Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. программа "Гармония". Тема:И. Дик «Красные яблоки».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Теплякова Екатерина Анатольевна

Формировать у учащихся умение работать с научно – популярными и с научно – познавательными текстами на уроках литературного чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

«Технология и методика обучения учащихся работе

 с научно – популярным текстом в начальной школе»

Тема урока: И. Дик «Красные яблоки».

2 класс, УМК «Гармония», учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасова.

Задачи: формировать у учащихся умение работать с научно – популярными и с научно – познавательными текстами.

Цели урока:

УУД :

-личностные – формулировать точку зрения, определить цель урока, формировать субъект – субъектные отношения;  

-регулятивные – формировать умение оценивать свои учебные действия, умение сохранять учебную цель в ходе выполнения учебной задачи;

-познавательные – формировать умение обобщить текстовую информацию, строить простые рассуждения;

 -коммуникативные – формировать умение работать в группах, а также умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Методы и приемы: беседа, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый, метод критического мышления.

Формы работы на уроке: фронтальная и групповая.

Оборудование: учебник по литературному чтению, биография И.Дика (на каждого ученика), простые карандаши, презентация, мультимедийная установка.

Конспект урока разработала: Теплякова Екатерина Анатольевна

                                         учитель начальных классов

Этап

урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Методы формы

Время

Деятельность учащихся

1 Организационный

У: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей

- Прозвенел звонок начался урок.

- Мы гостей сегодня ждали 
и с волнением Вас встречаем. 

-Друг на друга посмотрите и скорее улыбнитесь.

- Мне хочется, чтоб вы были сегодня веселы, чтобы у вас было хорошее настроение. - А если у вас будет хорошее настроение, то и работать нам будет в радость.

- Пусть этот урок литературного чтения подарит вам радость общения с книгой и друг другом.

1мин

Ребята настраиваются на урок и занимают свои места. (Разбить класс заранее на 3 группы)

Слайд с портретом И. Дик

2 Актуализация знаний

Слайд с разноцветными шляпами

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Красные яблоки»)

На экране появляется слайд №1

У:  Вступительное слово

–– Кто является автором этого произведения? Прочитайте его фамилию, имя, отчество. (Иосиф Ионович Дик)
- Верно, ребята у вас на партах лежат шляпы разных цветов. Сегодня я предлагаю вам сыграть в одну очень интересную игру и побывать в роли мыслителей, и «примерить» одну из шляп. Таким образом, «примеряя» на себе шляпу определенного цвета, мы будем учиться думать в заданных нам направлениях. Но для начала я каждой группе раздам листы с биографией автора И. Дика.

- Итак, все внимание на слайд, я напомню вам , что обозначает цвет каждой шляпы и какая вас роль ждет.

Внимание на слайд!

(Слайд с разноцветными шляпами №2)

Группа в белой шляпе будет искать в тексте только факты, даты из биографии писателя.

Группа в жёлтой шляпе будут искать из биографии автора только то, что приносило автору радость,  положительные эмоции от его любимых увлечений.

Группа в зелёной шляпе расскажет нам о творческих идеях автора и его мечте. А именно, о чем хотел писать И. Дик

(о дружбе, о школьной жизни, о девочках и мальчиках, о поступках людей, о геологии).

А синей шляпе нужно будет подвести итог о биографии автора.  (Не смотря на то, что у автора было непростое детство и он рано осиротел, ему удалось воплотить свои мечты через героев своих произведений. Может быть поэтому в его книгах прослеживается темы о детях, о дружбе, о человеческих поступках.

У: Итак ребята, давайте приступим к работе в группах. Вам дается 2 минуты на прочтение биографии и 3 минуты на совместное обсуждение в группах. Вы можете воспользоваться простыми карандашами и подчеркнуть в ваших текстах нужную для вашей группы информацию.

(Участники групп работают по биографии И. Дика.)

Биография Иосифа Ионовича Дика

Иосиф Ионович Дик родился в 1922 году в Москве. Отец Иосифа Ионовича Дика был румыном, а мать литовка, но жили они в России. Именно отец с раннего детства занимался воспитанием Иосифа – он прививал ему любовь к чтению, водил сына в театр, а также учил его стрелять.  Иосиф Дик очень рано осиротел, долгое время был бездомным, а позднее с сестрой был определён в детский дом. Несмотря на то, что жизнь повернулась к нему другой, более суровой стороной, он продолжал увлеченно читать, а вскоре и сам попробовал писать рассказы. Может быть, эти страницы из его жизни повлияли на его творчество. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было более 60, и большая часть посвящена школьной тематике, мальчишкам и девчонкам.

В 1940-м он вступил в литературный кружок, а далее последовала и первая публикация – его рассказ взяли в газету 'Рыбинская правда'. К тому моменту Дик уже имел и еще одну мечту – он решил стать геологом. Но война помешала сбыться мечтам. После тяжелого ранения с мыслью геологии пришлось расстаться. Можно предположить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений.

В 1943-м жизнь Иосифа снова серьезно изменилась – его без вступительных экзаменов зачислили в Литературный институт. После он изучал английский язык и литературу в Институте иностранных языков.

В 1947 году вышел первый сборник рассказов Дика под названием 'Золотая рыбка', и это была первая его книга для детей. В 1949-м Дика приняли в Союз писателей.

Известно и то, что Дик был весельчаком, путешественником, любил водить автомобиль. Вообще, он был очень изобретательным человеком, и его дом был полон всевозможных устройств и усовершенствований.  Он придумал специальное устройство для письма и работы на пишущей машинке, а также приспособление для вождения автомобиля.

Всего у Иосифа Ионовича было три брака, от которых появилось трое детей – сын и две дочери.

Скончался Иосиф Ионович Дик 22 июля 1984 года, в возрасте 61 года.

Наглядные,

коллективные

10мин

Всем группам раздаются тесты с биографией автора. Читают про себя. Затем

3.Проверка домашнего задания и индивидуальная работа.

Физминутка

-  Хорошо, вы здорово поработали в группах! Ну а теперь проверим ваше домашнее задание.

 -Вам нужно было дома найти биографию данного автора, для то чтобы дополнить ваши шляпы соответствующей информацией.

- Итак, какой вы можете дополнить шляпы информацией об авторе?

У: Я бы тоже хотела дополнить синюю шляпу информацией, что Иосиф  Ионович Дик был замечательным писателем, который выпустил целый сборник рассказов под названием 'Золотая рыбка', и это была первая его книга для детей. Позже Иосиф Дик стал очень известным автором детских книг, среди его произведений - 'В дебрях Кара-Бумбы', 'На буксире', 'Синий туман', 'Огненный ручей', 'В нашем классе', 'Девчонки и мальчишки', 'Встреча с отцом', 'Зелёные огоньки', 'Третий глаз', 'Железная воля', 'Коза на вертолёте' и другие. Действительно, кто очень хорошо знаком с творчеством И. Дика, тот знает, что в основном его книги посвящены дружбе и поступкам людей. Мы с вами в дальнейшем будем еще знакомиться с его творчеством.

У: Молодцы, вы хорошо поработали с домашним заданием и с биографией писателя, а теперь попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке.

У вас у каждого на столах лежат по три смайлика (веселый, не очень веселый и грустный) – оцените при помощи них свою работу на уроке, выберите нужный смайлик и поднимите его перед собой.

-На этом работу с биографией этого писателя мы закончим и приступим к работе непосредственно с самим текстом Иосифа Дика «Красные яблоки».

Но для начала, давайте немного отдохнем и проведем веселую физминутку  при помощи наших шляп.

Когда я буду показывать белую шляпу – то вы молчите, желтая шляпа – хлопаете, зеленая шляпа  -топаете, синяя – садимся на стульчики.

беседа

10 мин

Ребята читают свои сообщения

4.Работа с текстом во время чтения.

1)Словарная работа.

Чтение слов.

Доска:

балансировать
семенить
впиться
наледь
несдобровать

труха
разъяриться

Как вы думаете, что подвигло его написать такое произведение? (Жизнь  самого автора, его наблюдения и т.д.)

2)Чтение 1 части (читают дети по ходу комментируют и отвечают на вопросы):

- Какое «цирковое представлении» происходило за окном?

- С кем автор сравнивает людей на льду?

- Что из увиденного особенно смешило ребят?

- Что уже можно сказать о ребятах?

- Какую игру придумали ребята?

- Вы бы стали ее участником? Почему?

- Почему мальчики «впились» глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый?

- Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем - «сейчас поцелуется»?

- От чего встрепенулся Валерка?

- Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?

3)Вопросы после чтения первой части.

-Ребята, мы прочитали 1 часть, наши предложения подтвердились?

- А можем определить жанр произведения?

- Увидели связь между названием и содержанием?

4)Чтение 2 части.

- Что случилось с женщиной?

- Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?

- О чем задумался Валерка?

- Понял ли состояние Валерки его друг? Из каких слов это видно?

- Почему Валерке становиться страшно?

-О чем он пожалел во время отсутствия мамы?

- Почему он бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал

Беседа и работа с презентацией.

10 мин

5. Работа с текстом после чтения.

- Подумайте, почему у игры, которую затеяли мальчишки, был такой печальный конец? О чем забыли ребята? Чего не учли?

Вывод: Это хорошо, что рассказ взволновал, удивил, возмутил вас значит вы грамотные, думающие читатели.

беседа

3мин

6.Отслеживание смены настроения главного героя Валерки на протяжении всего рассказа. Работа с тетрадью.

- Наша цель проследить, как меняется настроение Валерки на протяжении всего рассказа.

-Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? (веселое)

3мин

7.Выборочное чтение.

Какими словами автор характеризует их настроение. Найдите в тексте цитату

(закатывались от смеха).

- Над чем они «закатывались от смеха». Подтвердите словами из текста.

- Почему автор взял именно это выражение? (чтобы показать насколько им было весело).

- Веселое настроение мальчишек ничто не омрачает, а наоборот оно получает свое развитие.

- Каким образом?

- Какую игру придумали Валерка и Севка?

Поисковый

4мин

Работа с текстом

8. Чтение по ролям

- Найдите в тексте и прочитаем их диалог по ролям.

Установка: ребятам весело, передайте голосом, интонацией их настроение.

- Как эта ситуация характеризует Севку и Валерку?

Найдите продолжение диалога.

Установка: обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения.

- Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, что женщина, которая упала на льду, очень похожа на Валеркину маму?

- Каким стало его настроение?

(беспокойное).

Найдите цитату, подтверждающую смену его настроения («Моя мама?!»,

«Был уверен, но не совсем»).

- Почему Валерке захотелось увидеть скорее лицо этой женщины? (Она была похожа на его мать).

- Почему Валерка прекратил эту глупую игру? Что он понял?

- С какой интонацией и с каким настроением он прекратил эту игру?

 (сердито)

- Докажите это строчками из текста

- Как Севка еще называет настроение Валерки? (Разъяренное)

- Докажите это строчками из текста.

-Почему Валерка ощутил чувства страха?

- За что он себя ругает? Что начинает чувствовать? (Вину)

- Какое в этот момент у него настроение? (тревожное). (Он волнуется от этого настроение у него тревожное).

- Чем же сменяется страх?(радостью).

- Почему?

- Почему Валерка стал помогать маме снимать пальто, что раньше никогда не делал? (Понял, как дорога мама и как глупа и жестока была их игра)

10мин

Работают с текстом

9.Беседа после чтения

- Скажите, заставил ли вас переживать автор вместе с Валеркой?

- Какой эпизод взволновал вас так, что ваше сердце сильно застучало, защемило и стало меняться настроение?

Выявление разницы между понятием «друг «и «приятель».

- Как вы думаете, затронула данная ситуация сердце Севки? Почему?

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?

- Как, по-вашему, друзьями или приятелями были Севка и Валерка?

- В чем разница «друг» и «приятель» (высказывание детей).

Работа в тетрадях.

Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными на взаимности, доверии, привязанности и общности интересов.

Приятель - близкий знакомый.

Вывод:

Между друзьями близкие отношения, основанные на взаимном доверии, друг всегда придет на помощь и разделит твою беду и горе.

Севку и Валерку связывают лишь приятельские отношения, они разные по духу, по отношению к людям. Эта разница проявилась в поступках.

беседа

Отвечают на вопросы

10. Выявление идеи рассказ

 -Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии.

 -Ребята, давайте подумаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»?

Вывод:

Красные яблоки на белом снегу – это вспышка, сигнал опасности, который предостерег, дал понять Валерке, как жестока была их игра. В своем рассказе И. Дик показал, что иногда одно переживание, глубоко затронувшее душу ребенка, может повлиять на его поведение, изменив его к лучшему!

Беседа

3мин

Высказывание детей

11. Подведение итогов

- О чем вы задумались, прочитав этот рассказ?

(Как порой в игре мы бываем, жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).

- Какое открытие вам удалось сделать?

- Чему учит нас это произведение?

-Что было трудным на уроке?

-Что было самым интересным?

Беседа

1-2 мин

Высказывают своё мнение

12. Домашнее задание.

-  Ребята, дома  постарайтесь придумать и записать продолжение этого рассказа. Спасибо вам за урок.

30 сек

Записывают д/з


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки

Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Тим Собакин «Лунная сказка»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Тим Собакин «Лунная сказка»Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворен...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.

Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....