Урок литературного чтения С.А.Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения С.А.Есенин "Черёмуха".УМК "Школа России", Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_cht.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
С. Есенин «Черемуха»
МКОУ «Леженская основная школа»
Тимского района Курской области
Сопова Елена Николаевна
2015г.
Урок: Литературное чтение
Тема: С. Есенин «Черемуха»
Цель: познакомить детей со стихотворением С. Есенина «Черемуха», учить понимать лирические произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: ученики научатся читать стихотворение, передавая настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; получат возможность научиться понимать лирические произведения, представлять картины весенней природы.
Метапредметные:
познавательные: будут формироваться навыки смыслового чтения текста в соответствии с поставленной целью, использоваться простейшие виды анализа текста;
регулятивные: принимают и удерживают цель на протяжении всего урока;
коммуникативные: учатся выстраивать учебный диалог;
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; развивают художественно-эстетический вкус.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки «Чтение пейзажной лирики».
Ход урока:
Мотивирование к изучению
-В разгар весны, когда яркое, совсем уже теплое солнце начинает согревать все живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. О нем сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку это дерево отожествляют с юной, стройной невестой в белой фате. (Предположения детей)
-Сегодня я познакомлю вас со стихотворением, которое называется «Черемуха». А написал его русский поэт Сергей Есенин, который воспевал в своем творчестве русскую природу (портрет С. Есенина). Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных берез. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.
Первичное чтение
-Давайте мысленно перенесемся на весеннюю поляну и посмотрим на это дерево глазами Сергея Есенина. (Чтение стихотворения учителем)
Пауза после первичного чтения
Выявление первичного восприятия произведения
-Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, веселое, печальное, грустное, мечтательное? Объясните свой выбор. (Ответы учеников)
-А какие чувства возникли в вашем сердце? (Ответы учеников)
-Я прочитала вам, ребята, лирическое стихотворение. А, что, по вашему мнению, отражают лирические стихи? (Ответы учеников)
-Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Читая стихотворение «Черемуха», мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотистые», и ручей, даже почувствовать аромат цветов черемухи. Если художник пользуется палитрой красок, изображая красавицу черемуху (изображение цветущей черемухи), поэт «рисует» свой пейзаж с помощью слов.
Самостоятельное чтение стихотворения учениками
Лингвистическое комментирование
(На доске написаны слова и словосочетания из текста. Учитель или ученики объясняют их значение).
Роса медвяная
Зелень пряная
Проталинка
Волна гремучая
Обдает
Вкрадчиво
Под кручею
Работа над поэтическим словом
-Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?
-При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?
-Эти слова называются эпитеты. Эпитет – это образное художественное определение предмета. Он может быть эмоционально окрашенным или нейтральным, но в любом случае помогает автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. Давайте и мы с вами придумаем эпитеты к слову черемуха.
-Найдите в тексте стихотворения цветовые эпитеты.
-Что они означают?
-А теперь давайте найдем эпитеты, которые помогают описать свойства предметов.
-А есть ли в тексте другие образные средства?
-Для того, чтобы мы ярче, нагляднее представляли себе различные предметы, автор вводит сравнение. В жизни мы очень часто употребляем сравнения. То же самое делает и поэт, когда создает стихотворение. Сравнения присоединяются словами как, словно, будто, что, точно. Теперь давайте найдем сравнение в нашем стихотворении. (И ветки золотистые, что кудри завила)
-А теперь обратите внимание на словосочетания: сияет в серебре, зелень горит.
-Попробуйте объяснить, что они обозначают?
-Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений слов. Перенос значений на основе сходства, сравнения называется метафорой.
-А есть ли в этом стихотворении предметы, которые автор изображает как живые существа?
-Докажите это примерами из текста.
-Вспомните, как называется такой литературный прием?
Действительно, слова, употребляемые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, являются олицетворениями.
-Сергей Есенин увидел какое-то особенное дерево или мы тоже можем увидеть что-то подобное?
-Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать это стихотворение
Самостоятельное чтение стихотворения (работа с карточкой «Чтение пейзажной лирики»)
1.Читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
3.Четко и ясно проговаривать слова.
4. Постараться прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Работа над выразительностью чтения
(Определение и соблюдение авторской интонации в чтении. Расстановка пауз, логических ударений, границ повышения и понижения голоса).
Конкурс на лучшее прочтение стихотворения
Рефлексия
(Ученикам предлагается выполнить дифференцированное задание разного уровня сложности. У каждого ученика своя карточка)
Вопросы и задания
1.Найди в тексте понравившиеся тебе строки. Прочитай. Почему ты выбрал именно их?
2. Что главное в стихотворении: событие, природа или поступок?
3.Можно ли определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?
4.Какие картины родились в твоей голове после прочтения этого стихотворения? Какие краски ты бы использовал?
5.Какие образные средства языка помогли тебе понять содержание стихотворения?
Задание на дом
Выучить стихотворение С. Есенина «Черемуха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....