Урок литературного чтения С. Есенин "Берёза"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе по системе "Начальная школа 21 века". Тема урока: С. Есенин Береза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_beryoza.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 б классе
Тема: С. Есенин «Береза»
Цель: познакомить обучающихся со стихотворением С. Есенина «Береза»
Планируемые результаты
Предметные : умение анализировать разные виды текста (научно – популярный и художественный); умение находить в художественном произведении эпитеты, сравнения, олицетворения;
Метапредметные
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, смысловое чтение, умение сжато и выборочно передавать содержание текста.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, определение цели, функций участников, инициативное сотрудничество в поиске информации, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что еще не известно; способность к волевому усилию, составление плана и последовательности действий, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение необходимых изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.
Личностные: жизненное самоопределение, действия смыслообразования, нравственно – этическое оценивание.
Средства обучения: презентация, проектор, репродукция картины Грабаря «Февральская лазурь», карточки с научно – популярным текстом для работы в группе, карточки для индивидуальной работы, учебник «Литературное чтение» 3 класс Ефросинина Л. А, Оморокова М. И., карточки с эпитетами, музыкальная композиция «Отчего так в России березы шумят», листы самооценки.
Методы обучения: обьяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковые методы, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует детей, обращает внимание на гостей - Ребята, вы когда – нибудь заглядывали в окна? - А интересно ли заглянуть в это окно?! Что же там? (Открываются ставни окна) - Какая? | Приветствуют учителя, гостей. - Картина! - Картина зимней природы. | Коммуникативные (определение цели и способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой выразить свои мысли) Познавательные (анализ объекта с целью выделения признаков) |
Актуализация знаний, формулирование темы урока | - Какие чувства вас охватывают? - Судя по картине, вы можете предположить, о чем же мы будем говорить на уроке? - Рассмотрите картину, что в центре композиции? - Береза считается символом России, о ней написано множество стихов, песен, картин. Это очень интересное дерево. Давайте узнаем о нем поподробнее. - Поработайте в группе. У вас на парте текст о березе. Прочитайте его и расскажите об одном интересном факте про березу. - Мне хочется, чтобы вы увидели и почувствовали красоту зимней природы, но выразить ее можно по - разному. - Посмотрите на картину, кто и с помощью чего выразил красоту зимней природы? - А сейчас послушайте отрывок из русской народной песни и отгадайте ее. Слушаем музыкальное произведение. (я пойду, пойду погуляю, белую березу заломаю) - Вы услышали красоту природы? Кто и с помощью чего выразил эту красоту? Как называется песня? - Я не случайно выбрала именно этот отрывок. У меня тоже есть интересный факт о березе. Оказывается в России девушки проводили обряд «заламывания» березы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. Отсюда, возможно и слова в русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую березу залАмаю» - А на литературном чтении с помощью чего может выражаться красота зимней природы? - Кто поможет увидеть эту зимнюю красоту в произведении? - О чем будем говорить на уроке? | - Восторг, восхищение, радость. - О зимней природе. - Береза Работают с текстом Рассказывают о березе.(4 факта) - Художник, с помощью красок. - Музыкант, с помощью музыки. - При помощи слова. - Поэты и писатели. - О зимней природе в изображении поэта. | Познавательные (умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, извлечение необходимой информации из прослушанного текста) Регулятивные (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня работы, контроль работы и ее результата с целью обнаружения отклонений, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий) Коммуникативные (определение цели, функций участников, инициативное сотрудничество в поиске информации, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Личностные (жизненное самоопределение, действия смыслообразования, нравственно – этическое оценивание) |
Постановка учебной задачи | - Сможем ли мы все произведения о зиме сегодня на уроке рассмотреть? - Мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательными и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту. - Сейчас я вам прочитаю стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нем фамилию поэта. В этом имени слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что – то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь – рассвет. Что – то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты: Только скажут – Сергей Есенин, Всей России встают черты. - О творчестве какого поэта пойдет сегодня речь? - Сформулируйте тему урока - Можете ли вы назвать стихотворение с которым мы будем знакомиться? - Какие задачи поставим перед собой? | - нет - Сергей Есенин - С. Есенин «Береза» - Познакомиться с автором, со стихотворением, учиться выразительно читать и анализировать стихотворение. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Регулятивные (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что еще не известно; способность к волевому усилию) Личностные (жизненное самоопределение, действия смыслообразования, нравственно – этическое оценивание) |
Открытие нового знания | Рассказ об авторе. Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений. - С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных… В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Первое же напечатанное стихотворение Есенина появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них. С. Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова. Выставка книг. Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно. - Мы познакомимся со стихотворением «Береза» - Закройте глазки, можете лечь на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту берёзу. Чтение учителем стихотворения - Скажите, какую картину вы представили? - Что поместили на первый план? Что еще нарисуете? Какие краски возьмете? Почему? - Какова тема стихотворения, главная мысль? - Составьте на листочках модель обложки (один работает у доски). Сверьте с образцом. Оцените себя. - Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Найдите непонятные слова и выражения. Как вы понимаете слова: кайма, бахрома? Кайма – полоса по краю ткани, изделия, которая отличается по цвету или рисунку. Бахрома – тесьма для обшивки чего – нибудь, с рядом свободно свисающих нитей. - С каким чувством Есенин описывает березу? Какие слова подсказывают это? - Какие краски использовал поэт, чтобы описать березу? - Найдите описание инея. - Какое время суток рисует поэт? Как догадались? - Какое утро солнечное или пасмурное? Найдите в тексте. - Какими литературными приемами и изобразительными средствами пользуется автор при создании стихотворения? Работаем с раздаточным материалом (словарики с определениями) - Приведите примеры сравнения, олицетворения. - Индивидуальная работа по карточкам Соедини стрелками. Сравнение (словно серебром) Олицетворение (береза принакрылась, заря обсыпает ветки, кисти распустились, снежинки горят, береза стоит) Проверка по образцу, взаимооценка. | - Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Слушают стихотворение Рассуждения ребят. - Потому что зима. - Тема природы, ее красоты; главная мысль – восхищение красотой березы. Составляют модель обложки Читают стихотворение, объясняют значение непонятных слов. - Есенин любуется белой березой, восхищается красотой. - Белая береза, серебряный снег, золотой огонь. - На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой. - Утро: заря, сонная тишина, иней еще не растаял после морозной ночи. - Солнечное: и горят снежинки в золотом огне. - Сравнение, олицетворение, эпитеты Приводят примеры. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, смысловое чтение, умение сжато и выборочно передавать содержание текста) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Регулятивные (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что еще не известно; способность к волевому усилию, составление плана и последовательности действий, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение необходимых изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном) Личностные (жизненное самоопределение, действия смыслообразования, нравственно – этическое оценивание) |
Физкультминутка | Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой) Мы водой ее полили, (Потрясти кистями, будто разбрызгивая воду) И березка подросла, (Встать за партой) К солнцу ветки подняла (Руки вверх) А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая) Всех ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть за парты) | Выполняют движения | |
Закрепление новых знаний | - Какую по характеру мелодию вы слышите в этом стихотворении? - Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный? Какие словосочетания подсказывают темп чтения? Работа в паре. Наметьте паузы, логические ударения и прочитайте стихотворение друг другу. Оцените соседа. - В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения? - Ребята, а как вы думаете, что за изобразительное средство, которое использует автор, находится у вас на партах? - Сейчас мы сплетем венок из эпитетов, подходящих к образу березки (карточки) - Посмотрите, какая березка получилась у нас. Выскажите свои чувства. | - Спокойную, напевную, нежную. - Сонная тишина, заря лениво обходя. - Чтение стихотворения тремя учениками (Бусыгин, Микина, Лоза) - Это эпитеты Зачитывают эпитеты и приклеивают на доску. Застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая, красивая, милая, добрая, русская, снежная, серебренная, вежливая, гибкая, любимая, женственная, изящная, чистая, прекрасная, неповторимая, неторопливая, сказочная, заколдованная, волнующая, красочная, цветущая, свежая, шелковая, белоствольная, раскидистая, осыпанная, освещенная, восхитительная, чудесная. | Познавательные (самостоятельное выделение цели, применение методов информационного поиска, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, смысловое чтение, умение сжато и выборочно передавать содержание текста) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, определение цели, функции участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество, разрешение конфликта, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли) Регулятивные (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что еще не известно; способность к волевому усилию, составление плана и последовательности действий) Личностные (жизненное самоопределение, действия смыслообразования, нравственно – этическое оценивание) |
Рефлексия | - А какие чувства выразил поэт? - Мог ли написать такие красивые строки человек, который не любит природу, который редко бывает наедине с природой? - Вот мы и заглянули в это окно. Понравилось вам? - Кто автор изученного стихотворения? Какова его главная мысль? Тема? - Выберите одно предложение и закончите его («Незаконченное предложение») Листочки самооценки Оценка учителя за урок. | Мнения ребят - Любовь к природе - Сергей Есенин - Восхищение красотой березы. Тема природы. | Познавательные (поиск и выделение нужной информации, умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, определение основной и второстепенной информации, выведение следствий, установление причинно – следственных связей) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Регулятивные (способность к волевому усилию) Личностные (жизненное самоопределение, действия смыслообразования, нравственно – этическое оценивание) |
Домашнее задание | - Выучить наизусть стихотворение Есенина Береза - Подобрать пословицы и поговорки о зимнем лесе. - По желанию: выберите какое – либо дерево и понаблюдайте за ним в течение недели, и запишите все изменения. | Записывают задание в дневник. | Личностные (жизненное самоопределение, действия смыслообразования) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....