конспект урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В данном материале предоставлен конспект урока чтения за 3 класс по теме: Ф. Тютчев "Зима недаром злится..."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс: 3
Программа: УМК «Гармония»
Тема: Ф. Тютчев « Зима недаром злится…»
Цель: знакомство учащихся с новым разделом учебника, с произведениями о весне.
Задачи:
Образовательная: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева; показать примеры особого взгляда на природу и природные явления с точки зрения поэта; учить находить красочные средства изображения (сравнение, олицетворение, контраст); расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать навык выразительного чтения, как способа передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Развивающая: развивать познавательную мотивацию детей на основе принятия и удержания учебных задач. Развивать воображение, речь, память, умение работать с поэтическим произведением. Формирование умения выражать свое отношение к прочитанному. Развивать регулирующую сферу (рефлексию) на основе самоконтроля, взаимоконтроля. Развивать умение строить речевое высказывание, аргументировать свою точку зрения, развивать самостоятельность, активность. Прививать любовь к природе, интерес к поэтическому слову, языку. Побуждать к эстетическому чувственному восприятию лирических произведений.
Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к высказываниям других людей, культуру общения в парах, группе.
Здоровьесберегающая: соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Планируемые результаты урока:
Личностные: - формировать интерес к учению.
Предметные: - формировать умение работать с поэтическим произведением. Познавательные УУД: -уметь анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; выполнять партитуру стихотворения; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Коммуникативные УУД: - уметь определять тему и главную мысль произведения; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; уметь высказывать свою точку зрения, и аргументировано доказывать её; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные УУД: - уметь формулировать цель и задачи на уроке;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Оборудование: презентация к уроку, грамзапись, выставка книг.
Ход урока:
1.Постановка целей и задач урока.
-Посмотрите на доску.
-Какой теме посвящена наша выставка?
(Выставка на тему: «Поэзия Ф.И. Тютчева»)
-Как вы думаете, о чём писал Ф.И.Тютчев во всех этих книгах?
(О природе)
- А как вы об этом догадались? (По иллюстрациям на обложках книг)
-Вы что-нибудь слышали об этом поэте?
-Как мозаику, создадим главные моменты его жизни и творчества.
В группах:
-Прочитайте текст, содержащий сведения из биографии поэта и подчеркните ту информацию, которая вас заинтересовала.
- Тютчев Федор Иванович родился в начале 19 века, 5 декабря 1803 , в сельской местности в Орловской губернии, в старинной дворянской семье. Федор Иванович был способным мальчиком. Тютчев получил прекрасное домашнее образование. С 13 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. А в 15 лет – стал студентом Московский университета, закончил его со степенью кандидата словесных наук. После его окончания был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и уехал за границу, где прожил 22 года в Германии. Но никогда не забывал о своей Родине, тосковал по ней, вспоминал дорогие сердцу места.
В творчестве Ф.И. Тютчева большое место занимали стихи о природе.
Ф. И. Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. Его называют «певцом природы». В своих произведениях Тютчев поспевал все времена года. Но больше всего любил весну и лето. Умел наблюдать первые признаки каждого времени года: первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады, первые снегопады. Природа в его стихах, словно живое существо, она дышит, чувствует, грустит, радуется. Она не знает покоя, насыщена звуками, красками запахами. Особенно его привлекали переходные периоды времён года.
Поэтическим мастерством Ф.И.Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. Его первые стихи высоко оценил А.С.Пушкин.
Чуть более 300 стихотворений составляет наследие Тютчева.
Имя Ф.И.Тютчева золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Ф. И.Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. И многие его
произведения изучают в школе.
-Проверка по группам.
- Федор Иванович сумел до конца жизни сохранить веру в чудеса.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса;
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
-Одно из произведений великого русского поэта Ф.И.Тютчева открывает новый раздел учебника, который мы начинаем изучать:
«Весна идёт, весне дорогу!»
-Какие произведения войдут в этот раздел? Где узнаем (в содержании – с.190-191).
- Какие жанры представлены в этом разделе?
-Что объединяет все эти произведения?
-Прочитайте название стихотворения Ф.И.Тютчева.
-Работать над стихотворением я предлагаю по плану:
План:
- Тема стихотворения
- Литературные приёмы
- Идея (главная мысль)
- Выразительное чтение.
-Какую первую учебную задачу поставим?
-Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием?
-Проверим, верны ли ваши предположения?
2.Знакомство со стихотворением
-Давайте закроем глаза и внимательно послушаем стихотворение, постарайтесь представить картины, которые возникнут в вашем воображении.
(Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»)
3. Проверка восприятия:
-Какие картины представили?
-Что вы чувствовали, слушая стихотворение? (словарь настроений)
-Какое настроение автора вы уловили? (Автор радуется приходу весны)
-Так, о чём это стихотворение? Определите тему.
(о соперничестве старухи Зимы и юной Весны)
( В стихотворении поэт рисует перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года.)
4. Самостоятельное чтение:
-Откройте учебники – с.146
-Прочитайте стихотворение, найдите непонятные слова, выражения. Отметьте их галочкой.
-Какие слова вам показались незнакомыми?
И все засуетилось – все движется, все тает
Нудит Зиму вон – вынуждает
Наперекор – назло
Пуще – сильнее
Недаром – не напрасно, есть причины
5.Анализ стихотворения:
- А сейчас поразмышляем над текстом, вглядимся в картины природы.
– Кто главные герои стихотворения?
- Как это в тексте автор показал? (написал с большой буквы Зима и Весна)
- Что напоминает стихотворение? Почему?
(сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа).
- Какие слова и выражения помогают увидеть Зиму и Весну так, словно они живые? Это следующая учебная задача.
-Перечитайте стихотворение и составьте портрет Зимы (1 вариант) и портрет Весны (2 вариант).
1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы.
2 в. – все, что говорится о действиях Весны.
Зима | Весна |
злится | хохочет |
хлопочет | гонит |
ворчит | стучится |
взбесилась | шумит |
убегает | умылася в снегу |
пустила снегом | румяней стала |
ведьма злая | прекрасное дитя |
-Как автор относится к Зиме? Какой он её видит?
-Попробуем изменить слово ЗЛИТСЯ, заменить синонимами.
(ругается, бранится, обижается)
-Характер Зимы остался таким же? (нет)
-Почему автор выбрал именно это слово? (самое точное)
-Каждое слово имеет свой смысл.
- Почему поэт называет Весну – прекрасное дитя, а Зиму - ведьма злая? (Весна родилась, Начинает пробуждаться природа от зимнего сна)
(Зима заканчивается, состарилась, жить ей осталось недолго).
-Какие литературные приемы применил Ф.И ?
(олицетворение) (сравнение)
-Кто из вас заметил, какие слова использует автор для описания образа Весны? (ласковые, добрые)
-А для описания образа Зимы? (злые, грубые)
- Ребята, поэт действительно, показал два образа – два настроения.
-Какой ещё прием использует автор? Ставит злой образ Зимы против доброго образа Весны (противопоставление)
-Такое очень яркое противопоставление - называется контрастом.
- Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст (чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, юности и старости)
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? Почему?
(Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит).
-Какова идея, главная мысль стихотворения? (Победа весны.
Весна непременно наступит и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, что-то изменить в своей жизни.)
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны? Зимы? - Опишите словами.
-Какую цветовую гамму используете?
-Взгляните на эти портреты. Кто из них Зима, а кто Весна?
Докажите. (Красная девушка – это Весна. Она румяная, веселая, в зеленом платье. За ней летят птицы. Она хохочет и зовет с собой птиц, машет руками.)
(Зима – ведьма злая, некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, снег, метели. Вот-вот налетит на весну.)
6. Физпауза
7. Подготовка к выразительному чтению
-Переходим к следующему пункту плана.
-Какую учебную задачу поставим? (научиться читать выразительно стихотворение)
- Что значит читать выразительно? (Делать паузы, ставить логическое ударение, определить темп чтения, тон - настроение)
- На сколько частей можно разделить стихотворение? (5 ч.)
- Сколько будет продолжительных пауз? (4)
- С каким чувством, настроением будем читать стихотворение? Одинаково или нет?
(О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом)
- В каком темпе? Одинаково или нет?
( О Зиме – медленно, а о Весне – быстро)
- Найдите первое четверостишье.
-Какое слово выделим голосом в первой строчке? (Недаром).
- Почему? (зиме грозит опасность)
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом во второй строчке? (Прошла).
-Почему?
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какие слова выделим голосом в третьей строчке? (В окно стучится).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (Гонит).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом.
- Про кого у нас следующее четверостишье? (Про Весну)
- Каким тоном будет читать? (Радостным)
- А в каком темпе? (Быстро)
-Какие слова выделим голосом? (засуетилось, нудит, жаворонки)
-Какие звонкие звуки повторяются в двух последних строчках? (H, ж, в, р, б)
- Для чего это сделал автор? (Чтобы мы услышали пение птиц)
- Какой прием использовал поэт? (Звукопись)
- Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в третьем четверостишье? (О Зиме и о Весне)
-Какое слово выделим голосом в первой строчке? (хлопочет)
- Какое слово выделим голосом во второй строчке? (ворчит)
- Какое слово выделим голосом в третьей строчке? (хохочет)
- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (шумит)
- Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
- Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в четвёртом четверостишье? (О Зиме)
- Каким тоном будет читать? (с гневом)
- А в каком темпе?
-Какие слова выделим голосом? (Взбесилась, захватя, пустила, убегая)
- Попробуйте прочитать.
- О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне)
- Каким тоном будет читать? (Радостным)
- А в каком темпе? (Быстро)
-Какие слова выделим голосом? (горя мало, умылася, румяней стала, наперекор)
- Попробуйте прочитать.
8. Выразительное чтение стихотворения.
- А сейчас попробуем представить два образа и передать их характеры, их отношения при чтении.
1 раз – 5 учеников по 1 части.
2 раз - А теперь прочитайте это стихотворение друг другу (в паре)
3 раз – Кто готов прочитать всё стихотворение.
- Оцените каждый своё чтение по двухбалльной шкале:
2 б – всё получилось
1 б – трудно
0 б – не получилось
-Как оценили?
- Что удалось передать? Что можно посоветовать?
9. Рефлексия.
-А на последнем этапе урока мы с вами составим «синквэйн» на тему «Весна» или «Зима» по выбору.
-Используйте слова из стихотворения Ф.И.Тютчева.
Работа в группа.
Весна
Долгожданная, яркая
Идет, хлопочет, торопится
Весёлое время года!
Тепло.
-Какие разные у вас получились синквейны, но выразили общую мысль этого стихотворения, его главную идею.
(Какое чудесное и прекрасное время года – весна! Весна победила!)
10. Итог:
-Удалось раскрыть замысел автора, его идею?
11. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, рисунок в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...