Обобщение и закрепление знаний о звуках и буквах русского алфавита
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Вострикова Инесса Онисифоровна

Урок составлен с требованиями ФГОС. Ребята путешествуют по станции "Алфавитово" и закрепляют знания полученные на уроках о звуках и буквах. Разгадывают ребусы. загадки. Встречаются со сказочными героями.Выступают со своими проектами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshch_azb_teh_karta.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Вострикова Иннеса Онисифоровна

Класс:1

Тема урока:      обобщение и закрепление знаний о буквах и звуках русского алфавита.
Вид урока:         интегрированный
Форма урока:    урок-путешествие
Технология:      опережающее-развивающее обучение
Методы урока: частично-поисковый, словесно-наглядный
Оборудование:  компьютер, презентация, учебные принадлежности, наглядность, костюмы, маски. Выставка книг

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные на. предыдущих уроках

Задачи:

Образовательные: проверить умение составлять слова из слогов, предложения из слов, умение читать, писать.

формировать навыки сознательного и плавного чтения

Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах. формировать абстрактное мышление, устойчивое внимание.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах.

Планируемый результат

Предметные:

Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке,

   научатся применять полученные знание  при выполнении практических   заданий.

Метапредметные:

Регулятивные: осмысливать учебный материал; принимать и сохранять учебную задачу; организовывать свою учебную деятельность

Определять цель деятельности с помощью учителя.

Познавательные:  овладение умением обсуждать вопросы, выражать своё отношение к обозначенной теме;

Делать выводы о результате совместной   работы класса и учителя.

Коммуникативные: оперировать диалогической формой речи, выражать свои мысли последовательно, точно и ясно

     Слушать и понимать речь других.

     Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности  с одноклассниками.

Личностные:

 расширить познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; оценивают свои достижения, самостоятельность, ответственность; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов

   Понимать причины успеха в учебной деятельности.


Технология обучения

Дидактическая структура урока, его цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять!

1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2. Введение в тему урока

Дорогие ребята! Дорогие наши гости! Сегодня у наших первоклассников праздник « Прощание с Азбукой!» Давайте поздравим их с успешным окончанием Азбуки и пожелаем им в дальнейшем хорошо учиться, быть добрыми, честными и умными.
В течение учебного года на уроках Азбуки мы путешествовали по стране Алфавитово Всё время, знакомясь с новой буквой, ребята вместе со сказочными героями отправлялись в страну «Алфавитово», где посещали парк Знаний, в котором узнавали всё нужное и полезное о буквах русского алфавита.   И вот сегодня, совершая заключительное путешествие, мы проверим, чему научились наши первоклассники, какие знания получили о буквах и о многом другом?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Звучит веселая музыка. На сцену выбегают Незнайка и Ромашка с письмом в руках. Ромашка: Я хочу сообщить, что к нам на праздник пришло письмо, от кого оно, неизвестно? Обратного адреса нет, а вместо этого ребус. Я думаю, что ребус поможет угадать автора письма. Давайте попробуем угадать!

Правильно, это письмо от Волшебницы Грамоты. Давайте откроем конверт и прочитаем, что она нам пишет.
Ромашка: (вежливо). Я буду читать!

Незнайка (пытаясь выхватить письмо). Нет я, я, я!!!

Ромашка. Я — последняя буква в алфавите. И не якай, пожалуйста, — это неприлично.

Незнайка. Ну, не знаю, прилично это или неприлично, а вот буквы я уже выучил. Отдай письмо, Ромашка!

Ромашка. Скажи волшебное слово. Даже дети его знают. Правда, ребята? Какое это слово?

Незнайка недовольно морщится.

Незнайка. Ну какая же ты, Ромашка, «футы-нуты». Отдай письмо, пожалуйста!

Ромашка протягивает Незнайке письмо. Он радостно читает. Письмо (см Пиложение1)

Ромашка Давайте сегодня ещё раз перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас Азбука?

Разгадывают ребус

(приложении 1)

Дети дружно кричат: «Пожалуйста!».

Познакомила с русским алфавитом, научила читать и писать. Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными, также учила нас дружить, помогать друг другу 

У детей на столах карточки с ребусами.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

4. Формулирование темы урока, составление плана работы.

Сформулируйте тему урока.

Работать сегодня будем по маршрутному листу .

Станция «Алфавитово»

 1. Звук

2. Буква Наши проекты

а) «Моя Азбука»

б) «Живые буквы»

3. Слог

4. Слово

Станция «Кроссвордная»

1. Кроссворд

2. Предложение

Станция «Сказочная»

1) Формулируют тему урока.

2)Читают маршрутный лист.

(П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Учатся составлять план работы.

УУД:

(Р): целеполагание; планирование;

Итак, действуем по нашему маршрутному листу.

- Давайте на миг представим, что было бы если б не было школ?

 Встреча с Королевой Азбукой.        Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – Королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, - мои подданные. Мы все жители волшебной страны Алфавитово, которая расположена на страницах Азбуки. А кто – нибудь из вас знает, откуда взялось моё имя Азбука?

Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда – аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась – буки. Аз и буки – вот и получилась – Азбука! И пришла я к вам сегодня неслучайно. Сегодня мы вместе совершим увлекательное путешествие в страну Алфавитово, где встретятся герои любимых сказок, предстоят нелёгкие испытания. Итак, в путь!

Рассказывают стихи

(ответы детей).

Поют песню «Если б не было школ» Ю.Энтин,

В. Шаинский

.

5. Постановка проблемы.

Итак,станция «АЛФАВИТОВО»
Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте, кто нас здесь встречает? 
« Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить, 
А захочет – будет жить, 
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему как дом родной
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если, где услышим стук,
Значит, к нам добрался…(звук).
1 ступенька «Звук»
Я читаю вам слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете шёпотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово.
Букварь, Учебник, Карандаш, Ватман, Азбука (буква) 
Зебра, Верблюд, Утконос, Кенгуру, Игуана (звуки) 
Сорока, Ласточка, Орёл, Гусь, Индюк (слоги)
А ещё со мной пришли на праздник 

33 родных сестрицы,
Писаных красавицы, 
На одной живут странице 
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
Про кого это сказано? Правильно, про буквы!

-Сколько букв мы изучили? (33)

-На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные)

- Cколько букв гласных звуков? (10)

- Сколько букв согласных звуков?  (21)

-Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

                       

Слушают стихотворение-загадку и отгадывают 

Аккуратно записывают прописными буквами и составляют звуковую схему

работают на листочках или у доски по желанию

Выполняют упражнения.

Формулируют выводы.

1) Выполняют задания по карточкам: записывают слово, делят на слоги, ставят ударение, составляют звуковую схему слова

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3) Производят самоконтроль

4) Отвечают на вопросы учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию

Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

умение делать предположения и обосновывать их;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения;

учебное сотрудничество со сверстниками;

(Р) проговаривание последовательности действий на уроке;

6 Практическое применение полученного знания.

Итак, 2 ступенька

 «Буква». 

Наши проекты

1.  «На что похожа буква»

2. «Моя Азбука»

3. «Зверь на букву…» (загадки)

4.Инсценировка песни   «Урок. Игровая- шуточная» Сл. М. Ивенсен  Муз. Т. Попатенко

3 ступенька «Слог».  Здесь  на станции есть тир, но стреляют в нём словами. По очереди называйте составленные слова. пожалуйста, собрать из слогов слова.

Ребята, а на какие правила слова?
 Молодцы, ребята! Спасибо вам большое! 

.  4 ступенька «Слово»

Отгадайте   загадки, а они не простые. Это кроссворд!
Разгадав загадку, отгадку будете вписывать на то место, где стоит соответствующая цифра. Итак, слушайте внимательно!

1.Умный Ивашка – деревянная рубашка, где носом проведёт – там заметку кладёт

2. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает
3.Новый дом несу в руке, двери дома на замке, а живут в доме том книжки, ручки и альбом .
4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил
5. У сосны и ёлки листики-иголки, а на каких листочках растут слова и строчки
Теперь посмотрите и прочитайте, какое слово получилось в выделенных квадратах

              5 ступенька

 « Предложение»

(Приложение 5)

1Постарайтесь исправить ошибки в  предложении

2. Составь предложения

Молодцы, ребята! Порадовали вы меня успешными знаниями.

V станцию «СКАЗОЧНАЯ» 

Итак, в путь! (шорох за дверью) (см Приложение6)
.  А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь.

Выступают со своими проектами

1)Выполняют работу.

2)Производят

самоконтроль.

Отгадывают загадки и заполняют кроссворд

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Фор-ние поз-ной инициативы;

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

роща, свеча, лыжи, пища, чашка, щавель

мыши, кричу, тащу,  ерши, чудо, щука
жи, ши пиши с буквой и, ча, ща пиши с буквой а, чу, щу пиши с буквой у

 

Карандаш

Книга

Портфель

Мел

Тетрадь

школа

(Р) проговаривание последовательности действий на уроке;

Применение учащимися  полученных знаний

учебное сотрудничество со сверстниками;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Получают карточки с заданиями

Исправляют ошибки

Зимой уснули ежи и ужи. У Оли живёт овчарка Пушок.

Составляют предложения

Зимой дети катаются на коньках.

Быстрые санки летят с горы.

Дети называют правильно

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Применение учащимися  полученных знаний

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Азбука: Молодцы первоклассники, хорошо потрудились. Ребята, сегодня мы с вами прощаемся. Теперь у вас появятся новые интересные книжки. 

Звуковое письмо от Литературного чтения

Читают стихотворения

(Приложение 7)

Прослушивают поздравления от Литературного чтения

Песня «Азбука»

П) умение контролировать и оценивать процесс ирезультаты деятельности.

Оцените свою работу (смайлики: улыбается – всё понял, всё получилось, было легко;  серьёзный– понятно не всё, не все задания выполнял правильно; недовольный– многое не получилось, было трудно).

)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

Поздравление родителей.

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сводная таблица "Звуки и буквы русского алфавита" 1 класс

Звуки и буквы русского алфавитаГласные буквы:  10         а о у и ы э е ё ю я Гласные звуки:  6...

Звуки и буквы русского алфавита

Звуки и буквы русского алфавита...

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Конспект урока русского языка(период обучения грамоте) ...

«Закрепление написания всех букв русского алфавита»

Материал предназначен к урокам обучения грамоте в 1 классе. Новогодняя тематика поможет учащимся в игровой форме закрепить написание всех букв русского алфавита....

Звуки и буквы русского алфавита

В русском языке всего 33 буквы, которые в совокупности составляют алфавит. Каждая буква обозначает определенный звук. Буква – это символ, графический...