Урок литературного чтения Что такое сказка? Ю.Ким "Летучий корабль"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения. Введение в раздел "И кот учёный свои мне сказки говорил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yu._kim_letuchiy_korabl.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 (четверть 2)

Программа:    Школа 2100.

Учитель:  Милюкова Елена Алексеевна

Тема  урока:  Введение в  раздел «И кот учёный свои мне сказки говорил…»                                                                                                             « Что такое сказка?»  Ю. Ким  «Летучий ковёр»

Цели урока:                                                                                                                                                                     1.   Знакомство  с о 2 частью учебника. Повторение материала о сказках  как  жанре  фольклора..                                                                                                                                                                                                                 2.  Учить читать правильно, отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать познавательный интерес, активность учащихся, умение выделять главное в прочитанном тексте.  

3. Прививать любовь к чтению, воспитывать доброжелательность, умение общаться.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:                                                                                                                                                           Учебник  «В одном счастливом детстве» 3  класс, 2 часть, презентация к уроку. ЦОР «Система организации и поддержки образовательного процесса» литературное чтение 3 класс Е. В. Бунеева, Р.В. Бунеев. индивидуальный компьютер, мультимидийная установка.

Ход урока:

1.        Знакомство со 2-й частью учебника.

-        Рассмотрите обложку и расскажите о книге.

Слайд 2

(Ученики называют авторов, название книги, кому адресована, по иллюстрации предполагают ее содержание.)

  • Где и как мы можем уточнить наши предположения? (На с. 222-224 находится содержание, прочитать названия разделов.)
  • Слайд 3
  • Прочитайте фамилии авторов, произведения которых вы уже читали.
  • Как вы думаете, почему авторы учебника именно в таком порядке расположили разделы? Сравните их последовательность с календарем.

2.        Работа со стихотворением Ю. Кима «Летучий ковер».

а)        До чтения:

  • Прочитайте название стихотворения. О чем мы будем читать? Где бывают летучие ковры? (В сказках.)
  • Кто автор стихотворения? Каких людей уважает Ю. Ким? Какие его стихотворения мы читали? Назовите их после моих подсказок.

Слайд 4

(Строчки из стихотворений Ю. Кима.)

Светлый день,        Не нужен мне ни порох,

Как олень,        Ни пули, ни пыжи,

Скачет и дурачится!        Пока в моих патронах

Все немножко набекрень        Огонь моей души!

И чуть-чуть покачивается.        («Отважный охотник»)
(«Светлый день»)

Слайд 5.

  • О ком стихи Ю. Кима? (О добрых, жизнерадостных, смелых, гордых людях, об оптимистах, романтиках, путешественниках.)
  • Кому мог бы понадобиться летучий ковер?
  • Куда на нем можно лететь?

Прочитаем стихотворение и узнаем маршрут нашего путешествия.

б)        Чтение стихотворения про себя.

в)        Вопросы после чтения:

  • Кого автор приглашает в путешествие? (Читателей.)
  • Каков маршрут полета? (Над родным краем.)

г)        Чтение по строфам с комментированием.
После 1-й строфы

  • Каким вы себе представляете летучий ковер?

После 2-й строфы:

  • Почему создается впечатление, что мы, читатели, летим на ковре? (Автор использует глаголы во 2-м лице, в повелительном наклонении.)

После 3-4-й строфы:

  • Что видят путешественники?
  • Почему нет эпитетов? (Летучий ковер быстро летит, одна картина сменяется другой.)
  • Нам кажется, что автор сидит на летучем ковре и руководит полетом. Как это удается Ю. Киму? (Короткие предложения, указательные слова, восклицательная интонация.)

После 5-й строфы:

  • Что впереди у нас, путешественников?
  • Какие могут быть опасности?
  • Стоит ли их бояться?
  • Прочитайте вопросительное предложение. Определите постановку логического ударения. (На слово чего.)

После 6-й строфы:

-        Какие по интонации все предложения? Одинаково ли их надо читать? (Нет, 1-е и 2-е предложения с чувством удали, доброй насмешки, а последнее - с радостью.)

д)        Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Читают дети (2-3 человека), затем учитель.

е)        Заключительная беседа.

  • Есть ли в этом стихотворении герой?
  • Каким настроением хотел поделиться автор с читателями?
  • Подтвердите наши предположения о том, каких людей уважает Ю. Ким?
  • Это стихотворение сказочное? (И да и нет. В сказках совершаются удивительные полеты на коврах-самолетах, но Ю. Ким приглашает нас в воображаемый полет, чтобы увидеть красоту, богатство родного края.)
  • Это стихотворение в чем-то созвучно стихотворению Б. Заходера «Моя Вообразилия». Вы это почувствовали? Оно пробуждает нашу фантазию, творчество, воображение.
  • Как вы думаете, какие произведения по жанру мы будем читать в следующем разделе?  Куда отправимся мы на летучем ковре?
  1. Знакомство с VI разделом.

Слайд 6

  • Откройте с. 4-5. Рассмотрите иллюстрации.
  • Назовите сказочных персонажей. Какие чудеса с ними происходили?
  • Прочитайте название раздела. Кто автор этих строк? Из какого произведения эти строчки? (Из вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.)
  • Кто прочитает отрывок из вступления наизусть? (Ученики читают)

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том:          И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом...

-        О каких чудесах рассказывает автор?

-        Назовите чудеса, которые встречаются в сказках Пушкина.
Чтение авторского текста (с.6).

4.        Беседа «Что такое сказка?». Повторение материала, с которым дети познакомились на уроках чтения во 2-м классе.

-        Из полосок-«бревен» на доске построен дом Сказок. Но каждое «бревнышко» волшебное, оно что-то сообщает о сказках.                                

Прочитайте подсказки и разложите «бревнышки» по вопросам, на которые они помогают ответить.

(На обратной стороне бревен написаны слова.)

На доске записаны вопросы. Ученики распределяют «бревна-ответы» под вопросами.

1)        Что такое сказка?

 жанр          устного          народного творчества

  1. Какие виды сказок вы знаете?
  2. По авторской принадлежности сказки бывают...
  3. Кто умело рассказывал сказки?

5.Тест. ЦОР Система организации и поддержки образовательного процесса. Литературное чтение 3 класс. Раздел «И кот учёный свои мне сказки говорил…»  «Какие бывают сказки»

Слайд 7

  • Вспомните сказочные «приметы» и назовите их.
  • Что объединяет сказки разных народов? (Главная тема - борьба со злом.)
  • Какую сказку вы прочитали недавно? Расскажите о ней кратко: какая это сказка, кто автор, ее сюжет.
  • Хочется ли читать сказки? Какие?

Впереди нас ждут встречи с интересными сказками.

6.        Итог урока.

-        Почему проходят годы, меняются поколения, а сказка живет?

Слайд 8

7.        Домашнее задание.

1)        Выучить стихотворение наизусть.

2)        Подготовить рассказ

I вариант: о сказках как жанре фольклора.

II вариант: о художниках - иллюстраторах сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

Конспект к уроку литературного чтения 2 класс "Что такое хорошо и что такое плохо"

Литературное чтение 2 классТема: "Что такое хорошо, и что такое плохо"Цель урока: -формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; Предполагае...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Что такое новости? Кто рассказывает новости?  (2 кл)  Цели деятельности учителя: познакомить детей с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Выяснить вместе с дет...

Урок литературного чтения в 3 «А» классе. Тема - Русская народная сказка «Летучий корабль»

Цели.·        Формировать правильную читательскую позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».Стимулировать интерес:- к содержанию и героям...

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Что такое хорошо и что такое плохо."

План-конспект открытого урока по литературному произведению В.А. Осеевой "Сыновья"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" (УМК "Начальная школа XXI", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что такое новости, какие источники новостей существуют, кто распространяет новости, умение работать с информацией детских журналов.Зад...