Открытый урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Что такое хорошо и что такое плохо."
план-конспект урока по чтению (2 класс)
План-конспект открытого урока по литературному произведению В.А. Осеевой "Сыновья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения во 2 классе
Работу выполнила:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Терехова Елена Александровна
Февраль, 2016г.
Тема урока: Что такое хорошо и что такое плохо.
Цели урока: организовать знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения;
- Учебно-познавательные компетенции:
1. Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека;
2. Формировать умение определять основную мысль произведений;
3. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- Информационно - коммуникативные компетенции:
1. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;
2. . Учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;
- Компетенции личностного самосовершенствования:
1 Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях;
2. Способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.
Метапредметные:
· Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
· Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
· Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах и группах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
Личностные: средствами художественного произведения формировать у учащихся умения отличать хорошие поступки от плохих; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте; вырабатывать стремление к самоизменению.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: текст произведения, конверты с картинками (иллюстрации плохих и хороших поступков детей, портреты писателей, иллюстрации к произведению «Сыновья», карточками для выполнения заданий.) и картинки яблонь, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с пословицами.
Ход урока.
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, возьмитесь за руки и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится.
- Здесь сегодня собрались мы,
Чтобы книги почитать,
Много нового узнать,
Идеи авторов понять.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, откройте конверты № 1 и разложите карточки на три группы.
(В конвертах лежат картинки с изображением детей, портреты писателей, карточки со словами)
Вспомним правила работы в группах:
- работаем тихо, не мешая другим;
- слушаем внимательно своих товарищей;
- делимся своими мыслями;
- не выкрикиваем ответы, отвечает только один.
- Какие группы у вас получились? (С изображением детей, портреты писателей, карточки со словами)
- Внимательно рассмотрите картинки с изображением детей. Можно их разделить на группы? На какие?(Картинки, где дети совершают хорошие, добрые поступки и где совершают плохие поступки: ссорятся, дерутся, не прибирают за собой вещи, портят их.)Молодцы!
3. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
- Рассмотрите портрет. (На доске портрет В.В. Маяковского)
- Кто изображён? (В.В. Маяковский)
- С каким произведением этого поэта вы знакомились? («Что такое хорошо и что такое плохо?)
- Мы говорили о плохих и хороших поступках детей, вспомнили произведение Маяковского. Попробуйте назвать тему нашего урока. (Что такое хорошо и что такое плохо) Отлично!
( На доске появляется тема урока) СЛАЙД 1
- Много поэтов писали свои произведения для детей.
(На доске портреты Е. Благининой, С. Маршака, А. Барто)
- Рассмотрите портреты. Кто на них изображён?( Самуил Маршак, Агния Барто, Елена Благинина)
- Послушайте стихотворение Е. Благининой «Котёнок»
(Стихотворение читает ученица)
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой…
До чего ж хорош собой!
- Какой поступок совершила девочка? Это хорошо или плохо? (Она подобрала бездомного котёнка. Это - хорошо.)
- А как бы поступили вы?
- Послушайте стихотворение А. Барто «Докладчик»
(Стихотворение читает ученик)
Выступал докладчик юный,
Говорил он о труде.
Он доказывал с трибуны:
— Нужен труд всегда, везде!
Нам велит трудиться школа,
Учит этому отряд...
— Подними бумажки с пола!
Крикнул кто-то из ребят.
Но тут докладчик морщится:
— На это есть уборщица!
- Вам понравился герой произведения? Почему? (Нет. Он говорит о труде, а сам лентяй.) А вы сами никогда не ленитесь?
- Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»
(Стихотворение читает ученик)
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" - говорил.
- Что хорошего делал герой произведения? (Был «вежлив») Вам понравился этот мальчик? Почему? (Нет. Он отнимал игрушки у малышей.) Послушайте как заканчивает своё стихотворение автор.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
- К какому литературному жанру относятся эти произведения? (Это стихотворения)
- Для кого писали эти стихи? (Для детей.) Кто главные герои произведений? (Дети.)
- Какие поступки совершают дети в этих произведениях? (Хорошие и плохие)
- У нас осталась ещё одна группа карточек. Красным шрифтом написано неполное предложение, зелёным слова, которые нужно вставить. Вставьте пропущенные слова. Что у вас получилось? СЛАЙД 2
(На уроке мы будем:
- развивать умение работать с литературными произведениями;
- отличать хорошие поступки от плохих;
- оценивать свою работу и работу своих друзей.)
Молодцы! Давайте постараемся выполнить всё, о чём говорится в этом предложении.
4. Первичное усвоение знаний.
- Ребята, отгадайте, о каком литературном жанре пойдёт речь. Небольшое произведение, написанное в прозе, в котором описаны реальные события.( Рассказ.)
- Вы любите читать рассказы? Я знаю, что многие ребята любят читать рассказы, потому что они маленькие и их быстро читать.
- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо из прошлого. СЛАЙД 3
«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила: «Понравился тебе рассказ? Я ответила: « Не знаю. Я о нём не думала».
Мама очень огорчилась. «Мало уметь читать, надо уметь думать», - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
- Это письмо прислала В.А.Осеева. Вот её портрет. СЛАЙД 4
(На доске портрет В.А. Осеевой)
- Валентина Александровна Осеева родилась 15 апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта её не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду.
В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы, любила придумывать игры.
- Сегодня мы познакомимся с её произведением «Сыновья». Переверните листочки, но не снимайте скрепки. Я читаю произведение, а вы внимательно следите.
Сыновья.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- Представьте, что вы автор рассказа. Как бы вы закончили рассказ? (Ответы детей)
- Снимите скрепки, дочитаем рассказ.
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
-Совпали ваши предположения с окончанием рассказа? (Да, нет.)
5. Первичное закрепление. Повторное чтение.
- Вам понравился рассказ? (Да.). Прочитайте его ещё раз самостоятельно.
- Возьмите конверты №2 и выполните задания.
( Работа в группах:
1 группа – словарная работа:
2 группа – работа с иллюстрациями;
3 группа – работа с пословицами.)
- Проверим вашу работу. 1 группа работала с непонятными выражениями и
незнакомыми словами. Что нужно было сделать? (Объяснить значение выражений.)
СЛАЙД 5
Не сладит – т.е.не справится; не осилит.
Ломит спину – так говорят, если очень сильно болит спина.
Колесом ходит –кувыркается, переворачиваясь через голову.
Соловьем заливается – поет очень красиво , как самый лучший певец.
- Ребята, вы согласны с объяснениями? Как справились ваши друзья с заданием?
- 2 группа работала с иллюстрациями. Что такое иллюстрация? (Иллюстрация – это рисунок к литературному произведению.) Для чего нужна иллюстрация? (Для лучшего понимания произведения).Что нужно было сделать 2 группе? (Распределить картинки по порядку)
(Два человека развешивают иллюстрации)
- Верно ли справились с заданием ребята из 2 группы?
- Работу 3 группы мы проверим чуть позже.
6. Повторное закрепление. Работа над содержанием текста.
-Прочитаем пословицу. («Всякой матери своё дитя мило») СЛАЙД 6
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Обсудите в парах. (Мамы любят своих детей, какими бы они ни были…)
- Найдите в тексте слова, которые говорили о своих сыновьях женщины? Подумайте какие чувства испытывали женщины, рассказывая о своих детях.
- Прочитайте слова первой женщины? ( -Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.)
- Найдите слова второй женщины и прочитайте. (-А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.)
-А какие же слова сказала мама третьего мальчика? ( - Что же сказать, ничего в нем особенного нету.) Как вы думаете, гордится ли своим сыном третья женщина?
- Найдите в тексте описание 1 мальчика. (Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.)
- Видим ли мы заботу о маме первого сына? ( Нет, он только кувыркался…)
- Что делал второй мальчик? (Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.) Заботился ли о маме второй сын? ( Тоже – нет. Он лишь пел.)
- Какими талантами обладал 3 мальчик? ( У него нет талантов) А как поступил третий мальчик? (А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.)
- Почему старичок увидел только одного сына? (Только третий мальчик любит, бережет и жалеет свою мать.)
- Теперь проверим работу 3 группы. Они работали с пословицами. Какое у вас было задание? (Нужно выбрать ту пословицу, которая точнее передаёт главную мысль рассказа.)
СЛАЙД 6
1. С матерью жить – горя не знать.
2.Сердце матери лучше солнца греет.
3.Нет милее дружка, чем родная матушка.
4 . Любить свою мать - значит ей помогать.
- Верно ли справились с заданием ребята из 3 группы?
7. Домашнее задание.
- Дома ещё раз внимательно прочитайте рассказ. А когда будете читать, то подумайте, какие вопросы вы бы задали своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: «Зачем?», « Почему?», « С какой целью?»
8. Итог урока.
- Вспомним тему нашего урока. Какие поступки совершали дети? (Хорошие и плохие.) А вы всегда поступаете хорошо? (Не всегда.) Стараетесь ли исправить плохие поступки? (Да.) Очень хорошо.
- Сколько мальчиков в рассказе В. Осеевой? (Три.) Сколько сыновей? (Один?) Почему же рассказ называется «Сыновья»? (Для своих мам все дети хороши. Любой из этих мальчиков может исправиться.)Я думаю, что В.Осеева уверена в том, что мальчики станут СЫНОВЬЯМИ и будут заботиться о своих мамах.
9. Рефлексия.
Каждого ребёнка можно сравнить с деревом. Пока он маленький, за ним ухаживают как за маленьким ростком. Когда дерево вырастает, оно приносит плоды. Человек же совершает поступки, много работает. Возьмите яблоки и раскрасьте их: если вам было не интересно, вы плохо работали – зелёным, если вам было интересно и вы хорошо работали - оранжевым, если вы хотите работать ещё лучше, то красным. Наклейте их на деревья. Покажите, что получилось. СЛАЙД 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Классный час на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"
Младшим школьникам о культуре поведения...
Внеклассное мероприятие на тему "Что такое хорошо и что такое плохо"
Внеклассное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с понятием добра и зла...
Классный час на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".
Материал способствует формированию у детей представления о добре и зле....
Классный час на тему: "Что такое хорошо, а что такое плохо"
Классный час...
Технологическая карта открытого урока литературного чтения 3 класс по теме "И. А. Крылов "Ворона и Лисица."
Урок изучения нового....
Открытый классный час по теме "Что такое хорошо и что такое плохо"
Открытый классный час по теме дружба...