3. Актуализация знаний Словесный: слово учителя
| 08:01- 08: 02
08:02- 08:08 | Послушайте внимательно. Забавой он людей исправил Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша боль. И не забудут этой боли, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Как вы думаете, о ком написаны эти строки? (Об Иване Андреевиче Крылове). Да, действительно, эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове. Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями? Назовите их. ( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград») К какому жанру они относятся? (Басни) Проверка домашнего задания Кто может выразительно прочитать одну из, названных вами, басен? (Выразительное чтение басни учеником). Ребята, скажите, в чем заключается мораль данной басни? («Ворона и Лисица» -льстить (угодливое восхваление, преувеличение достоинств, часто несуществующих) это плохо; «Лиса и виноград» - когда цель близка, но человек не может ее достичь, он просто отказывается от нее). | Внимательно слушаю учителя, анализируют услышанное.
Высказывают свои предположения.
Рассказываю, с какими произведениями И.А. Крылова они уже знакомились. Ученик из класса выразительно читает басню. | П: структурирование знаний; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;
|
4. Постановка учебной задачи, целеполагание Словесный: слово учителя Работа с учебником: просмотр, чтение текста | 08:08- 08:09
08:09-08:10
| (1 СЛАЙД) Посмотрите на доску, вам представлен ребус, который вы должны разгадать. Попробуйте разгадать ребус, и скажите, что у вас получилось? (Слово «Квартет»). Правильно, молодцы ребята. Вы догадались какая будет тема нашего урока? (Басня И.А. Крылова «Квартет»). (2 СЛАЙД) Откройте учебник на стр. 28. Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет». Какие цели для себя вы поставите на урок? (Познакомиться с басней Крылова И.А. «Квартет», научиться находить мораль в басне). Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день. Знаете значение слова «злободневна»? Это значит актуально, жизненно, имеет значение в настоящее время. | Определяют тему и цели урока.
| Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
|
5. Решение частных задач Словесный: слово учителя
Работа с учебником: просмотр, чтение текста Практический: работа с карточками
Работа с учебником: просмотр, чтение текста
Физкультминутка
Наглядный: работа с иллюстрацией | 08:10- 08:10
08:10- 08:13
08:13- 08:14
08:14- 08:20
08:20- 08:25
08:25- 08:26
08:26- 08:28
08:28- 08:35
08:35- 08:43
| Что такое квартет? ( Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей , ансамбль из четырёх музыкантов или певцов). Где можно уточнить значение слова? (В толковом словаре) Первичное прослушивание Сейчас вы услышите басню в исполнении актера Валентина Иосифовича Гафта. Слушайте внимательно, и определите, сколько действующих лиц участвуют в ней. (Прослушивание басни). -Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»? ( 5 лиц) -А можете их назвать? (Проказница- Мартышка, Осел, Козел, Мишка, Соловей) -О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет) Словарная работа Посмотрите, в басне есть непонятные вам слова? Они отмечены звездочкой. Давайте найдем их в толковом словаре и прочитаем, что же они обозначают. (Слова квартет, баса, альта, прима, вторы ищем в словаре и хором произносим эти слова с правильным ударением, после прочтения каждого слова ученик из класса читает его значение). (3-7 СЛАЙД) Давайте разберем еще некоторые слова или словосочетания. Что значит «на лад нейдёт»? (звучит несвязно). Каким другим выражением это можно заменить? (на лад не идет). Как вы считайте, что означает «уселись чинно в ряд?» (сели ровно, строго в один ряд). А что означает выражение «Квартет в порядок наш привесть»? Как можно сказать по-другому? (Привести Квартет в порядок). Первичное чтение Скажите, что является главным в басне? (Мораль). Что такое мораль? (Правила нравственности, поучительный вывод). А теперь прочитайте басню самостоятельно. Найдите, кто из героев произносит мораль? Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему? (Да, соловей самая музыкальная птичка, он разбирается в музыке). Физкультминутка. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок (Повторяем еще раз). Самостоятельная работа У вас на столах лежат карточки с заданием, возьмите их и прочитайте, что нужно сделать. Вы должны соедините стрелками героя басни с его характеристикой (с его особенностями). Можете выполнять. Давайте проверим. Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое. Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”). Осел - упрямый, туповатый. Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с большим музыкальным инструментом. Соловей – умный, разбирающийся в музыкальном искусстве. |
Давайте ответим на вопросы стр. 30. Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая из причин делает положение смешным? (Обе причины). А какая причина вызывает у вас веселый смех, а какая грустный? Причина А какой смех у вас вызывает? Почему? ( Вызывает грустный смех, т.к. герои к серьезному искусству относятся поверхностно, не понимают, что это занятие требует таланта и умения). А причина Б? ( Вызывает веселый смех, т.к. пересаживание героев с места на место выглядит смешно, комично и не имеет никакого отношения к умению играть на муз. инструментах). Прочитаем пословицы и определим, можно ли использовать в качестве морали к этой басне. Кто хочет прочитать 1-ую пословицу? Можно ли ее использовать в качестве морали? (Да, т.к. она отображает смысл басни, герои издают негармоничные звуки, спорят о том, как им сесть). Прочитайте 2-ую пословицу. Ее можно использовать как мораль? (Да, как и первую). Прочитаем 3-ую пословицу. Она подходит в качестве морали? (Да, но она выражает горький смысл басни: герои не понимают, что, чтобы стать музыкантом, надо учиться). А 4-ая пословица подходит? (Нет, т.к. в ней идет речь о качествах, которые не зависят от человека). Работа с картиной Откройте учебник на стр. 29. Рассмотрите рисунок Валентина Серова. Обратите внимание, как сидят герои? (герои сидят вряд, мартышка напротив, выполняя роль дирижера). Как они держат смычки? (Осел и Козел вертикально, Мишка держит горизонтально). А как изображена Мартышка? (Он смотрит на друзей, как бы шипит и стучит по раскрытым нотам, будто она недовольна). А вы видите на картине Соловья? Где он изображен? Он уже прилетел или еще нет? | Рассуждают, определяют значение слова «квартет». Слушают басню. Определяю, сколько в басне действующих лиц. Называют их. Высказывают свои предположения по поводу смысл басни. Знакомятся со значением непонятных слов.
Читают басню самостоятельно, находят мораль.
Выполняют задание в парах.
Работают с учебником. Высказывают свое мнение по отношению к участникам квартета.
Выполняют физические упражнения.
Зачитывают пословицы, высказывают свои предположения о связи пословиц и морали басни.
Работа с рисунком. Рассматривают изображение. Описывают его.
| К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;
П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи, аргументировать свою точку зрения;
К: осознание значимости совместной деятельности;
К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;
П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте .
П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;
П: развитие умения анализировать познавательный объект (иллюстрация). |