Конспект урока М.М.Пришвин "Моя родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока в 4 классе. Тема: М.М.Пришвин "Моя родина" УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_m.prishvin_moya_rodina.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Волхова»
Конспект урока.
Предмет: литературное чтение
Тема: М.М.Пришвин «Моя родина»
Класс: 4 «А»
УМК: «Планета знаний»
Учебник: Э.Э.Кац, в двух частях, Москва, изд. «Астрель», 2010 год
Дата проведения: 3 февраля 2012 года
2011- 2012 учебный год
Г. Волхов
Цели:
- Совершенствовать навыки осознанного, правильного, выразительно чтения.
- Способствовать развитию связной, монологической речи.
- Воспитывать интерес к чтению.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Формировать умение выражать свои эмоции и впечатление при помощи выразительного чтения.
- Совершенствование умения работать в паре, навыки самоконтроля
Оборудование:
- Учебник «литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Э.Э.Кац.
- Мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке чтения у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. ( Слайд 3)
2. Введение в тему урока.
Учитель:
- Работать вы сейчас будете в парах. Возьмите на столе листочки и подумайте, какое задание я для вас приготовила?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что надо прочитать пословицы и объяснить их смысл. (Слайд 4)
Учитель:
- Правильно. Прочитайте пословицы, объясните их смысл и подумайте, что их объединяет.
1. Человек без Родины, что соловей без песни.
2. Всякому мила своя сторона.
3. Нет в мире краше Родины нашей.
Варианты ответов учащихся:
( Один ученик читает пословицу, а другой объясняет её).
1.Человек без Родины, что соловей без песни.
Соловья нельзя представить без песни и у каждого человека есть своя Родина.
2.Всякому мила своя сторона.
Я думаю, что каждый человек любит свою Родину.
3.Нет в мире краше Родины нашей.
Я считаю, что наша Родина самая красивая. Все пословицы, которые мы прочитали о Родине.
Учитель:
- Какие пословицы о Родине знаете вы?
Варианты ответов учащихся:
- Родина – мать, чужбина – мачеха.
- Где кто родился, там и пригодился.
- Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Учитель:
- У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенно прекрасным, родным. ( Слайд 5)
- Прочитайте вопрос.
Варианты ответов учащихся:
- С чего начинается Родина?
Учитель:
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что Родина начинается с мамы.
- Родина- это место, где человек родился.
- Для меня Родина начинается с моего двора.
- Я считаю, что Родина это и дерево во дворе и скамейка в парке. Всё, что меня окружает.
Учитель:
-Давайте послушаем, как ответили на этот вопрос Завгородняя Варвара и Молчанова Виктория. ( Слайд 6). Этот рисунок нарисовала Варя. Вы узнали это место?
Варианты ответов учащихся:
- Да. Это наш парк.
- Я думаю, что это маленький уголок нашего парка.
Учитель:
- Многие поэты в своих песнях тоже задавали себе этот вопрос: С чего начинается Родина? Я предлагаю вам послушать, как ответил на него поэт М.Матусовский и композитор В.Баснер в своей песни, которая так и называется «С чего начинается Родина». (Ребята слушают песню и смотрят видео-фильм ). ( Слайд 7)
- Мы посмотрели на знакомые нам всем с детства места нашего родного города.
- Предположите, о чём мы сегодня будем читать? ( Слайд 8)
Варианты ответов учащихся:
-Я думаю, что сегодня мы будем читать о Родине.
-Мы будем читать о Родине, потому что сейчас мы изучаем раздел «Слово о родной земле» и на каждой страничке в учебнике есть эмблема: купол церкви среди деревьев.
Учитель:
- Мы продолжаем читать произведения о Родине. Произведения, каких автором мы уже изучили?
Варианты ответов учащихся:
- Мы прочитали рассказ Ю.Яковлева.
- Читали стихи М.Лермонтова и С.Есенина.
Учитель:
( Слайд 9) – Что можно сказать об этом человеке по фотографии?
- Что вы узнали о, Пришвине прочитав дома статью в учебнике?
Варианты ответов учащихся:
- Я узнала, что Михаил Пришвин окончил гимназию.
- В детстве Михаил Пришвин убежал из дома, чтобы совершить путешествие в Азию.
Михаил Пришвин окончил университет и стал агрономом.
- Кузнецова Анна сейчас дополнит ваш рассказ.
3.Рассказ о писателе. ( Рассказывает ученица)
Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля в Орловской губернии, близ города Ельца, в семье купца. Жилось семье трудно – мать осталась одна с 5 детьми. Семья переезжает в Германию. ( Слайд 10)
В Германии Михаил Пришвин окончил университет, стал агрономом. Его первая книга называлась «В краю непуганых птиц».
Очень часто в произведениях Михаила Пришвина читатели встречаются с собаками. Он очень любил этих животных. ( Слайд 11)
Особенно нравилась Михаилу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние годы в деревне Дунино давно стал музеем. ( Слайд 12)
Книги его с удовольствием читают сегодня и дети и взрослые. ( Слайд 13)
Учитель:
- Что ещё нового вы узнали о Михаиле Пришвине?
Варианты ответов учащихся:
- Я узнал, что Михаил Пришвин очень любил собак.
- Михаил Пришвин учился в Германии.
- Я узнал, что у Михаила Пришвина были братья и сёстры.
4. Работа с заголовком.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с произведением М.Пришвина (Слайд 14)
- По названию произведения предположите, о чём или о ком расскажет нам писатель?
Варианты ответов учащихся:
- Я считаю, что М.Пришвин расскажет нам о Родине, потому что произведение называется «Моя Родина».
- Я думаю, что автор вспомнит своё детство, т.к. в названии написано «Из воспоминаний детства».
5. Работа с текстом.
Учитель:
-Возьмите на столах листочки, прочитайте начало произведения про себя и отметьте карандашом непонятные слова и выражения.
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
- Какие слова и выражения вам непонятны?
Варианты ответов учащихся:
- Мне не понятно выражение «вставать до солнца».
Учитель:
- Как вы понимаете выражение «вставать до солнца?»
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что это встать очень рано.
- Встать когда другие люди ещё спят.
Учитель:
-А из вас кто-нибудь вставал до солнца? Зачем?
Варианты ответов учащихся:
-Летом мы с родителями ходили в лес и вставали очень рано.
-Я вставал рано, когда ходил с папой на рыбалку.
Учитель:
- ( Слайд 15) Прочитайте по цепочке слова.
Подумайте, какое будет задание?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что по опорным словам надо продолжить текст.
Учитель:
-По опорным словам предположите, как будут развиваться события.
Моя жизнь
В хорошую сторону
Вставать рано
В городе
Пробуждается
Радость, жизнь, счастье
( ответы детей)
Учитель:
- Откройте учебники на странице 12 и проверьте свои предположения.
- Прочитайте про себя 2-3-4 абзацы и найдите, какие слова и выражения вам непонятны?
( дети открывают учебники и читают)
Варианты ответов учащихся:
-Мне непонятно, что значит «пробуждается» и «мало-помалу».
Учитель:
-Кто может объяснить смысл?
Варианты ответов учащихся:
-Я думаю, что «пробуждается» - это значит, просыпается. А «мало – помалу» - потихоньку, медленно.
Учитель:
-Прочитаем вслух этот отрывок.
-Задайте вопрос ко 2 абзацу – 1 ряд, к 3 абзацу – 2 ряд, к 4 абзацу- 3 ряд. ( Работа в группах).
Варианты ответов учащихся:
- Зачем Пришвин вставал «до солнца»?
- Почему Михаил Пришвин «не мог проспать восход солнца»?
-Когда «пробуждается животный и растительный мир»?
-Если человек будет вставать очень рано, то, что изменится в его жизни?
Учитель:
- Как характеризует М.Пришвина привычка вставать вместе с животным и растительным миром?
- О чём это говорит?
- Какое значение он придавал раннему подъёму?
- ( Слайд 16) Что связывает Пришвина и эти вещи?
( дети зачитывают 3 часть)
- В чём заключалась охота писателя?
- О каких находках говорит автор?
- Каким надо быть человеком, чтобы увидеть в лесу необычное?
- (Слайд 17)
- Прочитаем текст до конца и подумаем, к кому обращается писатель?
- Какие слова и выражения вам непонятны?
- К кому обращается писатель?
- Как вы думаете, что это за «сокровища жизни»
- К чему призывает М.Пришвин?
- Найдите предложение, в котором заключена главная мысль произведения?
- Подготовьте этот отрывок для выразительного чтения.
- Что значит читать выразительно?
- Читать целым словом и без ошибок.
- Выбрать нужный тон и темп чтения.
- Выделить голосом главные слова.
- Передать своё отношение к тому, что читаешь.
( послушать выразительное чтение 2- 3 учеников )
6. Продолжи фразу.
Учитель:
Проверим, насколько вы были внимательными слушателями. Возьмите на столе жёлтые листочки и продолжите фразы. ( Работа в парах) ( Слайд 17)
7. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Россия - родина моя"
Конспект урока на тему "Россия - родина моя"...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.
Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь; 2. Сов...
Презентацация к конспекту урока по теме "Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й."
Цель: Познакомить учащимися с буквами Й,иЗадачи:1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;2. Совершенствовать навыки чтения...
Конспект урока "С чего начинается Родина?"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 Конспект занятия по окружающему миру.1 классТема: С чего начинает...
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина
конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...
Конспект урока «М. Пришвин. Моя Родина» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирователь умение анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать нравственные качества.Планируемые результаты:Предметные:...