Что можно сказать об этих детях? (Они очень наблюдательны)

- Какое высказывание кажется вам точным?

- А какое – остроумным?

- Вам удалось улыбнуться?

- Следующая история про девочку Лену.

                                ***

        - Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты её боишься.

        Лена, убегая:

- А зачем я ей буду врать, если я её и вправду боюсь?

                        ***

- Вам было смешно, когда мы читали эту историю?

- Что здесь смешного: то, что Лена боится собачки или то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка? (То, как Лена оправдывает свой страх)

Отвечать на вопросы

П: строят рассуждение;строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

К: высказывать своё мнение

VII.Итог урока

 Словесный (беседа)

   

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? (с книгой К.Чуковского «От двух до пяти»)

- Прочитав короткие смешные истории из этой книги и создав свою смешную книгу, удалось ли нам сегодня на уроке разгадать ещё один секрет смешного?

- В чём заключается этот секрет? (маленькие дети очень наблюдательны, они обладают особым взглядом на мир и высказывают необычные, очень смешные рассуждения)

Домашнее задание

1. Пересказ рассказа.

2.Чтение по ролям.

Оценки за урок получили..

- Подводить итоги урока. Анализировать свою деятельность на предмет достижения цели

Л: понимание успешности деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Пантелеев «Честное слово» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева «Честное слово»: формирование умение анализировать характеристику ге...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Евгений Чарушин "Томкины сны" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Е.Чарушина «Томкины сны».Задачи ур...