Открытый урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Что такое хорошо и что такое плохо."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

 

План-конспект открытого урока по литературному произведению В.А. Осеевой "Сыновья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения во 2 классе

Работу выполнила:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Терехова Елена Александровна

Февраль, 2016г.

Тема урока: Что такое хорошо и что такое плохо.

Цели урока: организовать знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения;

- Учебно-познавательные компетенции:

1. Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека;

2. Формировать умение определять основную мысль произведений;

3. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

- Информационно - коммуникативные компетенции:

1. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;

2. . Учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;

- Компетенции личностного самосовершенствования:
1 Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях;

2. Способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.

Метапредметные:

·  Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

·  Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

·  Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах и группах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Личностные: средствами художественного произведения формировать у учащихся умения отличать хорошие поступки от плохих; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте; вырабатывать стремление к самоизменению.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: текст произведения, конверты с картинками (иллюстрации плохих и хороших поступков детей, портреты  писателей, иллюстрации к произведению «Сыновья», карточками для выполнения заданий.) и картинки яблонь, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с пословицами.

Ход урока.

1.  Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, возьмитесь за руки и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится.

- Здесь сегодня собрались мы,

  Чтобы книги почитать,

  Много нового узнать,

  Идеи авторов понять.

2.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, откройте конверты № 1 и разложите карточки на три группы.

(В конвертах лежат картинки с изображением детей, портреты писателей, карточки со словами)

Вспомним правила работы в группах:

- работаем тихо, не мешая другим;

- слушаем внимательно своих товарищей;

- делимся своими мыслями;

- не выкрикиваем ответы, отвечает только один.

-  Какие группы  у вас получились? (С изображением детей, портреты писателей, карточки со словами)

- Внимательно рассмотрите картинки с изображением детей. Можно их разделить на группы? На какие?(Картинки, где дети совершают хорошие, добрые поступки и где совершают плохие поступки: ссорятся, дерутся, не прибирают за собой вещи, портят их.)Молодцы!

3. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Рассмотрите портрет. (На доске  портрет  В.В. Маяковского)

- Кто изображён? (В.В. Маяковский)

 - С каким произведением этого поэта вы знакомились? («Что такое хорошо и что такое плохо?)

- Мы говорили о плохих и хороших поступках детей, вспомнили произведение Маяковского. Попробуйте назвать тему нашего урока. (Что такое хорошо и что такое плохо) Отлично!

( На доске появляется тема урока)    СЛАЙД 1

- Много поэтов писали свои произведения для детей.

(На доске  портреты  Е. Благининой, С. Маршака, А. Барто)

 - Рассмотрите портреты. Кто на них изображён?( Самуил Маршак, Агния Барто, Елена Благинина)

- Послушайте стихотворение Е. Благининой «Котёнок»

(Стихотворение читает ученица)

Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть – как бархат,
Хвост – трубой…
До чего ж хорош собой!

- Какой поступок совершила девочка? Это хорошо или плохо? (Она подобрала бездомного котёнка. Это -  хорошо.)

- А как бы поступили вы?

- Послушайте стихотворение А. Барто «Докладчик»

(Стихотворение читает ученик)

Выступал докладчик юный,

Говорил он о труде.

Он доказывал с трибуны:

— Нужен труд всегда, везде!

Нам велит трудиться школа,

Учит этому отряд...

— Подними бумажки с пола!

Крикнул кто-то из ребят.

Но тут докладчик морщится:

— На это есть уборщица!

- Вам понравился герой произведения? Почему? (Нет. Он говорит о труде, а сам лентяй.) А вы сами никогда не ленитесь?

- Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы»

(Стихотворение читает ученик)

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

"Спасибо!" - говорил.

- Что хорошего делал герой произведения? (Был «вежлив») Вам понравился этот мальчик? Почему? (Нет. Он отнимал игрушки у малышей.) Послушайте как заканчивает своё стихотворение автор.

 Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

- К какому литературному жанру относятся эти произведения? (Это стихотворения)

- Для кого писали эти стихи? (Для детей.) Кто главные герои произведений? (Дети.)

- Какие поступки совершают дети в этих произведениях?  (Хорошие и плохие)

- У нас осталась ещё одна группа карточек. Красным шрифтом написано неполное предложение, зелёным слова, которые нужно вставить. Вставьте пропущенные слова. Что у вас получилось? СЛАЙД 2

(На уроке мы будем:

 - развивать умение работать с литературными произведениями;

- отличать хорошие поступки от плохих;

- оценивать свою работу и работу своих друзей.) 

Молодцы! Давайте постараемся выполнить всё, о чём говорится в этом предложении.

4. Первичное усвоение знаний.

- Ребята, отгадайте, о каком литературном жанре пойдёт речь. Небольшое произведение, написанное в прозе, в котором описаны реальные события.( Рассказ.)

- Вы любите читать рассказы? Я знаю, что многие ребята любят читать рассказы, потому что они маленькие и их быстро читать.

- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо из прошлого. СЛАЙД 3

   «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

   Один раз мама спросила: «Понравился тебе рассказ? Я ответила: « Не знаю. Я о нём не думала».

   Мама очень огорчилась. «Мало уметь читать, надо уметь думать», - сказала она.

   С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

 -  Это письмо прислала В.А.Осеева. Вот её портрет. СЛАЙД 4

(На доске  портрет  В.А. Осеевой)

 - Валентина Александровна Осеева родилась 15 апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта её не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду.

В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы, любила придумывать игры.

- Сегодня мы познакомимся с её произведением «Сыновья». Переверните листочки, но не снимайте скрепки. Я читаю произведение, а вы внимательно следите.

Сыновья.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?

- Представьте, что вы автор рассказа. Как бы вы закончили рассказ? (Ответы детей)

- Снимите скрепки, дочитаем рассказ.


- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

-Совпали ваши предположения с окончанием рассказа? (Да, нет.)

5. Первичное закрепление. Повторное чтение.

- Вам понравился рассказ? (Да.). Прочитайте его ещё раз самостоятельно.

- Возьмите конверты №2 и выполните задания.

( Работа в группах:

1 группа – словарная работа:

2 группа – работа с иллюстрациями;

3 группа – работа с пословицами.)

- Проверим вашу работу. 1 группа работала с непонятными выражениями и

незнакомыми словами. Что нужно было сделать? (Объяснить значение выражений.)

СЛАЙД 5

Не сладит – т.е.не справится; не осилит.

Ломит спину – так говорят, если очень сильно болит спина.

Колесом ходит –кувыркается, переворачиваясь через голову.

Соловьем заливается – поет очень красиво , как самый лучший певец.

- Ребята, вы согласны с объяснениями? Как справились ваши друзья с заданием?

- 2 группа работала с иллюстрациями. Что такое иллюстрация? (Иллюстрация – это рисунок к литературному произведению.) Для чего нужна иллюстрация? (Для лучшего понимания произведения).Что нужно было сделать 2 группе? (Распределить картинки по порядку)

(Два человека развешивают иллюстрации)

- Верно ли справились с заданием ребята из 2 группы?

- Работу 3 группы мы проверим чуть позже.

6. Повторное закрепление. Работа над содержанием текста.

-Прочитаем пословицу.  («Всякой матери своё дитя мило») СЛАЙД 6

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Обсудите в парах. (Мамы любят своих детей, какими бы они ни были…)

- Найдите в тексте слова, которые говорили о своих сыновьях женщины? Подумайте какие чувства испытывали женщины, рассказывая о своих детях.

- Прочитайте  слова первой женщины? ( -Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.)

- Найдите слова второй женщины и прочитайте. (-А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.)

-А какие же слова сказала мама третьего мальчика? ( - Что же сказать, ничего в нем особенного нету.) Как вы думаете, гордится ли своим сыном третья женщина?

- Найдите в тексте описание 1 мальчика. (Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.)

- Видим ли мы заботу о маме первого сына? ( Нет, он только кувыркался…)

- Что делал второй мальчик? (Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.) Заботился ли о маме второй сын? ( Тоже – нет. Он лишь пел.)

- Какими талантами обладал 3 мальчик? ( У него нет талантов) А как поступил третий мальчик? (А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.)
- Почему старичок увидел только одного сына? (Только третий мальчик любит, бережет и жалеет свою мать.)

- Теперь проверим работу 3 группы. Они работали с пословицами. Какое у вас было задание? (Нужно выбрать ту пословицу, которая точнее передаёт главную мысль рассказа.)

СЛАЙД 6

1. С матерью жить – горя не знать.

2.Сердце матери лучше солнца греет.

 3.Нет милее дружка, чем родная матушка.

 4 . Любить свою мать - значит ей помогать.

- Верно ли справились с заданием ребята из 3 группы?

7. Домашнее задание.

- Дома ещё раз внимательно прочитайте рассказ. А когда будете читать, то подумайте, какие вопросы вы бы задали своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: «Зачем?», « Почему?», « С какой целью?»

8. Итог урока.

- Вспомним тему нашего урока. Какие поступки совершали дети? (Хорошие и плохие.) А вы всегда поступаете хорошо? (Не всегда.) Стараетесь ли исправить плохие поступки? (Да.) Очень хорошо.

- Сколько мальчиков в рассказе В. Осеевой? (Три.) Сколько сыновей? (Один?) Почему же рассказ называется «Сыновья»? (Для своих мам все дети хороши. Любой из этих мальчиков может исправиться.)Я думаю, что В.Осеева уверена в том, что мальчики станут СЫНОВЬЯМИ и будут заботиться о своих мамах.

9. Рефлексия.

Каждого ребёнка можно сравнить с деревом. Пока он маленький, за ним ухаживают как за маленьким ростком. Когда дерево вырастает, оно приносит плоды. Человек же совершает поступки, много работает. Возьмите яблоки и раскрасьте их: если вам было не интересно, вы плохо работали – зелёным, если вам было интересно и вы хорошо работали  - оранжевым, если вы хотите работать ещё лучше, то красным. Наклейте их на деревья. Покажите, что получилось. СЛАЙД 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Классный час на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"

Младшим школьникам о культуре поведения...

Внеклассное мероприятие на тему "Что такое хорошо и что такое плохо"

Внеклассное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с понятием добра и зла...

Классный час на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Материал способствует формированию у детей представления о добре и зле....