«Люблю природу русскую. Осень» Обобщение Урок поэзии по программе «Школа России» во 2 классе
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения. Главная задача уроков чтения: учиться читать художественные произведения: рассказы, сказки, стихи. И не просто читать, пробегать глазами по строчкам, что, конечно очень важно, но читая – понимать, о чём написано, какие мысли и какие настроения передаёт нам автор, какие мысли и чувства возникают при чтении у нас, читателей. Это трудная, но увлекательная работа. Такую работу мы начали и продолжаем на каждом уроке чтения. И сегодня урок-праздник. Праздник читательских удовольствий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_prirodu_russkuyu.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люблю природу русскую. Осень» Обобщение |
Урок поэзии по программе «Школа России» во 2 классе подготовила учитель начальных классов МОУ Кулуевской СОШ Каюмова Гульфия Тимергазеевна 2008 год |
Тема: «Люблю природу русскую. Осень»
Обобщение
Цели: 1. Приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, «заряжаться» эмоциями, сопереживать
2. Учить понимать картину жизни, настроение автора, настроение в музыке, репродукциях
3. Развивать память, речь, внимание, мышление; воспитывать любовь к чтению, к природе
1-ый слайд Орг. момент. Постановка цели и задачи
- Урок литературного чтения. Главная задача уроков чтения: учиться читать художественные произведения: рассказы, сказки, стихи. И не просто читать, пробегать глазами по строчкам, что, конечно очень важно, но читая – понимать, о чём написано, какие мысли и какие настроения передаёт нам автор, какие мысли и чувства возникают при чтении у нас, читателей. Это трудная, но увлекательная работа. Такую работу мы начали и продолжаем на каждом уроке чтения. И сегодня урок-праздник. Праздник читательских удовольствий
Повторение и обобщение
- Для этого урока мы готовились по разделу в учебнике, который называется «Люблю природу русскую. Осень» Давайте вспомним с произведениями каких поэтов мы познакомились в этом разделе. Внимание на экран, читаем…
2-ой слайд («Поспевает брусника»)
- Кто автор?
(Константин Дмитриевич Бальмонт)
- Коротко, самое интересное о нём
(«Поэт солнца», «Паганини русского стиха»; знал 16 языков, на 17-ом на особом бальмонтовском языке объяснялся он в любви к природе, к России; много путешествовал; совершил кругосветное путешествие; посетил Цейлон, Новую Зеландию, Мадагаскар, Австралию, Индию; в 1921 году поселился во Франции, скучал…)
- Кто выбрал стихотворение для чтения наизусть?
(Читает ученик)
- Понравилось чтение? Какое настроение осени в этом стихотворении?
(Грустное)
- Вы когда-нибудь испытывали грусть?
(Размышления детей)
- И К. Бальмонт похоже тоже испытывал грусть, когда писал это стих-е. Стих был написан именно в тот год, когда поэт был вынужден эмигрировать, т. е. уехать из страны. Итак, какая осень у поэта Бальмонта в стихотворении «Поспевает брусника»?
(грустная)
3-ий слайд - Какая же осень в следующем стихотворении? Внимание на экран, читаем… Кто автор?
(«Осень наступила» Алексей Николаевич Плещеев)
- Что скажите о Плещееве?
(поэт, переводчик, прозаик; переводил с украинского, польского, английского, французского и помещал произведения в детских журналах…)
Кто желает прочитать стихотворение Плещеева наизусть?
(читает ученик или два ученика)
- Какое настроение создают картины осенней природы, описанные поэтом Алексеем Плещеевым?
(грустное)
-Получается, осень поэты видят только грустной?
…
-Назовите стихотворение, в котором осень вызывает совсем другое чувство?
4-ый слайд («Есть в осени первоначальной…», автор Фёдор Михайлович Тютчев)
- Коротко, самое интересное о Тютчеве
(поэт, «Вдохновенный певец природы»; был одарённым с раннего детства, как сегодня бы сказали – вундеркинд; 1-ое стихотворение напечатал в 14 лет; в 15 лет студент Московского университета; 20 лет был на службе на чужбине; немецкий и французский языки стали его служебными языками, а русский он оберегал, писал стихи для России…)
-Кто выбрал стихотворение такого великого человека?
(чтение наизусть учеником)
- Понравилось? Что испытали? Какое чувство?
(Восторг. И в то же время покой. Боязнь нарушить мир, покой, как будто разобьешь…)
Самому Тютчеву осень нравится, как по-вашему? Докажите. Какие слова говорят об этом?
-Как в литературе называются такие слова?
(эпитеты)
5-ый слайд -Настоящие литературоведы, что скажите о стихотворении «Ласточки пропали…» Кто автор?
(Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) - поэт; сложный человек; жизнь трудная; больше всего любил описывать тихие явления природы)
- Послушаем стихотворение Фета
(чтение учеником наизусть)
- Какой видит осень поэт Фет?
(Осень замерла, ждёт чего-то; тревожная осень…)
- Тревожная осень получилась у поэта Аф. Фета. 6-ой слайд Вот ещё поэты: А. Толстой, С. Есенин, И. Токмакова. Что объединяет эти имена в разделе?
(Написали стихи об осенних листьях)
- Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?
(листопад)
- Подберите эпитет…
(золотой листопад…)
-О самом красивом явлении осени листопаде попросим прочитать стихотворение наизусть……
(читают три ученика)
- Давайте и мы устроим в классе свой листопад….
Физминутка
(включаю классическую музыку, дети выполняют танцевальные движения)
- Листья успокоились, а мы сели за парты и продолжим осенние размышления. Какие по жанру произведения об осени мы читали сегодня?
(Стихи)
- Чем стихотворение отличается от прозы?
(Ритм, рифма, мелодия)
- Почему об осени да вообще, о природе так часто пишут стихами?
(Стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определённые переживания, настроения)
- На столах у вас вижу книжки, много в них стихов об осени? Читали? Понравились, какие?
-Ещё о красоте осени, о чувствах которые она вызывает можно написать не только словами?!
(Можно красками, музыкой….) Выставка аппликаций – работы самих учащихся
Беседа о прекрасном
- Кто пишет красками?
(художники)
- Приходилось ли вам когда-нибудь рассматривать картины осени, написанные художниками?
7-ой слайд - Внимание на экран, перед вами репродукция картины известного художника. Как вы думаете, как называется картина?
(«Золотая осень»)
- Автор картины Исаак Ильич Левитан. Это художник. А кто пишет музыку? Кого из композиторов знаете?
- Включу музыку П. И. Чайковского, постарайтесь почувствовать её настроение, настроение осени, так как эта музыка из цикла «Времена года. Осень» А для лучшего восприятия музыки на экране будут картины осенней природы
8-ой слайд (Звучит музыка, на экране осень….)
- Какое настроение осенней музыки?
(светлое, элегическое – грустное, мечтательное)
- Созвучны ли были осень на экране и музыка?
-Кстати, если вы обратили внимание, промелькнули на экране фотографии нашего села осенью. Осень у нас и за окном. Давайте вспомним строчки из стихов, которые подходили бы к нашей осени за окном?
(дети называют строки из стихов)
- А «день хрустальный», «чистая и тёплая лазурь» подходит?
-В народе это время называют «бабье лето». Именно этот промежуток осени обожал великий русский писатель А. С. Пушкин. Он говорил, что в это время года «здоровье у него крепнет, душа начинает петь и хочется ему писать, писать…» А что он писал, мы узнаем на других уроках. Пока, давайте скажем, что мы узнали об осени от других поэтов? Какая она осень?
(Осень разная)
- У каждого человека: поэта, художника, композитора – своя осень. А какая осень у вас? Что для вас осень? Подумайте и запишите свою мысль на волшебных листочках… на тему «Моя осень»
(Звучит музыка, дети пишут свои мысли)
Чтение нескольких фраз вслух
- Красиво! Благодаря кому мы учимся красиво выражать свои мысли?
- Почему люди пишут стихи, картины, музыку о природе?
(Чтобы в обычном увидели необычное. Обратили внимание на природу…..)
9-ый слайд - И сказали от всего сердца: «Люблю природу русскую!»
Список использованной литературы и дидактического материала:
- Климентовская З. В. Уроки поэзии в начальных классах.- Москва: Владос, 2002
- Музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Учебник «Родная речь» 2 класс. – Москва: Просвещение, 2007
- Кузнецова Н. И., Мещерякова М. И., Арзамасцева И. Н. Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - Москва: Баллас, 1995
- Фотографии на 8-ом слайде из своего личного архива (на фото село Кулуево)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»
2 класс ОС Школа России»Литературное чтениеТема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»...
Тест по теме "Люблю природу русскую. Осень" 2 класс Вариант-1 УК "Школа России"
Тест проводится на уроке обобщения знаний...
Тест по теме "Люблю природу русскую. Осень" 2 класс Вариант-2 УК "Школа России"
Тест проводится на уроке обобщения знаний по теме "Люблю природу русскую. Осень"...
тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую. Осень". УМК "Школа России"
Тест по литературному чтению.2 варианта...
Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...
Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.
Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках....
тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую.Осень" 2 класс "Школа России"
Материал содержит тест по разделу "Люблю природу русскую.Осень"...