Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Апендеева Ирина Александровна
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение,подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям Задачи урока: 1. Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится» 2. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения 3. Развивать навык выразительного чтения по ролям 4. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения. 5. Организовать самооценку обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_chteniyu_2_klass.docx211.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе  

Учитель:   Апендеева Ирина Александровна

Место работы:   МОУ «СОШ с. Пигари»

Предмет и УМК:   Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема учебного занятия:   Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат:   проанализировать новое произведение,подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»
  2. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
  3. Развивать навык выразительного чтения по ролям
  4. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
  5. Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», словарь Ожегова, презентация

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся

Вспомнить некоторые изученные произведения из раздела по готовой модели обложки и уточнить знания о временах года

Организационный момент

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

 Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.

Девиз нашего урока:

«Было бы желание, а путь найдётся!»

Посмотрите на модель обложки и скажите, какие произведения ей соответствуют?

Скажите, ребята, какие времена года вы знаете?

Какое время года сейчас?

Назовите названия осенних месяцев.

Какой месяц идёт сейчас?

Какие признаки осени вы наблюдали в природе?

Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем».

Самоконтроль готовности к уроку

Высказывания детей

Объяснение девиза.

+И. Соколов - Микитов, рассказ о природе, «Зима в лесу»; С.Иванов «Каким бывает снег»

+Лето, зима, весна, осень.

+Осень.

+Сентябрь, октябрь, ноябрь.

+Ноябрь.

Ответы детей

+Месяц, после которого начинается зима.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные (логические)

Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится  в Великом Устюге.

О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока

Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

Какие дети могут быть у Деда Мороза?

Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения?

Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Для чего вам это нужно?

Давайте наметим план наших действий

На доске:

-Познакомиться с произведением

-Узнать новое

-Научиться читать выразительно по ролям

В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех»? (на доске)

Что мы уже с вами сделали?

+О Деде Морозе (определяют тему урока)

+Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

+Да

Высказывания детей (предположения)

Ответы детей

+Познакомиться со сказкой, узнать, кто является детьми Деда Мороза, научиться читать сказку выразительно, находить в ней красивые слова, узнать новые слова, продолжать учиться составлять модель обложки

+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов

1. Прочитать или прослушать сказку

2. Составить модель обложки

3. Перечитать сказку

4. Поработать над содержанием сказки

5. Подготовить выразительное чтение по ролям

6. Оценить свою работу на уроке

- Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий

Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

Регулятивные

3.Открытие новых знаний

Познакомиться со сказкой; учиться составлять модель обложки; перечитать сказку

- Какова наша 1 цель?

-  Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя

- Слушание сказки (учебники закрыты)

- Первичное восприятие:

- Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

- Обоснуйте свой выбор.

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

- Обоснуйте свой выбор.

- Какой следующий пункт плана наших действий?

Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах)

- Давайте проверим, что у вас получилось?

- Сравните модель обложки с той, с которой мы работали в начале урока.

- Какой следующий  пункт плана?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Снега мы возьмем немножко,

слепим мы снежки в ладошках

Дружно их мы побросаем,

мы ладошки разминаем

А теперь пора творить

бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили

друг на друга  наложили.

Сверху третий малый ком

снег стряхнули мы потом.

- Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

- Какая 2 цель?

- Работая над содержанием сказки, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос

- Какие непонятные слова встретились вам в этой сказке?

- Кто может объяснить значения этих слов?

- А если мы не знаем значение слова, как нам поступить?

- Сколько детей было у Деда Мороза?

- Назовите, как их звали? (слайд 1)

- Прочитайте в учебнике первый вопрос и дайте на него ответ

- Прочитайте второй вопрос и ответьте на него

- Каких детей вырастил Дед Мороз?  Какую пользу они принесут людям? Докажите.

- Прочитайте 3 вопрос и вопрос на доске

- Какова главная мысль сказки?

Показ иллюстраций: Какие бывают снежинки (слайд 2)

- Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил  прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд 3)

+Как Снежинка пожалела Землю?

 +Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.

+Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло (слайд 4)

- Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип (слайд 5)

-  Посмотрите на доску. Что мы с вами  ещё сделали?

Познакомиться с произведением

+Мы хотим, чтобы вы прочитали

Высказывания детей

Высказывания детей

+Составить модель обложки

Работа в группах

Выступление представителей каждой группы с доказательством (называние признаков жанра, определение темы, автора (народная), заголовка)

Вывод: чтение правильной модели обложки

Ответы детей

+Перечитать сказку

Самостоятельная работа (чтение про себя)

+Познакомились со сказкой (пометить на доске)

+Узнать что – то новое

Ответы детей

Дети пробуют объяснить значение слов

- Найти его в словаре (работа со словарём)

- Четыре, три сына и одна дочка

- Ветер, Лёд, Иней и Снежинка

- Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитай ответ в тексте (ответы детей с зачитыванием – поисковая деятельность)

- Прочитай, какую работу сделали дети Деда Мороза (зачитывание)

Ответы детей

- Почему отец особенно похвалил Снежинку? «Почему Снежинка помогла больше всех»? (высказывания, предположения обучающихся)

- Служение людям, приносить только добро, пользу

+Я покрыла её белым снегом.

+Узнали много нового (пометить на доске)

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Коммуникативные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

Коммуникативные

Познавательные (информационные – представление информации)

Познавательные (сравнение, анализ)

Регулятивные (удержание цели)

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные (извлечение информации)

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться читать выразительно по ролям

- Какова наша последняя цель?

- Что значит прочитать по ролям?

- Что значит прочитать выразительно?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (под музыку)

- Научиться читать выразительно по ролям

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)

- Выразительность, исполнение роли

Помечают

Работа в группе

Выразительное чтение по ролям

Помечают (самооценка)

Высказывания детей

- Учились читать выразительно по ролям (пометить на доске)

Регулятивные

Регулятивные (контроль, оценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

5.Рефлексия

Контрольно – оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

- Подведём итоги урока

- Какую сказку читали?

- Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

- «Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести». (В. В. Бианки)

- На столах у вас лежат снежинки.

- Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:

всё знаю, могу помочь-  всё получилось, доволен своей работой

всё знаю, помочь не могу- не всё получилось, но могу работать лучше

затрудняюсь ответить-  ещё есть затруднения в работе

- Русскую народную сказку о природе «Дети Деда Мороза»

Ответы детей

Ответы детей

Самооценка

Личностные

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные

6.Выбор домашнего задания

- Варианты:

- подробный пересказ по плану (уч. с. 141)

- творческая работа: создание книжки – малышки для классной библиотеки

- задания в тетради

Технологическая карта урока

по литературному чтению по программе  УМК «Начальная школа 21 века»

2 класс

Мастер – класс на РМО  р.п. Озинки

МОУ «СОШ с. Пигари»

Учитель: Апендеева И.А.

2013 г., декабрь

всё знаю, помочь не могу

затрудняюсь ответитьвсё знаю, могу помочь

затрудняюсь ответитьвсё знаю, помочь не могувсё знаю, могу помочь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

индивидуальная технологическая карта по литературному чтению 3 класс

В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития  формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низкий). Затем выставляется общий уровень в конце учебного года по каждому ...

Технологическая карта по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта по литературному чтению: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта по литературному чтению, 1 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса составлена по УМК "Перспективная начальная школа". Автор учебника "Литературное чтение, 1 класс" Н.А.Чуракова....

Технологическая карта по литературному чтению 2 класс

Технологическая карта по литературному чтению на тему: Е. Благинина «Простокваша»,  В. Орлов «На печи»....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...