В. Драгунский «Кот в сапогах»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Баширова Ануца Фанусовна

Цели: создать педагогические условия, при которых

ученик сможет овладеть навыками выразительного чтения, сможет сравнить жанры произведение сказка-рассказ с одинаковым названием, назвать основную мысль изучаемого произведения;

ученик сможет самостоятельно изучить информацию (биография писателя) посредством карточек, проанализировать прочитанный текс, самостоятельно разбить текст на смысловые части и озаглавить их, развитие эмоционально-личностных качеств через беседу и совместную деятельность, формирование навыков оценки собственной деятельности, посредством сигнальных картинок, развитие творческих способностей в виде перевоплощения в главных героев произведения;

ученик сможет задуматься о необходимости дружбы, взаимопомощи в жизни человека через работу с литературным произведением.

Задачи:

1. Учебно – коррекционная: формировать у обучающихся навык чтения

2. Коррекционно – развивающая:

- развивать речевую активность обучающихся на основе составления полных ответов на вопросы;

3 Коррекционно – воспитательная: внимательно слушать ответы одноклассников, учителя;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_v_sapogah_dragunskiy_moy_urok.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Драгунский «Кот в сапогах»

Цели: создать педагогические условия, при которых

ученик сможет овладеть навыками выразительного чтения, сможет сравнить жанры произведение сказка-рассказ с одинаковым названием, назвать основную мысль изучаемого произведения;

ученик сможет самостоятельно изучить информацию (биография писателя) посредством карточек, проанализировать прочитанный текс, самостоятельно разбить текст на смысловые части и озаглавить их, развитие эмоционально-личностных качеств через беседу и совместную деятельность, формирование навыков оценки собственной деятельности, посредством сигнальных картинок, развитие творческих способностей в виде перевоплощения в главных героев произведения;

ученик сможет задуматься о необходимости дружбы, взаимопомощи в жизни человека через работу с литературным произведением.

Задачи:

1. Учебно – коррекционная: формировать у обучающихся навык чтения

2. Коррекционно – развивающая:

- развивать речевую активность обучающихся на основе составления полных ответов на вопросы;

3 Коррекционно – воспитательная: внимательно слушать ответы одноклассников, учителя;

Формируемые УУД:

Личностные УУД : действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные УУД: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; преобразование информации из одной формы в другую; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного стилей.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Методические задачи урока:

  • продолжить знакомство с биографией В.Ю.Драгунского;
  • научить обрабатывать информацию;
  • развивать речь, внимание, умение анализировать поступки героев и прогнозировать текст, расширять и обогащать словарь читателя;
  • воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки;
  • совершенствовать навыки работы на компьютере в программах: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher;
  • совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности.

Оборудование урока:

  1. Презентации учащихся:
  • Биография В. Драгунского.
  • Творчество В. Драгунского.
  1. Критерии оценки детских проектов, презентаций.
  2. Проектор и компьютер.

  1. Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивационный момент

Слайд 1.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

На уроке не робей, будь, пожалуйста, смелей.

Если знаешь – отвечай.

И ошибки – примечай.

Дойдет время – расскажи,

И, конечно, - покажи!

Будь внимателен, дружок,

Начинается урок.

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Определение темы урока

- Сегодня на уроке мы с вами посетим необычную страну под названием РАССКАЗИЯ.

-Как вы думаете, почему наша страна называется Рассказия?

- Вам знаком этот герой?

-К какому литературному жанру можно отнести произведение ?

- Кто автор этой сказки?

- Может ли она находится в нашей стране?

-А к какому жанру литературы можно отнести произведение, которое мы будем читать? Можно ли ответить сразу на этот вопрос, не прочитав произведение?

-На доске ряд фамилий, скажите каким общим признаком можно их объединить?

А. Барто

В. Драгунский

Е. Благинина

В. Берестов

-Выделите лишнюю фамилию по нескольким признакам.

-Да, это великий детский писатель.  С произведениями которого мы начали знакомиться еще в первом классе.

-Да, все вы правы! Но чтобы более подробно познакомиться с В.Драгунским, я предлагаю ребятам, изучить, а затем познакомить нас с биографией писателя. Рассказывать будете по очереди. Очерёдность выступления соответствует номеру на карточке.

Пока ребята готовятся, остальным я предлагаю вспомнить, какие ещё рассказы написал В. Драгунский в стране РАССКАЗИИ? (Если у детей возникает затруднение, дать подсказку)

Совершенно верно!

-А вот города, которые вы посетите в 3 –ем классе, но немного позже «Девочка на шаре», «Независимый Горбушка», «Надо иметь чувство» .

Ну что, я думаю, ребята уже готовы рассказать нам о жизни и творчестве В.Драгунского.

Портрет писателя

Выступления детей.

- Ребята, я благодарю вас за интересное выступление, садитесь.

- В этой книге Виктора Драгунского много удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской, живущим в Москве.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

-С каким автором мы продолжим знакомиться?

-С каким произведением познакомимся?

-Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы ставим?

потому, что там находятся рассказы.

«Кот в сапогах»

сказка

Шарль Перро

нет, так как в нашей стране, находятся рассказы.

ответы детей

Это фамилии людей которые писали для детей.

В. Драгунский – это прозаик, остальные поэты. Все фамилии на букву  «Б», кроме этой.

«Заколдованная буква»

 «Тайное всегда становится явным».

1) Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Америке в Нью-Йорке. Папа и мама его молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось и они вернулись на Родину. В детстве он был обычным ребёнком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Самой любимой книгой его была книжка про Тома Сойера.

2) После школы Виктор Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял прямо на ходу всякие невероятные истории. Всех разыгрывал, и тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом. И Виктор Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.

3) А во время зимних каникул он работал на ёлках и был самым весёлым и смешным Дедом Морозом. Затем Виктор Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном Бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел, и фокусы показывать, и по канату ходить, петь и танцевать. Виктор Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.

4) Вообще-то писателем Драгунский не собирался становиться. Но однажды у него родился сын Дениска. И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. Виктор Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира.

Виктор Драгунский.

Рассказ В.Драгунского «КОТ В САПОГАХ»

Познакомиться с произведением, раскрыть тему произведения.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности; Коммуникативные УУД: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы. Регулятивные УУД: планирование — определение последовательности промежуточ- ных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Работа по теме урока

-Рассмотрите иллюстрацию на слайде.Как вы думаете, где происходят эти события?

-Почему вы так думаете?

- Кто герои этих событий?

-Внимательно посмотрите на слайд:

- Прочитайте часть ключевых слов из этого произведения.

На слайде:

ЗАКОНЧИЛИ ЧЕТВЕРТЬ

В КОСТЮМЕ

КАРНАВАЛ

- Как вы думаете, о чём это произведение?

- С целью проверить ваши предположения мы прослушаем первую часть произведения.

Словарная работа ведётся после прослушивания: карнавал, бахилы .

- А, что такое карнавал?

Как вы думаете, о каком карнавале идёт речь?

- Так, что же такое бахилы? Слайд выключен экран

- Так же вы сможете обратиться к толковому словарю и уточнить значение слов на перемене.

Анализ 1 части текста

- Ребята, подтвердились ли ваши предположения?

- Какое это произведение грустное или весёлое?

- Почему он забыл про утренник?

- Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Дениска очень скучал по маме?

- А почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?

- Что дополнило костюм Дениски?

Словесное рисование.(картина на слайде№     ).

- Представьте себе Дениску в сапогах и соломенной шляпе, какое название этому костюму предложили бы вы?

- Вспомните, а какие предложения были у Дениса и Миши?

- Почему они сами их отвергли? ( ответ на этот вопрос найдите в тексте)

Слайд №

- Кто помог мальчикам найти название Денискиному костюму?

- Чего не хватало коту?

- Какой хвост и как появился у кота? (найдите в тексте)

в школе.

потому, что изображена учительница, и два мальчика сидят за партой.

Ребята.

ответы детей.

новогоднем

Потому что, они ему были очень большие.

Вера Сергеевна, соседка.

Хвоста.

Довольно драненький  рыжий хвостик с черными пятнами.

Коммуникативные УУД: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определение основной и второстепенной

Физминутка

Кошка встала, потянулась, 
Лапки вытянул в вверх и прогнулась! 
Коготками интенсивно шевелит, 
Ничего у киски не болит! 
Ножки от сидения у норки затекли, 
Ты подвигай ими, разомни! 
Ножку- влево, ножку- вправо, 
А теперь - вперед, назад- 
На охоте будешь в форме 
И добыче всегда рад!

Работа по теме урока

- У вас на партах лежат карточки с частью нашего рассказа. Прочитайте пожалуйста?

- Как вы считаете, все ли правильно?

- Кем  вы будите работать?

Чтение 2-ой части произведения

Слайд №    (словарная работа горжетка, керогаз)

1) Чтение второй  части по отрывкам.

- Как можно озаглавить эту часть?

- Смог ли автор передать словами веселье карнавала?

- Прочитайте эти "находки" автора (про костюм снежинки, танец кота в сапогах).

- Найдите в тексте предложение, которым можно её озвучить.

2) Прочитайте 2 смысловую часть.

- Как озаглавим эту часть?

- А кто получил первое место за костюм? Почему?

3) Прочитайте 3 смысловую часть

- Озаглавьте её

- Почему Дениска отдал Мишке одну из книжек?

- Что объединяет Дениску и Мишу? (Дружба)

3. Создание портрета и характера главного героя произведения.

Ребята, поднимите руки те, кто из вас любит перевоплощаться в различных героев?

-да вас очень много, но, к сожалению, в нашем рассказе, только два главных героя

- кто это?

- итак , сейчас попрошу подойти ко мне тех учеников, у которого сзади, на спинке стула прикреплены имена главных героев.

- перед вами лежат различные вещи. Ваша задача выбрать и одеть только те вещи, в которых вы отправитесь на карнавал.

- а пока ребята перевоплощается, мы с вами постараемся вспомнить, какими качествами характера обладает герой, в честь которого названо произведение т.е. Дениска.

Слайд№

-Итак. Я предлагаю вам различные качества характера. Ваша задача выбрать то качество, которое присуще Дениске и Мише.

КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА:

Хорошие: чуткий, внимательный, добрый, сообразительный, любящий, веселый, настоящий друг. Плохие: вредный, хитрый, злой, завистливый, ленивый .

- Какие качества остались? Почему?

Слайд №

Главный герой. Какой он?

Ребята, посмотрите, вот и готовы наши главные герои. Давайте проверим, правильно ли они подобрали элементы карнавальных костюмов. Может быть, чего-то не хватает?

-проанализировать:

- да молодец, ты сегодня настоящий «КОТ В САПОГАХ» из нашего рассказа

- Мишка – накидка с капюшоном.

- Имея такие положительные качества, совершая добрые поступки, как можно сказать об этих героях?

- А как вы понимаете, кто такой друг?

Слайд №

- Толковый словарь Ожегова

ДРУГ – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

- А что такое дружба?

-Верно, все вы правы. Таким образом дружба –это…

  • Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
  • Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для верных друзей,

И любая беда – не беда,

С другом рядом и жить веселей.

-Итак. Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним:

Слайд №

- Какой фрагмент, по вашему мнению, был самым ярким в этом произведении?

- Как бы вы определили тему этого произведения, о чём оно?

- Какова главная мысль этого произведения?

- На память о сегодняшнем занятии, я хочу вам подарить памятки, в которых находятся правила дружбы, чтобы вы их всегда соблюдали, и имели как можно больше настоящих друзей.

Работа по карточкам.

Нет, есть ошибки.

Редакторами.

Исправляют ошибки.

"Весёлый карнавал"

-да

Мы все очень веселились и танцевали.

"Первая премия"

"После праздника"

Ответ в тексте: потому, что все гномы были так себе, а ты был очень смешной, и тебе тоже надо книжку.

Дениска - «Кот в сапогах» и его друг Мишка.

Чуткий, внимательный, добрый, сообразительный, любящий, веселый, настоящий друг.

Дениска - соломенная шляпа, бахилы для рыбалки, горжетка, усы (подготовить черный карандаш и зеркало)

- Мишка и Дениска - настоящие друзья.

-Высказывания детей.

Высказывания детей

о карнавале, о дружбе

Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями.

информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; преобразование информации из одной формы в другую; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного стилей. Регулятивные УУД: планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Личностные УУД: действие нравственного оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Подведение итогов урока

Слайд №

- А почему мы были в этой стране?

- Продолжаем знакомиться с героями нашей страны Рассказии и узнаем  новых героев.

Изучали рассказ.

Рефлексия учебной деятельности

А теперь я бы хотела, чтобы вы определите с помощью изображений (перед уроком разложить детям на парты), насколько мы справились с поставленными целями.

-Если вы считаете что вам всё понятно по всем поставленным целям, занятие у вас вызывало чувство восторга и радости,  прочитанное произведение понравилось – приклейте вокруг нашей елочки ваших героев в карнавальных костюмах.

-Если вы считаете, что вы на уроке узнали много нового и интересного- приклейте над елочкой снежинки .

- Посмотрите на наш маленький карнавал который появился у нас в классе, он будет нам напоминать о сегодняшнем  уроке и о том , что скоро Новый год.

Слайд №

  - Спасибо вам за занятие. Мне очень приятно было с вами работать. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению В.Драгунского "Кот в сапогах"

Этот урок знакомство с новым произведением В. Драгунского "Кот в сапогах". Урок по УМК "Школа 2000"...

Урок литературного чтения. В. Ю. Драгунский "Кот в сапогах" 3 класс УМК "Гармония"

Материал содержит конспект урока, презентацию, аудиозапись произведения, воспоминания сына писателя - Дениса Драгунского....

Урок чтения "В.Драгунский. Кот в сапогах"

Данная разработка урока предназначена для учителей, работающих по образовательной программе «Школа 2100», а так же для учителей начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения в трет...

Урок по теме В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».

Предмет: литературное чтение.Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник:  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение часть 2, «В одном счастливом детстве», 3...

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой УМК «Гармония» Тема: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интерес...

Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».  Предмет: литературное чтение.Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник:  Кубасо...

презентация к уроку литературного чтения: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Мультимедийная презентация к уроку литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»...