Открытый урок по чтению 4 класс "Спящая царевна" В.Жуковский
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Царькова Татьяна Алексеевна

Урок 44.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chtenie_4_klass.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 44.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Орг.момент

Ход урока

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Поприветствовали друг друга, улыбнулись друг другу, тихо сели.

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

С каким произведением мы познакомились на прошлых уроках? (Сказка о царе Салтане…)

- К какому литературному жанру относится произведение? (Сказка)

- Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

-Назовите признаки сказки. (Зачин, волшебные предметы и герои, троекратный повтор, концовка).

- Домашнее задание было по группам, инсценирование сказки.

Сейчас к доске идут представители 1 группа.(2 группы)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III.

II. Развитие умений.

Сейчас поработаем в парах. Возьмите карточку №1. Сотнесите название произведения и автора.

Чёрная курица, или подземные жители

В.Жуковский

Сказка о царь Салтане

А.Погорельский

Детские годы Багрова-внука

А.С.Пушкин

Спящая царевна

С.Аксаков

Ребята, скаким из этих произведений мы ещё не знакомы? (Спящая царевна)

- Сформулируйте тему урока. (В.Жуковский «Спящая царевна»).

Работа с текстом сказки.

Работа с текстом до чтения.

– Что вы помните о Василии Андреевиче Жуковском?

1 уч. (Жилкина)Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии. Его отцом был помещик, а матерью пленная турчанка. Детство поэта прошло в доме отца. " Я не был оставлен, брошен, имел угол, но: не чувствовал ничьей любви", - вспоминает Жуковский. Когда Жуковскому пошел 15-ый год, его поместили в одно из лучший заведений того времени - Московский университетский пансион, который он закончил с отличием. Его имя " лучшего из лучших учеников" было занесено на мраморную доску в зале пансиона.

2 уч.(Ким) По окончании пансиона Жуковский выступил как поэт- переводчик. Его переводы были высоко оценены знатоками литературы. Он переводил басни с французского, стихи и поэмы с французского и английского языков.

1 уч. Жуковский писал в основном для взрослых. Но есть у него несколько стихотворений, предназначенных специально для детей - для его маленьких сына и дочки. Давайте послушаем некоторые из них.

2 уч. В 1815 году состоялось его знакомство с 16- летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир - состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. В результате этих соревнований Пушкиным была написана " Сказка о царе Салтане", а Жуковским " Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке" и "Сказка о царе Берендее". А в последующие годы - множество баллад, поэм, легенд.

1 уч. Поэт был разносторонне- одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал, сам иллюстрировал многие свои произведения.

– Знакомо ли вам название сказки? Где вы встречались с этим сюжетом? (Впервые подобный сюжет использовал Шарль Перро, написав в конце XVII в. сказку «Спящая красавица», затем в начале XVIII в. братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек» с похожим сюжетом.)

– Прочитаем сказку и увидим, удалось ли Василию Андреевичу написать для детей сказку не столько поучительную, сколько увлекательную.

Работа с текстом во время чтения.

  1. Прочитайте сказку по цепочке.

ФИЗМИНУТКА:

Вопросы после чтения:

-Удалось ли поэту написать не, сколько поучительную, сколько увлекательную сказку?

– Понравилась ли Вам сказака?

– Что тронуло вас в ней?

2) Выборочное чтение сказки.

– Чем привлекателен царь Матвей? (Найдите и прочитайте)

– Где уже в начале сказки борются добро и зло? (Дары чародеек.)

– Почему смерть царевны обернулась всего лишь сном? (ищем в тексте)

– А почему вместе с царевной уснул весь дворец? (ищем в тексте)

– Прочитайте выразительно картину спящего дворца.

– Почему повторяется в сказке картина уснувшего дворца?

– На что автор смотрит с улыбкой, на что с иронией (лёгкой насмешкой), а на что – всерьёз?

– Как встретили вы развязку сказки? Могла ли сказка по-другому закончиться?

Работа с текстом после чтения.

1) Беседа с учащимися:

– В чём проявляются лёгкость и незатейливость сказки Жуковского?

– Вопрос 3 учебника, с. 156. Жуковский стремился к тому, чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли», так ли это в сказке «Спящая царевна»? Ведь в ней есть злая чародейка.

- Как Вы  думаете, ему это удалось? (Нет, так как она сделала зло в начале сказке, а после было столько  красивых событий, что мы даже смогли забыть про неё, про её колдовство).

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Карточка № 2.

Своя собственная оценка

Отметка товарища

Оценка учителя

 

 

 

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из сказки Жуковского стр…

Приложение к уроку 44

Братья Гримм

ШИПОВНИЧЕК

Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили: «Ах если бы у нас родился ребёнок!» Но детей у них не было. Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей: «Твоё желание исполнится: не пройдёт и года, как родишь ты на свет дочь».

И что лягушка сказала, то и случилось – родила королева дочку, и была она такая прекрасная, что король не знал, что и придумать ему на радостях, и вот он устроил большой пир. Созвал он на этот пир не только своих родных, друзей и знакомых, но и ведуний, чтобы были те к его ребёнку милостивы и благосклонны. А было их в его королевстве счётом

тринадцать; но так как золотых тарелок, на которых они должны были есть, было у него всего лишь двенадцать, то одна из них осталась неприглашённой.

Праздник отпраздновали с великой пышностью, и под конец ведуньи одарили ребёнка чудесными дарами: одна – добродетелью, другая – красотой, а третья – богатством и всем, что только можно пожелать на свете.

Когда одиннадцатая произнесла уже свои предсказания, вдруг явилась на пир тринадцатая. Ей хотелось отомстить за то, что её не пригласили. И вот, ни с кем не здороваясь и ни на кого не глядя, она воскликнула громким голосом:

– Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и умереть!

И, не сказав больше ни слова, она повернулась и вышла из зала. Все были напуганы, но выступила тогда двенадцатая ведунья, она ещё не сказала своего пожелания; и так как отменить злое проклятье она была не в силах, а могла только его смягчить, то она сказала:

– Но то будет не смерть, а только вековой глубокий сон, в который впадёт королевна.

Король, желая уберечь свою любимую дочь от несчастия, издал указ: все верётена во всём королевстве сжечь.

Вот и исполнились все предсказания, данные девочке ведуньями: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто её видел, невольно ею любовался.

Случилось, что в тот день, когда исполнилось ей пятнадцать лет, короля и королевы не было дома и девушка осталась в замке одна. Она пошла бродить всюду по замку, осматривать покои и кладовушки – всё, что вздумается; и подошла она, наконец, к старой башне. Она взошла по узкой витой лесенке в ту башню и очутилась у небольшой двери. А в замке торчал заржавленный ключ; повернула она его, дверь распахнулась, видит – сидит там в маленькой светёлке у веретена старуха и прилежно прядёт пряжу.

– Здравствуй, бабушка, – молвила королевна, – что ты тут делаешь?

– Пряжу пряду, – отвечала старуха и кивнула ей головой.

– А что это за штука такая, что так весело вертится? – спросила девушка, взяла веретено и хотела было тоже приняться за пряжу.

Но только она прикоснулась к веретену, как исполнился наговор, и она уколола веретеном палец. И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в светёлке, и погрузилась в глубокий сон.

И сон этот распространился по всему замку; король и королева, которые только что вернулись домой и вошли в зал, тоже уснули, а вместе с ними и все придворные. Уснули и лошади в стойлах, и собаки на дворе, голуби на крыше, мухи на стенах; даже огонь, пылавший в печи, и тот замер и уснул, и жаркое перестало шипеть и поджариваться, а повар, схвативший было за волосы поварёнка за то, что тот чего-то недоглядел, отпустил его и тоже уснул. И ветер утих, и не шелохнулся ни один листик на деревьях около замка.

И стала расти вокруг замка колючая терновая заросль; с каждым годом она становилась всё выше и выше и окружила, наконец, весь замок.

Она выросла выше самого замка, и в этой заросли его стало совсем не видно, и даже флага на вышке нельзя было заметить.

И пошла по стране молва о прекрасной спящей королевне, которую прозвали Шиповничек, и вот стали наезжать туда время от времени разные королевичи и пытались пробраться через густую заросль в замок. Но было это невозможно, так как шипы держались крепко один за один, точно взявшись за руки, – юноши запутывались в зарослях и, зацепившись за шипы, не могли больше из них выбраться и погибали мучительной смертью.

После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица-королевна по прозванию Шиповничек; и спят с ней заодно король и королева и все придворные.

Старик ещё рассказал ему о том, что слыхал от своего деда, будто приходило уже немало королевичей, которые пытались пробиться сквозь колючую заросль, но все они остались там, зацепившись за шипы, и погибли жестокой смертью. И сказал тогда юноша: «Я этого не боюсь, я хочу отправиться туда и увидеть прекрасную королевну Шиповничек».

Добрый старик стал его отговаривать, чтобы он туда не ходил, но он совета его не послушался.

К тому времени минуло как раз сто лет, и настал день, когда королевна Шиповничек должна была снова проснуться. Подошёл королевич к колючей заросли, поглядел, видит – растут там вместо терновника красивые цветы, – они сами раздвинулись перед ним, и опять сомкнулись, и стали снова изгородью. Увидел он на дворе лошадей и рыжих гончих, что лежали неподвижно и спали. А на крыше сидели спящие голуби, спрятав головки под крылышки.

Он вошёл в замок. Там спали на стенах мухи. Повар на кухне всё ещё протягивал во сне руку к поварёнку, собираясь вцепиться ему в волосы.

Спящая служанка сидела перед чёрной курицей, которую она начала ощипывать ещё сто лет тому назад.

Королевич пошёл дальше и увидел в зале придворных, спящих около трона. А на троне спали король и королева. Куда ни заходил королевич, везде была такая тишина, что он слышал своё дыхание.

Наконец, он поднялся по лестнице в старую башню и через открытую дверь проник в маленькую комнатку, где на кровати тихо спала королевна Шиповничек. Она показалась ему такой красивой, что он долго не мог отвести от неё глаз. Потом королевич наклонился и поцеловал её. И вот, как только он поцеловал её, проснулась королевна, открыла глаза и ласково на него взглянула.

Сошла королевна Шиповничек вместе с ним с башни, и тут очнулись от глубокого сна король, королева и все придворные. Проснулись они и в изумлении друг на друга посмотрели.

А во дворе заржали лошади, залаяли собаки и голуби вспорхнули с крыши. На кухне заползали по стенам мухи, запылал огонь, зашипело на вертеле жаркое. Проснувшийся повар вцепился снова в волосы поварёнку, а проснувшийся поварёнок заревел, и служанка кончила ощипывать черную курицу.

Скоро была отпразднована пышная свадьба королевича с королевной, и жили они после этого долго и счастливо до самой своей смерти.

 © ООО «Баласс», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Технологическая карта открытого урока. Предмет: Чтение ( обучение чтению)

Тема: " Звук и буква З,з.Слоги и слова со звуком и буквой З,з)...

Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».

Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...