Тема: Как придумать загадку? Литературные загадки.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 34.04 КБ |
презентация | 2.96 МБ |
приложение | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Как придумать загадку? Литературные загадки.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | - Здравствуйте, гости дорогие! Пожалуйте в гости! Давно мы вас поджидаем, Загадочки вам загадаем! - Скажите, о каком виде устного народного творчества говорится в приветствии? О чем мы говорили на прошлом уроке? (О загадках). О каких загадках шла речь? | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений. III.Физминутка. | Работа с информацией. 1. Беседа. А зачем вообще нужны загадки? Это мы с вами постараемся выяснить, а еще откроем новый секрет загадки. Чему бы вы хотели научиться? (сочинять загадки самим) - Ребята, сегодня мы с вами ещё раз поговорим о загадках, познакомимся с их особенностями, чтобы потом научиться сочинять загадки самим. А девизом этого урока будут слова: «Загадка не отгадывается сама – Надо попробовать силу ума!» (на доске) Вы сегодня работаете в группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы к концу урока должны сложить свой паззл – расширить свои знания о загадках. А перед началом , давайте вспомним работу в группах. Я предлагаю вам взять лист с №1, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного. Группа 1. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это «задачка», которую надо решить. Подчеркните в тексте ответы на вопросы и зачитайте ответ: 1. От какого слова произошло название «загадка»? 2. Для чего использовали загадку в древности? Группа 2. Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь. Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый. Ответьте на вопрос: древние славяне придумывали загадки специально? Группа 3. Загадочный мир. Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу. Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым. Ответьте на вопросы: Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его. Группа 4. Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность. Найдите ,подчеркните и зачитайте ответы на вопросы: 1. Как в загадках описываются предметы? 2. Для чего нужны загадки? Группа 5. С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть. В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной. Ответьте на вопрос:Для чего нужна была загадка Сфинксу? Группа 6. Перед вами страницы словарей. С их помощью объясните значение слова «загадка». 1) Из словаря С.Ожегова Загадка - это: -Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. -Нечто необъяснимое, непонятное. 2) В народной речи «загадать» означает задумать, замыслить, предложить что-либо неизвестное для отгадки. 3) Загадки – это жанр устного народного творчества. 4) Загадки различают народные и литературные. Ответьте на вопросы: Итак, что же такое загадка? От какого слова произошло название «загадка»? Для чего служили загадки в древности? А для чего они нужны сейчас? Сделайте вывод: загадки бывают народные и литературные. Работа с загадками. Игра «Догадливый фотограф». Многие известные вам детские писатели сочиняли загадки. Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них. Учитель читает литературные загадки. Ученики рисуют отгадку и показывают, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым догадливым фотографом? М. Пожарова А. Шибаев Есть у меня работники, День за днём идёт кино Во всём помочь охотники. На экране этом. Живут не за горой – Солнца, зелени полно День и ночь со мной: На экране летом. Целый десяток А зимой – синеет лёд, Верных ребяток! Снег летит, играя. (Пальцы) Фильм идёт, идёт, идёт Без конца и края... (Окно) Л. Сандлер Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. (Светофор) А вот еще один автор. Давайте вспомним еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. (слайд Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры. Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании? – Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок (лист №3): зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, табуретка. Не увидать ее корней, Вершина выше тополей, Все вверх и вверх она идет, Но не растет. (Гора.) Ее не видать И в руки не взять, Царит надо всем, Не пахнет ничем. Встает во весь рост На небе меж звезд. Все начинает И все кончает. (Темнота.) На красных холмах Тридцать белых коней Друг другу навстречу Помчатся скорей. Ряды их сойдутся, Потом разойдутся. – И смирными станут До новых затей. (Зубы.) Две ноги на трех ногах, А безногая в зубах, Вдруг четыре прибежали И с безногой убежали. (Человек, табуретка, рыба, собака.) Уничтожает все кругом: Цветы, зверей, высокий дом. Сжует железо, сталь сожрет И скалы в порошок сотрет. Мощь городов, власть королей Его могущества слабей. (Время.) – Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.) А сейчас я предлагаю отгадать несколько загадок, но не называть отгадки, а показать их движениями. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна. По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. И по соснам, и по елям Быстро бегает она, Видит, шишки где поспели, Где грибная целина. Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. Посмотрите-ка, какая — Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. Отлично, отдохнули? Тогда продолжаем. Работа с учебником С.45 . Чтение авторского текста вслух и комментирование. – Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки загаданного предмета. Такие же признаки есть и у других предметов.) Вопросы после чтения: – Как правильно придумать загадку? – Какие признаки сахара перечислены в загадке Бориса Заходера? – С чем сравнивает он первый снег? Какое отличие у мух и снега? А кому принадлежат эти загадки? (Составленные детьми загадки.Д.З.) Верно, эти загадки вы сочинили на прошлом уроке. Как вы думаете, они народные или авторские? А хотите еще попробовать свои силы? Для тех, кому трудно сочинять загадки самим, мы по жребию распределим темы с подсказками. 4. Составление загадок. (ГРУППЫ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМЫ ЗАГАДОК.) 1)школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.) 2)одежда и обувь (брюки, платье, рубашка, куртка,шапка, ботинки, кроссовки, туфли и т.д.) 3)объекты неживой природы (гроза, ветер, туча, снегопад, дождь и т.д.) 4)спортивный инвентарь (мяч, скакалка, велосипед, коньки, клюшка, шайба) 5)части тела, лица человека (рука, пальцы, нос, волосы и т.д.) 6)растения (фрукты, овощи, цветы, деревья) 7)домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай) 8)мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло) 9)бытовая техника (компьютер, пылесос, телевизор, стиральная машина, холодильник) Вывешиваются изображения групп предметов, для составления загадок. Повторение алгоритма работы. 1. Поиск информации. 2. Продукт. 3. Защита проекта. ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. 1. Расскажи, как вы работали над проектом. 2. Прочитай загадку. 3. Вам понравилось работать? 4. Что было трудным. 5. Чья это была идея (кто был самый активный) 6. Кому бы вы хотели показать ваш продукт | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитив-ные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙV. Итог. V. Рефлексия | – Итак, скажите, с какими загадками мы сегодня познакомились? Кого из авторов загадок запомнили? Чем интересно и полезно занятие по составлению и разгадыванию загадок? А теперь выразите свое мнение о работе (лист №3) Мы поняли, что… Было интересно… Было трудно… Нам захотелось… У нас получилось… (Ребята заполняют лист рефлексии в группах и озвучивают его) | |
VI.Домашнее задание. | Сочинить свою загадку. Нарисовать отгадку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Загадка не отгадывается сама – Надо попробовать силу ума!»
«Догадливый фотограф»
«Догадливый фотограф»
«Догадливый фотограф».
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна .
По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.
И по соснам, и по елям Быстро бегает она, Видит, шишки где поспели, Где грибная целина.
Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.
Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит.
Посмотрите-ка, какая — Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.
ТЕМЫ ЗАГАДОК
Алгоритм работы. 1. Поиск информации. 2. Продукт. 3. Защита проекта.
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА. 1. Расскажи, как вы работали над проектом. 2. Прочитай загадку. 3. Вам понравилось работать? 4. Что было трудным. Чья это была идея (кто был самый активный) 6. Кому бы вы хотели показать ваш продукт?
Рефлексия Мы поняли, что… Было интересно… Было трудно… Нам захотелось… У нас получилось…
Предварительный просмотр:
Группа 1.
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это «задачка», которую надо решить.
Подчеркните в тексте ответы на вопросы и зачитайте ответ:
1. От какого слова произошло название «загадка»?
2. Для чего использовали загадку в древности?
Группа 2.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.
Ответьте на вопрос: древние славяне придумывали загадки специально?
Группа 3.
Загадочный мир.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Ответьте на вопросы: Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.
Группа 4.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
Найдите ,подчеркните и зачитайте ответы на вопросы:
1. Как в загадках описываются предметы?
2. Для чего нужны загадки?
Группа 5.
С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.
В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.
Ответьте на вопрос: Для чего нужна была загадка Сфинксу?
Группа 6.
Перед вами страницы словарей. С их помощью объясните значение слова «загадка».
Ответьте на вопросы: Итак, что же такое загадка?
От какого слова произошло название «загадка»?
Для чего служили загадки в древности?
А для чего они нужны сейчас?
Сделайте вывод: загадки бывают народные и литературные.
(лист №2): зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, табуретка.
(ГРУППЫ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМЫ ЗАГАДОК.)
1)школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.)
2)одежда и обувь (брюки, платье, рубашка, куртка,шапка, ботинки, кроссовки, туфли и т.д.)
3)объекты неживой природы (гроза, ветер, туча, снегопад, дождь и т.д.)
4)спортивный инвентарь (мяч, скакалка, велосипед, коньки, клюшка, шайба)
5)части тела, лица человека (рука, пальцы, нос, волосы и т.д.)
6)растения (фрукты, овощи, цветы, деревья)
7)домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай)
8)мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло)
9)бытовая техника (компьютер, пылесос, телевизор, стиральная машина, холодильник)
Повторение алгоритма работы.
1. Поиск информации.
2. Продукт.
3. Защита проекта.
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.
1. Расскажи, как вы работали над проектом.
2. Прочитай загадку.
3. Вам понравилось работать?
4. Что было трудным.
5. Чья это была идея (кто был самый активный)
6. Кому бы вы хотели показать ваш продукт
А теперь выразите свое мнение о работе (лист №3)
Мы поняли, что…
Было интересно…
Было трудно…
Нам захотелось…
У нас получилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс Урок по литературному чтению. Тема « Произведения фольклора. Русские народные загадки»
Знакомство детей с произведением фольклора – загадкой....
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Презентация "Литературные загадки (авторы и герои произведений)" к празднику "До свидания, первый класс!"
Данная презентация может быть использована на празднике "До свидания, первый класс!" как демонстрационный материал к литературным загадкам, на уроках внеклассного и литературного чтения....
Учебно-методический комплекс по литературному чтению на тему: "Литературные загадки" 2 класс школа 2100 (конспект+презентация)
Учебно-методический комплекс по литературному чтению на тему: "Литературные загадки" 2 класс школа 2100 (конспект=презентация)...
Сообщение на тему: «Кто придумал календарь?»
Кто придумал календарь?Календарь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.В различные эпохи различными народами было создано много календ...
«Народные и литературные загадки. Как придумать загадку?»
В презентации содержатся задания, которые можно применять на любом этапе изучения темы. Дети могут работать в классе, дома, вместе с родителями, в группах или индивидуально....
конспект занятия по внеурочной деятельности. Народные и литературные загадки.
Народные и литературные загадки....