Конспект урока на тему "Россия - родина моя"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока на тему "Россия - родина моя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya-nasha_rodina.doc | 70 КБ |
tetrad.docx | 367.89 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гулькевичи
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ.
Тема: «Россия – наша Родина»
Подготовила:
Волкова А.А
2013г.
Тема: «Россия – наша Родина»
Цели урока:
Образовательная
- Определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.
Развивающая
- формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);
Воспитательная
1.Начать работу по формированию у учащихся интереса к изучению вопросов духовного наследия наших предков.
Задачи урока:
- Разобрать содержание понятия «поколение».
- Определить роль поколений в историческом развитии общества.
- Начать формирование в сознании учащихся понятия «Отечество», «Родина»
- Составить представление о содержании понятия «Духовные традиции», определить их роль в жизни общества.
- Познакомиться с терминами.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Презентация по теме.
- Интерактивная доска
Ход урока
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя.
1.Определение темы урока.
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России? Слайд 1
(возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия – наша Родина)
-Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
(п/о: о Родине, о России)Слайд 2
-Послушайте рассказ о мальчике по имени Ли, и подумайте о чем он.
Жил-был в одном восточном царстве-государстве в небольшом городке мальчик. Звали его Ли. Не успел он подрасти, как на его страну напали враги. А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети. И вот все мужчины и мальчики городка стали собираться на войну. Лишь мальчик Ли не собирается. “Почему ты не идешь с нами?” - спросил его воевода. “А почему я должен куда-то идти? Ведь моя родина здесь, в моем маленьком городке”.
И все ушли на войну без Ли. Прошло несколько недель. В городок нагрянули враги. Их предводитель был стар и мудр. Он велел арестовать Ли. Мальчика привели к нему.
- Я разбил ваше войско, но там не было тебя. Почему? – спросил он.
- Потому что моя родина – мой городок, - ответил Ли.
- Я разрушу твой городок, и у тебя не будет родины.
- Не делай этого: мне некуда будет идти, - взмолился Ли.
- Мне жалко тебя, - сказал предводитель, потому что у тебя слишком маленькая родина и нет родины большой.
У таких, как ты, в конце концов не остается никакой родины.
3. Беседа с учащимися.
- Что значит “слишком маленькая родина и нет родины большой”? Слайд 3
- В чем была ошибка мальчика Ли?
- Что такое большая Родина?
3. Изучение нового материала.
1. Беседа с учащимися. Работа над словом Родина.
-А кто знает, почему мы называем Россию- Родиной? Попробуйте подобрать однокоренные слова и вам сразу станет все ясно. (родной, родиться, род, родословная, родственник, родители)
- Все эти слова имеют один и тот же корень, а значит и общее значение. Это что-то близкое к сердцу, ведь мы любим своих родственников, родителей, уважаем свой род, свою родословную. И, наверное, не случайно место, в котором родились наши бабушки, папы, мы, мы зовем именно Родиной. Слай 4
2. Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией.
- История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
- Как вы понимаете слово поколение? После предположений, высказанных учащимися, разбирается определение поколения. Слайд 6
3. Микровывод.
Итак, мы приходим к выводу, что поколение -группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью. Слайд 7
-Сколько поколений живы в вашей семье?
-Ты и твое поколение – младшее поколение
-Твои родители – старшее поколение
-Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
4. Беседа с учащимися о роли каждого человека в судьбе Родины.
-Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут?
(высказывания детей) Слайд 8
5.Микровывод: «учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране» Слайд 9
6.Обобщение материала.
«Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»
- Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали? Слайд 10
-А скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?
7. Вывод.
Задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению.
Слайд 11
В этом заключается суть исторического развития.
8.Беседа с учамися.Работа над словом Отечество
-Каким другим словом можно назвать Родину?(отечество)
-Почему? Подберите однокоренное слово. (отец)
«Отечество» потому, что:
- Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
- Здесь они учились, работали
- Они защищали землю , сохраняя её для нас
- Мы и наши дети будут здесь жить и работать Слайд 12
4. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
1. Работа с картой. Слайд 13
- Ребята, посмотрите на карту и найдите нашу страну.
- Каким цветом она обозначена?
- А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
- Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
-Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
-Россия – самая большая страна на свете.
-Границы России проходят и по суше, и по морю.
-Наша страна очень красива и богата.
-Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
2.Символика.
(Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.)
Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
О каких символах России говорится в стихотворении?
(О флаге и гербе).
-Что такое герб? Где мы можем увидеть изображение гербов? Слайд 14
(Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.)
Слово «герб» в переводе означает «наследство».
Что изображено на гербе?
-Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел.
-Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной государственной независимости.
-Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.
-Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
-Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
Слайд 15 Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ.
-Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.
Белый цвет – цвет чистоты, надежды.
Красный – цвет крови, жизни.
Синий – цвет безоблачного мирного неба.
Где можно увидеть государственный флаг России?
-Какие еще символы знаете? (гимн)
-Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Слайд 16
-Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.( армяне, турки, даргинцы, адйкейцы, узбеки, аварцы, и т.д.) Что общего у всех этих народов? В чем могут быть отличия?(традиции) Слайд 17
При изучении данного курса мы подробнее будем говорить об этом.
4. Изучение нового материала.
Кроме материальных ценностей, территории, знаний, старшие поколения передали нам богатые духовные традиции.
Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др. Слайд 18
-Ребята, как вы думаете, а что такое ценность?
(Дети высказывают свои мнения. Учитель подводит их к правильной формулировке термина).
- Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.
-Являются ли для нас традиции ценностью?
Изучение словосочетания «духовные ценности»
- что же означает термин «духовные»?
- Как вы понимаете слово «духовный»?
После короткого обсуждения, делаем вывод:
Духовный - внутренний, связанный с мыслями и чувствами человека.
Изучение понятия «духовный человек».
-Какие правила в отношениях между людьми мы связываем со словом «Духовный»?
(Содержание термина разбираем с помощью слайда ).
- Как вы думаете, какого человека можно назвать духовным?
(Определение разбираем с помощью слайда).
- Как вы думаете, какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей? Слайд 19
(Обобщаем ответы учащихся, используя слайд ).
- Давайте подумаем, какие духовные традиции существуют и передаются из поколения в поколение в семьях? Слайд20
(Разбираем содержание термина с помощью слайда)
5.Закрепление.
Учитель закрепляет материал, изученный детьми на уроке, повторяя новые термины и слова:
- С какими терминами мы познакомились сегодня на уроке?
Для закрепления используем слайд №21
6.Итог урока.
Учитель подводит итоги урока с использованием слайда). Дорогие ребята! Сегодня мы с вами побывали на первом уроке, посвященном изучению основ религиозных культур. Этот курс вы и ваши родители выбрали для знакомства с основами- .
7.Рефлексия.
-Что бы вы рассказали ребятам, которых не было на уроке?
-О чем бы вам хотелось узнать при изучении данного предмета?
Дома поговорите с родителями о традициях вашей семьи, а на следующем уроке нам расскажите.
Слайд 22
Предварительный просмотр:
Ф.И.учащегося _______________________________________
УРОК 1
Россия – наша Родина.
С чего начинается Родина?
РОДИТЕЛИ
____________________
____________________
РОДСТВЕННИКИ _____________________________________________________________________
ДОМ, ДВОР, УЛИЦА _________________
ШКОЛА, КЛАСС _____________________
ПОСЕЛОК ___________________________
КРАЙ _______________________________
СТРАНА
(раскрасьте название нашей страны цветами российского флага)
Что нас объединяет?
(подчеркни)
История, наука, погода, язык, земля, традиции, современная музыка, законы.
Что такое традиция?
Что можно передавать?
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ИДЕИ
ЦЕННОСТИ
Материальные Духовные (они видимы, их можно ощутить, (они невидимы, их чувствуют, их можно купить, они не вечны) их получают в дар,они вечные)
СЕМЬЯ, АВТОМОБИЛЬ, АКВАРИУМ, КВАРТИРА, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, МИР, ДОМ, КНИГИ, ЧУТКОСТЬ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕСТНОСТЬ, ТЕЛЕВИЗОР, КРАСОТА, ИГРУШКИ, ДЕНЬГИ, МИЛОСЕРДИЕ
(подчеркни духовные ценности)
ТРАДЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ
(напиши или нарисуй традиции, которые есть в твоей семье)
РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ
________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "моя малая родина"
Планируемый результат: Личностный – формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего народа. Метапредметный: Литературное чтение – знаком...
конспект урока "Россия - наша Родина".
Урок провоится в 4 классе по теме "Россия - наша Родина". Развивает представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, общества; формиру...
Конспект урока "Россия - наша Родина"
Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина» ...
Конспект урока окружающего мира " Родина - что это значит?", 2 класс, УМК Начальная школа 21 века
Конспект урока окружающего мира «Родина- что это значит?», 2 класс, УМК Начальная школа 21 века.Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Р...
Конспект урока "Моя малая Родина"
Конспект урока "Моя малая Родина"...
Конспект урока "Россия- наша Родина".
Представленный материал подходит для урока ОРКСЭ и модуля ОПК. Можно использовать как в 4 классе, так и в 5-м. Также данный материал перекликается с уроками изо и литературного чтения....