Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. программа "Гармония". Тема:И. Дик «Красные яблоки».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Формировать у учащихся умение работать с научно – популярными и с научно – познавательными текстами на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_po_programme_garmoniya.docx | 29.9 КБ |
i._dik_krasnye_yabloki.pptx | 555.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
«Технология и методика обучения учащихся работе
с научно – популярным текстом в начальной школе»
Тема урока: И. Дик «Красные яблоки».
2 класс, УМК «Гармония», учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасова.
Задачи: формировать у учащихся умение работать с научно – популярными и с научно – познавательными текстами.
Цели урока:
УУД :
-личностные – формулировать точку зрения, определить цель урока, формировать субъект – субъектные отношения;
-регулятивные – формировать умение оценивать свои учебные действия, умение сохранять учебную цель в ходе выполнения учебной задачи;
-познавательные – формировать умение обобщить текстовую информацию, строить простые рассуждения;
-коммуникативные – формировать умение работать в группах, а также умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Методы и приемы: беседа, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый, метод критического мышления.
Формы работы на уроке: фронтальная и групповая.
Оборудование: учебник по литературному чтению, биография И.Дика (на каждого ученика), простые карандаши, презентация, мультимедийная установка.
Конспект урока разработала: Теплякова Екатерина Анатольевна
учитель начальных классов
Этап урока | Содержание урока. Деятельность учителя. | Методы формы | Время | Деятельность учащихся |
1 Организационный | У: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей - Прозвенел звонок начался урок. - Мы гостей сегодня ждали -Друг на друга посмотрите и скорее улыбнитесь. - Мне хочется, чтоб вы были сегодня веселы, чтобы у вас было хорошее настроение. - А если у вас будет хорошее настроение, то и работать нам будет в радость. - Пусть этот урок литературного чтения подарит вам радость общения с книгой и друг другом. | 1мин | Ребята настраиваются на урок и занимают свои места. (Разбить класс заранее на 3 группы) | |
Слайд с портретом И. Дик 2 Актуализация знаний Слайд с разноцветными шляпами | - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Красные яблоки») На экране появляется слайд №1 У: Вступительное слово –– Кто является автором этого произведения? Прочитайте его фамилию, имя, отчество. (Иосиф Ионович Дик) - Итак, все внимание на слайд, я напомню вам , что обозначает цвет каждой шляпы и какая вас роль ждет. Внимание на слайд! (Слайд с разноцветными шляпами №2) Группа в белой шляпе будет искать в тексте только факты, даты из биографии писателя. Группа в жёлтой шляпе будут искать из биографии автора только то, что приносило автору радость, положительные эмоции от его любимых увлечений. Группа в зелёной шляпе расскажет нам о творческих идеях автора и его мечте. А именно, о чем хотел писать И. Дик (о дружбе, о школьной жизни, о девочках и мальчиках, о поступках людей, о геологии). А синей шляпе нужно будет подвести итог о биографии автора. (Не смотря на то, что у автора было непростое детство и он рано осиротел, ему удалось воплотить свои мечты через героев своих произведений. Может быть поэтому в его книгах прослеживается темы о детях, о дружбе, о человеческих поступках. У: Итак ребята, давайте приступим к работе в группах. Вам дается 2 минуты на прочтение биографии и 3 минуты на совместное обсуждение в группах. Вы можете воспользоваться простыми карандашами и подчеркнуть в ваших текстах нужную для вашей группы информацию. (Участники групп работают по биографии И. Дика.) Биография Иосифа Ионовича Дика Иосиф Ионович Дик родился в 1922 году в Москве. Отец Иосифа Ионовича Дика был румыном, а мать литовка, но жили они в России. Именно отец с раннего детства занимался воспитанием Иосифа – он прививал ему любовь к чтению, водил сына в театр, а также учил его стрелять. Иосиф Дик очень рано осиротел, долгое время был бездомным, а позднее с сестрой был определён в детский дом. Несмотря на то, что жизнь повернулась к нему другой, более суровой стороной, он продолжал увлеченно читать, а вскоре и сам попробовал писать рассказы. Может быть, эти страницы из его жизни повлияли на его творчество. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было более 60, и большая часть посвящена школьной тематике, мальчишкам и девчонкам. В 1940-м он вступил в литературный кружок, а далее последовала и первая публикация – его рассказ взяли в газету 'Рыбинская правда'. К тому моменту Дик уже имел и еще одну мечту – он решил стать геологом. Но война помешала сбыться мечтам. После тяжелого ранения с мыслью геологии пришлось расстаться. Можно предположить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений. В 1943-м жизнь Иосифа снова серьезно изменилась – его без вступительных экзаменов зачислили в Литературный институт. После он изучал английский язык и литературу в Институте иностранных языков. В 1947 году вышел первый сборник рассказов Дика под названием 'Золотая рыбка', и это была первая его книга для детей. В 1949-м Дика приняли в Союз писателей. Известно и то, что Дик был весельчаком, путешественником, любил водить автомобиль. Вообще, он был очень изобретательным человеком, и его дом был полон всевозможных устройств и усовершенствований. Он придумал специальное устройство для письма и работы на пишущей машинке, а также приспособление для вождения автомобиля. Всего у Иосифа Ионовича было три брака, от которых появилось трое детей – сын и две дочери. Скончался Иосиф Ионович Дик 22 июля 1984 года, в возрасте 61 года. | Наглядные, коллективные | 10мин | Всем группам раздаются тесты с биографией автора. Читают про себя. Затем |
3.Проверка домашнего задания и индивидуальная работа. Физминутка | - Хорошо, вы здорово поработали в группах! Ну а теперь проверим ваше домашнее задание. -Вам нужно было дома найти биографию данного автора, для то чтобы дополнить ваши шляпы соответствующей информацией. - Итак, какой вы можете дополнить шляпы информацией об авторе? У: Я бы тоже хотела дополнить синюю шляпу информацией, что Иосиф Ионович Дик был замечательным писателем, который выпустил целый сборник рассказов под названием 'Золотая рыбка', и это была первая его книга для детей. Позже Иосиф Дик стал очень известным автором детских книг, среди его произведений - 'В дебрях Кара-Бумбы', 'На буксире', 'Синий туман', 'Огненный ручей', 'В нашем классе', 'Девчонки и мальчишки', 'Встреча с отцом', 'Зелёные огоньки', 'Третий глаз', 'Железная воля', 'Коза на вертолёте' и другие. Действительно, кто очень хорошо знаком с творчеством И. Дика, тот знает, что в основном его книги посвящены дружбе и поступкам людей. Мы с вами в дальнейшем будем еще знакомиться с его творчеством. У: Молодцы, вы хорошо поработали с домашним заданием и с биографией писателя, а теперь попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. У вас у каждого на столах лежат по три смайлика (веселый, не очень веселый и грустный) – оцените при помощи них свою работу на уроке, выберите нужный смайлик и поднимите его перед собой. -На этом работу с биографией этого писателя мы закончим и приступим к работе непосредственно с самим текстом Иосифа Дика «Красные яблоки». Но для начала, давайте немного отдохнем и проведем веселую физминутку при помощи наших шляп. Когда я буду показывать белую шляпу – то вы молчите, желтая шляпа – хлопаете, зеленая шляпа -топаете, синяя – садимся на стульчики. | беседа | 10 мин | Ребята читают свои сообщения |
4.Работа с текстом во время чтения. 1)Словарная работа. Чтение слов. Доска: балансировать | Как вы думаете, что подвигло его написать такое произведение? (Жизнь самого автора, его наблюдения и т.д.) 2)Чтение 1 части (читают дети по ходу комментируют и отвечают на вопросы): - Какое «цирковое представлении» происходило за окном? - С кем автор сравнивает людей на льду? - Что из увиденного особенно смешило ребят? - Что уже можно сказать о ребятах? - Какую игру придумали ребята? - Вы бы стали ее участником? Почему? - Почему мальчики «впились» глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый? - Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем - «сейчас поцелуется»? - От чего встрепенулся Валерка? - Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу? 3)Вопросы после чтения первой части. -Ребята, мы прочитали 1 часть, наши предложения подтвердились? - А можем определить жанр произведения? - Увидели связь между названием и содержанием? 4)Чтение 2 части. - Что случилось с женщиной? - Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо? - О чем задумался Валерка? - Понял ли состояние Валерки его друг? Из каких слов это видно? - Почему Валерке становиться страшно? -О чем он пожалел во время отсутствия мамы? - Почему он бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал | Беседа и работа с презентацией. | 10 мин | |
5. Работа с текстом после чтения. | - Подумайте, почему у игры, которую затеяли мальчишки, был такой печальный конец? О чем забыли ребята? Чего не учли? Вывод: Это хорошо, что рассказ взволновал, удивил, возмутил вас значит вы грамотные, думающие читатели. | беседа | 3мин | |
6.Отслеживание смены настроения главного героя Валерки на протяжении всего рассказа. Работа с тетрадью. | - Наша цель проследить, как меняется настроение Валерки на протяжении всего рассказа. -Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? (веселое) | 3мин | ||
7.Выборочное чтение. | Какими словами автор характеризует их настроение. Найдите в тексте цитату (закатывались от смеха). - Над чем они «закатывались от смеха». Подтвердите словами из текста. - Почему автор взял именно это выражение? (чтобы показать насколько им было весело). - Веселое настроение мальчишек ничто не омрачает, а наоборот оно получает свое развитие. - Каким образом? - Какую игру придумали Валерка и Севка? | Поисковый | 4мин | Работа с текстом |
8. Чтение по ролям | - Найдите в тексте и прочитаем их диалог по ролям. Установка: ребятам весело, передайте голосом, интонацией их настроение. - Как эта ситуация характеризует Севку и Валерку? Найдите продолжение диалога. Установка: обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения. - Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, что женщина, которая упала на льду, очень похожа на Валеркину маму? - Каким стало его настроение? (беспокойное). Найдите цитату, подтверждающую смену его настроения («Моя мама?!», «Был уверен, но не совсем»). - Почему Валерке захотелось увидеть скорее лицо этой женщины? (Она была похожа на его мать). - Почему Валерка прекратил эту глупую игру? Что он понял? - С какой интонацией и с каким настроением он прекратил эту игру? (сердито) - Докажите это строчками из текста - Как Севка еще называет настроение Валерки? (Разъяренное) - Докажите это строчками из текста. -Почему Валерка ощутил чувства страха? - За что он себя ругает? Что начинает чувствовать? (Вину) - Какое в этот момент у него настроение? (тревожное). (Он волнуется от этого настроение у него тревожное). - Чем же сменяется страх?(радостью). - Почему? - Почему Валерка стал помогать маме снимать пальто, что раньше никогда не делал? (Понял, как дорога мама и как глупа и жестока была их игра) | 10мин | Работают с текстом | |
9.Беседа после чтения | - Скажите, заставил ли вас переживать автор вместе с Валеркой? - Какой эпизод взволновал вас так, что ваше сердце сильно застучало, защемило и стало меняться настроение? Выявление разницы между понятием «друг «и «приятель». - Как вы думаете, затронула данная ситуация сердце Севки? Почему? - Смогут ли по-прежнему дружить мальчики? - Как, по-вашему, друзьями или приятелями были Севка и Валерка? - В чем разница «друг» и «приятель» (высказывание детей). Работа в тетрадях. Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными на взаимности, доверии, привязанности и общности интересов. Приятель - близкий знакомый. Вывод: Между друзьями близкие отношения, основанные на взаимном доверии, друг всегда придет на помощь и разделит твою беду и горе. Севку и Валерку связывают лишь приятельские отношения, они разные по духу, по отношению к людям. Эта разница проявилась в поступках. | беседа | Отвечают на вопросы | |
10. Выявление идеи рассказ | -Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии. -Ребята, давайте подумаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»? Вывод: Красные яблоки на белом снегу – это вспышка, сигнал опасности, который предостерег, дал понять Валерке, как жестока была их игра. В своем рассказе И. Дик показал, что иногда одно переживание, глубоко затронувшее душу ребенка, может повлиять на его поведение, изменив его к лучшему! | Беседа | 3мин | Высказывание детей |
11. Подведение итогов | - О чем вы задумались, прочитав этот рассказ? (Как порой в игре мы бываем, жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения). - Какое открытие вам удалось сделать? - Чему учит нас это произведение? -Что было трудным на уроке? -Что было самым интересным? | Беседа | 1-2 мин | Высказывают своё мнение |
12. Домашнее задание. | - Ребята, дома постарайтесь придумать и записать продолжение этого рассказа. Спасибо вам за урок. | 30 сек | Записывают д/з |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению у на тему "Э. Успенский Чебурашка"
УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки
Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Тим Собакин «Лунная сказка»
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Тим Собакин «Лунная сказка»Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворен...
Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.
Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....