Конспект урока М.М.Пришвин "Моя родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Михайлова Светлана Валентиновна

Конспект урока в 4 классе. Тема: М.М.Пришвин "Моя родина" УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_m.prishvin_moya_rodina.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Волхова»

Конспект урока.

Предмет:  литературное чтение

Тема: М.М.Пришвин «Моя родина»

Класс: 4 «А»

УМК: «Планета знаний»

Учебник: Э.Э.Кац, в двух частях, Москва, изд. «Астрель», 2010 год

Дата проведения: 3 февраля 2012 года

2011- 2012 учебный год

Г. Волхов                          

Цели:

  1.  Совершенствовать   навыки осознанного, правильного,  выразительно чтения.
  2.  Способствовать развитию связной, монологической речи.
  3. Воспитывать интерес к чтению.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  5. Формировать умение выражать свои эмоции и впечатление при помощи выразительного чтения.
  6. Совершенствование умения работать в паре, навыки самоконтроля

Оборудование:

  1. Учебник «литературное чтение» 4 класс,  2 часть, Э.Э.Кац.
  2. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке чтения у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. (  Слайд 3)

2. Введение в тему урока.

Учитель:

- Работать вы сейчас будете в парах. Возьмите на столе листочки и подумайте, какое задание я для вас приготовила?

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, что надо прочитать пословицы и объяснить их смысл. (Слайд 4)

Учитель:

- Правильно. Прочитайте пословицы, объясните их смысл и подумайте, что их объединяет.

1. Человек без Родины, что соловей без песни.

2. Всякому мила своя сторона.

3. Нет в мире краше Родины нашей.

Варианты ответов учащихся:

( Один ученик читает пословицу, а другой объясняет её).

1.Человек без Родины, что соловей без песни.

Соловья нельзя представить без песни и  у каждого человека есть своя Родина.

2.Всякому мила своя сторона.

Я думаю, что каждый человек любит свою Родину.

3.Нет в мире краше Родины нашей.

Я считаю, что наша Родина самая красивая. Все пословицы, которые мы прочитали о Родине.

Учитель:

- Какие пословицы о Родине знаете вы?

Варианты ответов учащихся:

- Родина – мать, чужбина – мачеха.

- Где кто родился, там и пригодился.

- Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Учитель:

- У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенно прекрасным, родным. ( Слайд 5)

- Прочитайте вопрос.

Варианты ответов учащихся:

- С чего начинается Родина?

Учитель:

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, что Родина начинается с мамы.

- Родина- это место, где человек родился.

- Для меня Родина начинается с моего двора.

- Я считаю, что Родина это и дерево во дворе и скамейка в парке. Всё, что меня окружает.

Учитель:

-Давайте послушаем, как ответили на этот вопрос Завгородняя Варвара и Молчанова Виктория. ( Слайд  6). Этот рисунок нарисовала Варя. Вы узнали это место?

Варианты ответов учащихся:

- Да. Это  наш парк.

- Я думаю, что это маленький уголок нашего парка.

Учитель:

-  Многие поэты в своих песнях тоже задавали себе этот вопрос: С чего начинается Родина? Я предлагаю вам послушать, как ответил на него поэт М.Матусовский и композитор В.Баснер в своей песни, которая так и называется «С чего начинается Родина». (Ребята слушают песню и смотрят видео-фильм ). ( Слайд 7)

- Мы посмотрели на знакомые нам всем с детства места нашего родного города.

- Предположите, о чём мы сегодня будем читать? ( Слайд 8)

Варианты ответов учащихся:

-Я думаю, что сегодня мы будем читать о Родине.

-Мы будем читать о Родине, потому что сейчас мы изучаем раздел «Слово о родной земле» и на каждой страничке в учебнике есть эмблема: купол церкви среди деревьев.

Учитель:

- Мы продолжаем читать произведения о Родине. Произведения, каких автором мы уже изучили?

Варианты ответов учащихся:

- Мы прочитали рассказ Ю.Яковлева.

- Читали стихи М.Лермонтова и С.Есенина.

Учитель:

( Слайд 9) – Что можно сказать об этом человеке по фотографии?

- Что вы узнали о, Пришвине прочитав дома статью в учебнике?

Варианты ответов учащихся:

- Я узнала, что Михаил Пришвин окончил гимназию.

- В детстве Михаил Пришвин убежал из дома, чтобы совершить путешествие в Азию.

Михаил Пришвин окончил университет и стал агрономом.

- Кузнецова Анна сейчас дополнит ваш рассказ.

3.Рассказ о писателе. ( Рассказывает ученица)

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля в Орловской губернии, близ города Ельца, в семье купца. Жилось семье трудно – мать осталась одна с 5 детьми. Семья переезжает в Германию. ( Слайд 10)

В Германии Михаил Пришвин окончил университет, стал агрономом.  Его первая книга  называлась «В краю непуганых птиц».

Очень часто в произведениях Михаила Пришвина читатели встречаются с собаками. Он очень любил этих животных. ( Слайд 11)

Особенно нравилась Михаилу Пришвину природа средней полосы России. Дом, где жил писатель в последние годы в деревне Дунино давно стал музеем. ( Слайд 12)

 Книги его с удовольствием читают сегодня и дети и взрослые. ( Слайд 13)

Учитель:

- Что ещё нового вы узнали о Михаиле Пришвине?

Варианты ответов учащихся:

- Я узнал, что Михаил Пришвин очень любил собак.

- Михаил Пришвин учился в Германии.

- Я узнал, что у Михаила Пришвина были братья и сёстры.

4. Работа с заголовком. 

Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с произведением М.Пришвина (Слайд 14)

- По названию произведения  предположите, о чём или о ком  расскажет нам писатель?

Варианты ответов учащихся:

- Я считаю, что М.Пришвин расскажет нам о Родине, потому что произведение называется «Моя Родина».

- Я думаю, что автор вспомнит своё детство, т.к. в названии написано «Из воспоминаний детства».

5. Работа с текстом.

Учитель:

-Возьмите на столах листочки,  прочитайте начало произведения про себя и отметьте карандашом непонятные слова и выражения.

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца… Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

- Какие  слова и выражения вам непонятны?

Варианты ответов учащихся:

- Мне не понятно выражение «вставать до солнца».

Учитель:

- Как вы понимаете выражение «вставать до солнца?»

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, что  это встать очень рано.

- Встать когда другие люди ещё спят.

Учитель:

-А из вас кто-нибудь вставал до солнца? Зачем?

Варианты ответов учащихся:

-Летом мы с родителями ходили в лес и вставали очень рано.

-Я вставал рано, когда ходил с папой на рыбалку.

Учитель:

- ( Слайд 15) Прочитайте по цепочке слова.

Подумайте, какое будет задание?

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, что по опорным словам надо продолжить текст.

Учитель:

-По опорным словам предположите, как будут развиваться события.

Моя жизнь

В хорошую сторону

Вставать рано

В городе

Пробуждается

Радость, жизнь, счастье

( ответы детей)

Учитель:

-  Откройте  учебники на странице 12  и проверьте свои предположения.

- Прочитайте про себя 2-3-4 абзацы и найдите, какие слова и выражения вам непонятны?

( дети открывают учебники и читают)

Варианты ответов учащихся:

-Мне непонятно, что значит «пробуждается» и «мало-помалу».

Учитель:

-Кто может объяснить смысл?

Варианты ответов учащихся:

-Я думаю, что «пробуждается» - это значит, просыпается. А «мало – помалу» - потихоньку, медленно.

Учитель:

-Прочитаем  вслух этот отрывок.

-Задайте вопрос ко 2 абзацу – 1 ряд, к 3 абзацу – 2 ряд, к 4 абзацу- 3 ряд. ( Работа в группах).

Варианты ответов учащихся:

- Зачем Пришвин вставал «до солнца»?

- Почему  Михаил Пришвин «не мог проспать восход солнца»?

-Когда «пробуждается животный и растительный мир»?

-Если человек будет вставать очень рано, то, что изменится в его жизни?

Учитель:

- Как характеризует М.Пришвина привычка вставать вместе с животным и растительным миром?

- О чём это говорит?

- Какое значение он придавал раннему подъёму?

- ( Слайд 16) Что связывает Пришвина и эти вещи?

 ( дети зачитывают 3 часть)

- В чём заключалась охота писателя?

- О каких находках говорит автор?

- Каким надо быть человеком, чтобы увидеть в лесу необычное?

- (Слайд 17)

-  Прочитаем текст до конца и подумаем, к кому обращается писатель?

- Какие слова и выражения вам непонятны?

- К кому обращается писатель?

- Как вы думаете, что это за «сокровища жизни»

- К чему призывает М.Пришвин?

 - Найдите предложение, в котором заключена главная мысль произведения?

-  Подготовьте этот отрывок для выразительного чтения.

- Что значит читать выразительно?

  1. Читать целым словом и без ошибок.
  2. Выбрать нужный тон и темп чтения.
  3. Выделить голосом главные слова.
  4. Передать своё отношение к тому, что читаешь.

( послушать выразительное чтение 2- 3 учеников )

6. Продолжи фразу.

Учитель:

Проверим, насколько вы были внимательными слушателями. Возьмите на столе жёлтые листочки и продолжите фразы. ( Работа в парах) ( Слайд 17)

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Россия - родина моя"

Конспект урока на тему "Россия - родина моя"...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;               2. Сов...

Презентацация к конспекту урока по теме "Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й."

Цель: Познакомить учащимися с буквами Й,иЗадачи:1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;2. Совершенствовать навыки чтения...

Конспект урока "С чего начинается Родина?"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7     Конспект занятия по окружающему миру.1 классТема:   С чего начинает...

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...

Конспект урока «М. Пришвин. Моя Родина» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирователь  умение анализировать литературное произведение, формировать  читательский навык, воспитывать нравственные качества.Планируемые результаты:Предметные:...