Открытый урок по чтению 4 класс "Спящая царевна" В.Жуковский
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок 44.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chtenie_4_klass.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 44.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Приложение к уроку 44
Братья Гримм
ШИПОВНИЧЕК
Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили: «Ах если бы у нас родился ребёнок!» Но детей у них не было. Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей: «Твоё желание исполнится: не пройдёт и года, как родишь ты на свет дочь».
И что лягушка сказала, то и случилось – родила королева дочку, и была она такая прекрасная, что король не знал, что и придумать ему на радостях, и вот он устроил большой пир. Созвал он на этот пир не только своих родных, друзей и знакомых, но и ведуний, чтобы были те к его ребёнку милостивы и благосклонны. А было их в его королевстве счётом
тринадцать; но так как золотых тарелок, на которых они должны были есть, было у него всего лишь двенадцать, то одна из них осталась неприглашённой.
Праздник отпраздновали с великой пышностью, и под конец ведуньи одарили ребёнка чудесными дарами: одна – добродетелью, другая – красотой, а третья – богатством и всем, что только можно пожелать на свете.
Когда одиннадцатая произнесла уже свои предсказания, вдруг явилась на пир тринадцатая. Ей хотелось отомстить за то, что её не пригласили. И вот, ни с кем не здороваясь и ни на кого не глядя, она воскликнула громким голосом:
– Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и умереть!
И, не сказав больше ни слова, она повернулась и вышла из зала. Все были напуганы, но выступила тогда двенадцатая ведунья, она ещё не сказала своего пожелания; и так как отменить злое проклятье она была не в силах, а могла только его смягчить, то она сказала:
– Но то будет не смерть, а только вековой глубокий сон, в который впадёт королевна.
Король, желая уберечь свою любимую дочь от несчастия, издал указ: все верётена во всём королевстве сжечь.
Вот и исполнились все предсказания, данные девочке ведуньями: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто её видел, невольно ею любовался.
Случилось, что в тот день, когда исполнилось ей пятнадцать лет, короля и королевы не было дома и девушка осталась в замке одна. Она пошла бродить всюду по замку, осматривать покои и кладовушки – всё, что вздумается; и подошла она, наконец, к старой башне. Она взошла по узкой витой лесенке в ту башню и очутилась у небольшой двери. А в замке торчал заржавленный ключ; повернула она его, дверь распахнулась, видит – сидит там в маленькой светёлке у веретена старуха и прилежно прядёт пряжу.
– Здравствуй, бабушка, – молвила королевна, – что ты тут делаешь?
– Пряжу пряду, – отвечала старуха и кивнула ей головой.
– А что это за штука такая, что так весело вертится? – спросила девушка, взяла веретено и хотела было тоже приняться за пряжу.
Но только она прикоснулась к веретену, как исполнился наговор, и она уколола веретеном палец. И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в светёлке, и погрузилась в глубокий сон.
И сон этот распространился по всему замку; король и королева, которые только что вернулись домой и вошли в зал, тоже уснули, а вместе с ними и все придворные. Уснули и лошади в стойлах, и собаки на дворе, голуби на крыше, мухи на стенах; даже огонь, пылавший в печи, и тот замер и уснул, и жаркое перестало шипеть и поджариваться, а повар, схвативший было за волосы поварёнка за то, что тот чего-то недоглядел, отпустил его и тоже уснул. И ветер утих, и не шелохнулся ни один листик на деревьях около замка.
И стала расти вокруг замка колючая терновая заросль; с каждым годом она становилась всё выше и выше и окружила, наконец, весь замок.
Она выросла выше самого замка, и в этой заросли его стало совсем не видно, и даже флага на вышке нельзя было заметить.
И пошла по стране молва о прекрасной спящей королевне, которую прозвали Шиповничек, и вот стали наезжать туда время от времени разные королевичи и пытались пробраться через густую заросль в замок. Но было это невозможно, так как шипы держались крепко один за один, точно взявшись за руки, – юноши запутывались в зарослях и, зацепившись за шипы, не могли больше из них выбраться и погибали мучительной смертью.
После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица-королевна по прозванию Шиповничек; и спят с ней заодно король и королева и все придворные.
Старик ещё рассказал ему о том, что слыхал от своего деда, будто приходило уже немало королевичей, которые пытались пробиться сквозь колючую заросль, но все они остались там, зацепившись за шипы, и погибли жестокой смертью. И сказал тогда юноша: «Я этого не боюсь, я хочу отправиться туда и увидеть прекрасную королевну Шиповничек».
Добрый старик стал его отговаривать, чтобы он туда не ходил, но он совета его не послушался.
К тому времени минуло как раз сто лет, и настал день, когда королевна Шиповничек должна была снова проснуться. Подошёл королевич к колючей заросли, поглядел, видит – растут там вместо терновника красивые цветы, – они сами раздвинулись перед ним, и опять сомкнулись, и стали снова изгородью. Увидел он на дворе лошадей и рыжих гончих, что лежали неподвижно и спали. А на крыше сидели спящие голуби, спрятав головки под крылышки.
Он вошёл в замок. Там спали на стенах мухи. Повар на кухне всё ещё протягивал во сне руку к поварёнку, собираясь вцепиться ему в волосы.
Спящая служанка сидела перед чёрной курицей, которую она начала ощипывать ещё сто лет тому назад.
Королевич пошёл дальше и увидел в зале придворных, спящих около трона. А на троне спали король и королева. Куда ни заходил королевич, везде была такая тишина, что он слышал своё дыхание.
Наконец, он поднялся по лестнице в старую башню и через открытую дверь проник в маленькую комнатку, где на кровати тихо спала королевна Шиповничек. Она показалась ему такой красивой, что он долго не мог отвести от неё глаз. Потом королевич наклонился и поцеловал её. И вот, как только он поцеловал её, проснулась королевна, открыла глаза и ласково на него взглянула.
Сошла королевна Шиповничек вместе с ним с башни, и тут очнулись от глубокого сна король, королева и все придворные. Проснулись они и в изумлении друг на друга посмотрели.
А во дворе заржали лошади, залаяли собаки и голуби вспорхнули с крыши. На кухне заползали по стенам мухи, запылал огонь, зашипело на вертеле жаркое. Проснувшийся повар вцепился снова в волосы поварёнку, а проснувшийся поварёнок заревел, и служанка кончила ощипывать черную курицу.
Скоро была отпразднована пышная свадьба королевича с королевной, и жили они после этого долго и счастливо до самой своей смерти.
© ООО «Баласс», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»
Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя, главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...
конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Технологическая карта открытого урока. Предмет: Чтение ( обучение чтению)
Тема: " Звук и буква З,з.Слоги и слова со звуком и буквой З,з)...
Открытый урок по чтению «Умейте делать открытия».
Открытый урок по чтениюТема. «Умейте делать открытия».М.Пришвин «Золотой луг».(2-й класс)...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....