2 | Актуализация знаний. Словесный, практический. Словарная работа. | 5 мин.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Н-Ребята, о чём мы разговаривали на прошлом уроке? ( о загадках) - Что такое загадка? (жанр устного народного творчества)апишите слова «Классная работа». -Ребята, о чём мы разговаривали на прошлом уроке? ( о загадках) - Что такое загадка? (жанр устного народного творчества) - А как строится загадка? (Перечисление признаков, прямое(скрытное) сравнение) -Для чего люди в древности стали сочинять загадки? (Для охоты, чтобы не называть зверей и птиц) - Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки? (ответы детей) | Воспроизводить знания полученные на прошлых уроках.
Уметь вести диалог с учителем и одноклассниками.
| П: Анализирование, доказательство
П: синтез, установление причинно-следственных связей. |
| Целеполагание. Словесный. Практический.
| 5 мин | - На какие две группы можно разделить загадки? (народные литературные) - А знаете ли вы литературные загадки? (ответы детей) - А кто из поэтов является автором загадок? (ответы детей) - А кто умеет сам составлять загадки? (ответы детей) - Попробуйте самостоятельно придумать загадку. Получается? (ответы и примеры детей) - Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей) - На уроке мы с вами познакомимся с литературными загадками и научимся придумывать загадки. - Если мы свами должны научится чему то на уроке, то что это? (цель урока) -А как вы думаете, какая тема урока? (ответы детей) Тема: как придумать загадку? Литературные загадки. | Определять тему урока.
Ставить цели.
| П: сравнение Л:Целеполагание. |
4 | Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы.
Практический: выразительное чтение.
Физкультминутка
Практический: работа с учебником.
Словесный: сравнение предметов.
Практический: работа со схемой.
Практический: составление загадок | 8 мин | -Для начала давайте познакомимся с некоторыми авторами литературных загадок. Ребята, пролистайте учебник со стр. 46 по 49 стр. Имена каких авторов загадок вы нашли? (Б. Заходер, С. Маршак, А. Прокофьев) Чтение загадок учителем и их отгадывание. Работа с загадками. - Какие подсказки можно найти в тексте загадок? (слова, звуки и т.д.) - В какой форме написаны эти загадки? (в стихотворной форме) - Назовите рифмы. (примеры рифм из загадок) - Какая загадка, по вашему мнению, самая трудная? А самая интересная? Выразительное чтение загадок. - Ребята прежде чем приступить к выразительному чтению, на какие особенности мы должны обратить внимание? (на логическое ударение, на звукопись, на ритм) Чтение загадок по желанию и обсуждение особенностей в каждой загадке. Составление загадок. -Ребята, прочитайте авторский текст на стр. 45 и скажите мне, почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые важные признаки предмета. Такие же признаки есть у других предметов.) - найдите в тексте отрывок как правильно составить загадку и прочтите его. (зачитывают отрывок из текста) - Какие признаки сахара перечислены в загадке Б. Заходера? (перечисляют признаки сахара из загадки) - А с чем он сравнивает первый снег во второй загадке? (перечисляют с чем сравнивает) - А теперь давайте попробуем сами придумать загадку. Работать мы с вами будем по схеме. *при обсуждении схемы, параллельно придумываем загадки. Обсуждение проходит по каждому типу отдельно. Загадываемый предмет | + | + | + | признаки | перечисляются | Один главный | - | Сравниваемый предмет | - | - | + | Тип загадки | детская | детская | сравнение |
- Рассмотрите внимательно схему и скажите, что мы должны сделать для начала? (выбрать загадываемый предмет) - Мы с вами загадали предмет, что теперь должны сделать? (назвать и записать признаки в соответствии со схемой) - А после этого шага? (найти с чем можно сравнить, если можно сравнить) - А в конце что надо сделать? (выбрать форму загадки) Какие бывают формы? (стихотворная, в форме вопроса) |
Работать с учебником.
Устно работать с загадками.
Читать выразительно.
Расставлять логическое ударение.
Находить в тексте нужную информацию.
Находить признаки предметов.
Сравнивать признаки предметов.
Работать по схеме.
Составлять ход действий.
| П: анализ Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
5 | Закрепление нового материала Словесный: ответы на вопросы Практический: работа со схемой. Практический: выполнение упражнения. Практический: самостоятельная работа. | 20 | - Ребята, мы с вами вместе научились придумывать загадки. А теперь попробуйте в парах придумать загадку про петуха. Не забывайте, что придумывать надо по плану. (зачитывают загадки) - А теперь давайте проверим, как вы самостоятельно справитесь с придумыванием загадки. Придумайте загадку про колокольчик. (зачитывают загадки)
| Работать в парах.
Самостоятельно составлять загадки.
| Р: осмысление учебного материала |
6 | Итог урока. Рефлексия. Словесный. | 2 мин | - С какими загадками мы сегодня работали? (литературными) - Кто из авторов загадок вам запомнился больше всего? (ответы детей) - Как можно придумать загадку? (по схеме) - Я вот. Забыла эту схему, напомните мне её. (напоминают схему) - Чем интересно и полезно занятие по составлению загадок? (ответы детей) Д\З Сочинить свою загадку. Нарисовать отгадку. | Анализировать свою работу на уроке. | П: обобщения |