Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская народная сказка «Петух и собака»
Класс: 1
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.
Ход урока
1. Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Речевая разминка
- Прочитайте текст.
Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
- Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
- Прочитайте скороговорку медленно.
- Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.
- Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.
- Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
- Прочитайте быстро, еще быстрее.
- Кто может прочитать один?
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)
- Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
- Отгадайте загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака.)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петух.)
- Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)
- Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
- Прочитайте название произведения.
- Кто его автор? (Автора нет.)
- Почему нет автора? (Это народная сказка.)
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
Мартышки
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состройм.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
6. Продолжение работы по теме урока
- С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...)
Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
- Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)
- Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
- Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
- Где они решили заночевать?
- Что случилось утром?
- Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
- Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.
(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться...».)
- Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
- Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху.У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
- Не рой другому яму — сам в нее упадешь. (Клисе.Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)
- Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)
- Назовите ее героев.
- Восстановите последовательность событий.
(Несколько учеников рассказывают сказку.)
Все ли вам на уроке было понятно?
Что нового вы узнали? Что хорошо получается?
В чем возникли трудности на уроке?
Какую сказку мы изучали, а какую повторяли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...