Урок-исследование в форме педмастерской. Тема "Ворон к ворону летит…" Драматизм баллады
план-конспект урока по чтению на тему
Урок-исследование в форме педмастерской. Тема "Ворон к ворону летит…" Драматизм баллады
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование в форме педмастерской. Тема "Ворон к ворону летит…" Драматизм баллады
Цели:
Воспитательные
- привить навыки коллективной работы и работы в парах,
- чувство ответственности за выполнение части общего задания.
Развивающие
- развить умения и навыки работы в парах, умение работать с текстом,
- продолжать развивать умение языкового анализа содержания произведения.
Обучающие
- через этапы пед. мастерской систематизировать информацию,
- полученную в ходе урока в форме творческой работы по итогам занятия.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы обратимся к Александру Сергеевичу Пушкину. Конечно, мы не можем привлечь к беседе его самого, но мы знаем, что есть те нормы языка, те традиции литературы, на которые наш далекий собеседник опирался и которые по сей день остаются (чаще всего) нормами и для нас. Но мы готовы обратиться и за исторической справкой, если норма претерпела изменения.
Вы уже знакомы с содержанием баллады, которую мы будем сегодня анализировать.
И наша задача – определить, что же хочет сказать автор, т. е., говоря иначе, понять его коммуникативное намерение. Мы ведь знаем, что в художественном произведении ничего просто так не бывает, все “работает” на смысл, на раскрытие авторского замысла.
Сегодняшнее занятие пройдет в форме педагогической мастерской. Вы будете работать в группах по общим и индивидуальным заданиям, напишите творческую работу. В каждой группе есть руководитель, который будет объяснять вам, как выполнять работу, и вести учет ваших успехов в контрольном листе.
2. Индукция.
Итак…(Чтение баллады подготовленным учеником.)
1. – Каков жанр этого произведения?
(Баллада.)
2. – Какие жанровые особенности вы заметили?
(Тайна, сюжетность, форма диалога, особая роль повествователя.)
– Пора рассказать вам немного об истории создания этого произведения.
Когда А.С.Пушкин работал над ним, настроение у него было как раз под стать той мрачной интонации, которую мы с вами уловили в первых строфах баллады.
Идея здесь не только пушкинская, он сделал перевод старинной шотландской баллады, опубликованной английским писателем и поэтом Вальтером Скоттом.
Александр Сергеевич перевел только одну часть этой баллады.
И происходило это на два года раньше, чем датировано стихотворение, т.е. в 1826 году.
– А сейчас я еще раз прочитаю балладу, а вы послушайте ее и проследите по текстам, которые находятся у вас на столах. (Чтение баллады учителем.)
– Какие чувства, мысли, ощущения, ассоциации (сравнения), вопросы возникли у вас?
Запишите в ваших индивидуальных листках.
3. Малое афиширование.
Каждая группа зачитывает то, что у них наработано.
4. Самоконструкция и социоконструкция.
– Для дальнейшей работы нам понадобятся карточки №1 и тексты баллады. Группа № 1 будет работать над текстом 1 четверостишия, группа №2 над вторым четверостишием, третья – над третьим и четвертая – над четвертым. Но прежде, чем мы приступим к работе, прослушайте информацию, которую подготовили ваши одноклассники.
(Ученики зачитывают контекстуальный словарь.)
Контекстуальный словарь.
При внимательном прочтении баллады мы определили некоторые особенности, которые необходимо разъяснить для правильного истолкования текста.
В балладе 7 действующих лиц – ворон 1, ворон 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг. 7 раз употреблено слово ВОРОН. С точки зрения христианской культуры семерка – символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.
Первый персонаж, с которым нас знакомит автор, – ворон. По греческим сказаниям, ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне согласны русские поверья. Постоянный эпитет ворона – вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют ее даром слова и предвещаний.
Образ ворона – это и мудрость, и несчастье, и зло, если посмотреть на русское народное творчество. Это предвестники беды, несчастья. Видимо, исходя из постоянного эпитета вещий, автор употребляет словопроведать – то есть узнать бы.
От исходного ворон дана масть кобылки – вороная, то есть черного зловещего цвета. После знакомства с текстом баллады возникло ощущение неправдоподобности – богатыри ездили на вороном коне, а здесь – кобылка вороная.
Следующий персонаж – богатырь. Это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. Богатыри на Руси по традиции либо защитники, либо охотники.
Сокол – хищная птица семейства соколиных, отличающаяся быстрым парящим полетом. Летает в степи, приручен к охоте, должен знать дорогу домой.
Ракита – дерево или кустарник семейства ивовых, растущее обычно по берегам рек.
Чисто поле по модели пространства восточных славян – переходная область между миром живых и миром мертвых, так же как и река, море.
– Ребята, для того, чтобы помочь вам в работе над текстом ваших четверостиший, мы подготовили для каждой группы вариант контекстуального словаря и вопросы, данные в Карточке 1. (Здесь даны приблизительные варианты ответов детей)
Карточка 1 для группы 1.
1. О чем говорится в первой строфе?
(О вороне, который ищет напарника, чтобы найти обед.)
2. Многократным повторением – “ворон к ворону”, “ворон ворону” – рассказчик как бы нагнетает какую-то мрачность, да еще усиливает это грохотом и такими словами, как отобедать, проведать.
Как вы думаете, это важный для баллады образ?
(Вороны как бы накликают горе… Александр Сергеевич с первых же строк показывает читателю: здесь происходит что-то зловещее, нечистое. Он готовит нас к чему-то неприятному, коварному…)
3. Где находятся вороны: в чистом поле, во дворе у хозяйки или где-то еще в другом?
(Вороны проведали, что где-то есть добыча, но туда еще не долетели, значит, они где-то в другом месте.)
Карточка 1 для группы 2.
1. Что должно явиться обедом для воронов?
(Убитый богатырь.)
2. Как вы думаете, почему автор расположил убитого богатыря под ракитой в чистом поле?
(Он как бы оплакивает смерть богатыря, убитого, но еще не скрытого в мире мертвых. Он еще улика для убийцы.)
3. Чем занимался богатырь? Может быть, он погиб на поле битвы?
(На охоте, ведь с ним был сокол.)
Карточка 1 для группы 3.
1. Какая характеристика дается в 3 строфе соколу и кобылке?
(Сокол “его”, т.е. принадлежит богатырю, не просто пролетавшая мимо птица. А кобылка хоть и вороной масти, но молодая, неопытная или хлипкая, никудышная.)
2. Знает ли хозяйка, кем и отчего убит богатырь? Где находится хозяйка?
(Хозяйка знает убийцу и причину его поступка, хотя сама в это время находится в доме.)
3. Как вы понимаете слово хозяйка? Почему в тексте не жена?
(Хозяйка, – значит, ведет хозяйство, а молодая, – значит, не мать, а если б какая-нибудь родственница, то уточнили бы… И потом, зачем убивать родственника, если кого-то любишь и не замужем? Рассказчик ничего не объясняет, он просто показывает, что хозяйка все спланировала, а ее любимый это сделал. Понятно, что она спланировала из самого слова ХОЗЯЙКА. Ведь она ведет хозяйство в доме, все знает про свою семью: когда и куда ездит ее муж на охоту, где лучше его подстеречь (“под ракитой”), как подменить ему лошадь… Ведь не случайно у богатыря оказалась кобылка, а не конь вороной.)
Карточка 1 для группы 4.
1. Почему сокол улетел в рощу? Если сокол ручной, для охоты, то почему он не полетел домой, он ведь должен знать туда дорогу? От кого же прятаться соколу?
(Сокол улетает именно потому, что он ручной, т.е. преданный хозяину, а роща для него как укрытие, ведь соколы летают в степи, в поле, они не живут в лесу, но там много листвы и можно спрятаться от недруга и хозяйки.)
2. Почему “на кобылку недруг сел”? Как это характеризует недруга и кобылку?
(Это значит, что сам-то недруг был без лошади. А кобылка видела, что происходит, но ей все равно, она не такая преданная, как сокол, позволила недругу на себя сесть. Пушкин и называет ее не кобыла, а кобылка. Тут суффикс со значением уменьшения и какое-то даже пренебрежение есть.)
3. Кого и где ждет хозяйка? Как понимать фразу: “А хозяйка ждет милого, не убитого, живого”?
(Хозяйка ждет недруга, “не убитого, живого”, т. е. она уверена, что он вернется. Это и доказывает, что там был не поединок. Да еще он для нее милой, т.е она его любит. Вот в чем причина. Все дело в хозяйке! Ведь она сидит-то дома, а уверена, что и Богатырь убит, и убийца к ней приедет живой-невредимый. Она-то все это и продумала!)
(Работа по карточкам 4–5 минут.)
5. Малое афиширование.
– А сейчас каждая группа расскажет нам о своей работе по карточке.
(Ученики выступают в следующей очередности: группы 1, 2, 3, 4.)
6. Самоконструкция и социоконструкция.
– Для того чтобы выполнить задания карточки №2, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы.
1. Если вы внимательно читали, то заметили, что кошмар начинается с первых строчек?
Как он выражается?
2. Так что же произошло на самом деле?
(Убийство, не просто убийство, а предательство, точнее злодейство…)
3. А возможно ли злодейство там, где есть любовь?
(Нет.)
Вывод записывается на доске: “Злодейство и любовь несовместимы”.
Для дальнейшей работы нам понадобятся карточки 2.
Карточка 2.
1. Какова роль образов воронов в тексте?
(Они как бы накликают горе…С первых же строк становится ясно, что здесь происходит что-то зловещее, нечистое. Образы воронов выполняют еще одну роль: ворон к ворону летит, хозяйка к недругу бежит… Они одинаковые, а богатырь не такой, он им чужой, поэтому его и убили. Вот это зло, которым как бы питаются вороны…)
2. Убийство совершено, но как же эта парочка будет жить дальше? С таким страшным грузом разве можно построить счастье?
(Зло всегда будет в этом доме, здесь воронам всегда будет обед. С таким страшным грузом счастье не построить.)
(Работа по карточке 3–4 минуты.)
7. Малое афиширование.
– Ребята, а сейчас мы послушаем, как вы справились с заданием карточки 2 в группах и какие открытия для себя сделали.
– Давайте подведем итог наших изысканий. Можно ли жить с нечистой совестью?
Вывод записывается на доске:
“Построить счастье ценою жизни другого человека невозможно!”
8. Физкультминутка.
9. Социализация.
– Итак, на доске у нас два вывода, к которым мы пришли после работы с карточками.
Это 2 темы для вашей творческой работы. Напишите мини-сочинение на одну из этих тем с использованием домашней работы – иллюстрации к балладе. (10–15 минут.) Объем работы – 0,5–1 страница.
9. Афиширование.
Каждая группа представляет свой проект.
10. Проект мастера.
– Я хочу представить свой проект, свое видение темы.
1. Иллюстрация.
Во время нашей работы над балладой мы определили три пространства в содержании:
1) место, где ведут беседу вороны;
2) чисто поле, где убит богатырь;
3) дом, терем, где ждет милого хозяйка.
Получается как бы 3 картинки. Есть в живописи такие триптихи: одна картина в центре и две по бокам. В центре дается самая важная информация, а по бокам дополнительная.
Я думаю, что на центральном полотне должна быть хозяйка. Вот такой терем древнерусский, и она сидит и смотрит на нас, а слева – на другой картине – вороны, справа – богатырь у ракиты и в разные стороны улетающий к лесу сокол и уезжающий на кобылке недруг.
Поэтому я решила представить свою иллюстрацию в форме триптиха.
2. Творческая работа.
Я свою работу написала в форме сочинения-рассуждения.
Злодейство и любовь несовместимы.
Испокон веков человечество задавало себе вопрос: что такое любовь и что такое злодейство. Но ни один из мудрецов не дал на него исчерпывающего ответа. Да это и невозможно.
Когда я первый раз познакомилась с шотландской балладой “Ворон к ворону летит…” в переводе А.С.Пушкина, то была поражена. В 12 строках уместится целая книга о преступлении и наказании.
Мы так и видим хозяйку, которая ждет своего милого, “не убитого, живого”, то есть она уверена, что и богатырь убит, и убийца к ней приедет живой и невредимый. Это и доказывает, что она все это и продумала! Самим словомхозяйка А.С.Пушкин говорит нам, что она ведет хозяйство в доме, все знает про свою семью: когда и куда ездит ее муж на охоту, где лучше его подстеречь (“под ракитой”), как подменить ему лошадь… Ведь не случайно у богатыря оказалась кобылка, а не конь вороной.
Рассказчик ничего не объясняет, он просто показывает, что хозяйка все спланировала, а ее любимый это сделал.Хозяйка – главная злодейка во всей этой истории. Даже жутко делается: сидит и ждет, когда убьет ее мужа ее милой!
Цель этого злодейства – счастье с любимым человеком, но ее достижение – лишь видимость, ибо его не удастся удержать окровавленными руками. Цель не оправдывает средство. Наказание обнаруживает себя нравственной мукой. За все грехи бывает расплата.
В реальной жизни убийца может и уйти от ответа, избежать наказания. В мире художественном его неминуемо постигнет возмездие. Зло всегда будет в доме хозяйки и недруга, здесь воронам всегда будет обед. С таким страшным грузом счастье не построить!
И звучит в душе заключительный аккорд трагедии: любовь и злодейство – две вещи несовместимые! А значит, только чистая, высокая душа может по-настоящему любить!
11. Этап мягкой коррекции.
– А сейчас я прошу вас ответить на вопросы.
1. Чем сходны и чем отличаются наши работы?
2. О чем заставляют задуматься эти различия?
12. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение “Чем обогатил меня урок литературы по балладе “Ворон к ворону летит…”
13. Рефлексия.
– Вот мы и завершили анализ грустной истории, которую поведал А. С. Пушкин. Если мы посмотрим наиллюстрацию, то четко представим себе образный ряд баллады.
Хозяйка – центр всей трагедии, но есть и другие, кто стал свидетелем или участником трагедии. И мы с вами определили роль каждого из 7 персонажей баллады. Но есть наиболее значимые образы-символы, которые помогают нам в нравственном осмыслении текста.
Сокол – верный друг, не пожелавший вернуться к предательнице-хозяйке – символ чести и преданности.
Вороны – это слово недаром употреблено 7 раз. В христианской символике число 7 магическое. Вороны здесь предвестники беды, несчастья, создают гнетущее настроение.
Кобылка вороная – молодая, неопытная, она лишь свидетель убийства, а не соучастник, вот она и позволила недругу сесть в седло, поэтому ей все равно, кто будет ею править.
И если сегодняшнее занятие оставило вас равнодушными, если вы считаете, что каждый вправе поступать так, как диктуют ему его желания, даже совершать неблаговидные поступки, то наклейте на рефлексионный лист в чисто поле ворона.
Если же вы можете безразлично отнестись к злым поступкам и продолжать жить и общаться с теми, кто готов даже убить, то наклейте на дворе хозяйки вороную кобылку.
Но если вы считаете, что предательство и любовь, предательство и дружба несовместимы, то наклейте в дубовой роще сокола.
– Вывесите на доске рефлексионные листы и объясните свой выбор.
14. Заключительное слово учителя.
– Спасибо! Я рада, что вы сделали свой выбор.
– Вот мы и завершили нашу работу. Надеюсь, что сегодняшнее занятие вам понравилось. Наша мастерская закрыта. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме педмастерской
В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы и семьи, все чаще проявляется отчуждение родителей от школы. Повседневные заботы, связан...
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...