Урок литературного чтения в 3 классе по УМК 21 века - К.Г.Паустовский. "Какие бывают дожди."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели:
1. Познакомить с произведением К. Паустовского, работать над содержанием по модели, совершенствовать умение, анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел, работать с текстом самостоятельно.
2. Способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса, умению работать в группе.
3. Прививать любовь к природе, способность видеть ислышать все, что в ней происходит.
Задачи урока:
· На основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи.
· Уметь выделять в тексте главное, находить ненужную информацию.
· Понимать как различные части информации связаны между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК 21 века - К.Г.Паустовский. "Какие бывают дожди." | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе по умк 21 века
Тема: К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди.
Цели:
1. Познакомить с произведением К. Паустовского, работать над содержанием по модели, совершенствовать умение, анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел, работать с текстом самостоятельно.
2. Способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса, умению работать в группе.
3. Прививать любовь к природе, способность видеть ислышать все, что в ней происходит.
Задачи урока:
- На основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи.
- Уметь выделять в тексте главное, находить ненужную информацию.
- Понимать как различные части информации связаны между собой.
1. Орг. момент.
Сегодня прошу Вас показать как ВЫ умеете работать с текстом, находить самое главное, важное в тексте. Как вы умеете думать, рассуждать; как умеете слушать и слышать друг друга. И, конечно же, как вы умеете работать дружно.
2. Проверка домашнего задания. -Что было задано на дом?
Дома вы самостоятельно познакомились с произведением К.Г Паустовского « Какие бывают дожди». ( СЛАЙД 1)
3. Работает с толковым словарём С.И. Ожегова.
-Найти и прочитать определение слова «дождь».
- (Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.)
4. Послушайте звуки природы и определить, что это за осадки. (Звучит звук дождя.мр3)
- Какие это осадки? (дождь).
-Какой это дождь? Сильный или слабый?
-Можно ли определить цвет дождя? Какой он на цвет?
- А какой он на запах?
-Произнесите это слово.
- А что, вы, слышите в самом слове “дождь”? (шуршание, отрывистость).
5. - Сегодня мы не только почитаем и поговорим о дожде, но и поработаем с новым жанром литературного чтения- с научно-познавательным текстом.
-Как, вы, это понимаете, “научно-познавательный текст”? (СЛАЙД 2)
-На каком уроке мы чаще всего изучаем научно-познавательные тексты?(окружающий мир)
6. -Сейчас мы с Вами будем работать с текстом.
-Открыли учебники на стр. 92
-Прочитали название произведения, автора этого произведения.
-Что мы знаем об авторе?
(Паустовский Константин Георгиевич – известный русский писатель ХХ века. Он был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей. Паустовский умел видеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Произведения Паустовского похожи на сказки, их отличает какое-то особое изящество, они написаны простым и ёмким языком.)
Распределиться по группам. ( Выберите одну тему , по которой будете изучать текст. Разобраться в тексте одному сложнее, поэтому вы будете работать сообща.
- группа – “Спорый дождь”.
- группа – “Грибной дождь”.
- группа – “Слепой дождь”.
ЦЕЛЬ работы – обратите внимание на то, как оживает Слово писателя, когда с ним связаны впечатления и как писатель пользуется словом.
И в конце нашей работы над текстом напишем синквейн.
Перед разбором произведения поставлю перед вами вопрос:
- Что могло привлечь писателя в дожде?(наблюдения за явлениями природы)
- Какова главная мысль рассказа? ( узнать какие бывают дожди?)
- Какова тема текста? (Автор рассуждает о нескольких видах дождя)
- Какова идея текста?
(Каждый вид дождя красив по-своему
(Игра света и разнообразие звуков во время дождя)
7. Словарная работа. Какие слова в тексте были для вас непонятны? Найдите ответ в тексте ( стр. 95 ).
8. Работа над произведением. Беседа с опорой на содержание рассказа
Какие приметы описаны в рассказе? -Прочитайте ( слайд 4,5).
(О ласточках, окрике петушином)
1) Как меняется погода перед дождем?
О каких видах дождей рассказывается в тексте?
· спорый дождь
· грибной дождь
· слепой дождь
9. Выборочное чтение.
1)Как вы понимаете слово «спорый»? Найдите ответ в тексте.
2)Найдите и прочитайте описание спорого дождя в тексте.
Жемчуг (слайд6)- уникальный драгоценный камень.
Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета - «затравки» происходит отложение перламутра, образующего тонкими плёнками концентрические слои.
Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.
-Какие художественные средства использует автор для описания спорого дождя? (образные сравнения)
( капля- маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон по реке)
10. Разминка. Слайд 7
11. Выборочное чтение.
1)Найдите в тексте и прочитайте описание грибного дождя.
2)Выделите признаки грибного дождя.
3) Задание в тетради самостоятельно.
Поиск. Из текста выпишите названия грибов.
4)Все ли грибы съедобные вы назвали? СЛАЙД 8,9,10,11
Плотва-Переводится с латинского как - «самая обыкновенная». Плотва – это наиболее распространённая и массовая рыба. Встречается она повсюду: в реках, водохранилищах, озёрах, прудах, карьерах.
В различных регионах России плотву называет по-разному. Сорога, чубак, красноглазка, тарань, плотица, плотка – это далеко не все её «имена». Но научное название этой рыбы – плотва обыкновенная.
-Какие художественные средства использует автор для описания грибного дождя? олицетворение, сравнение
(сонно сыплется, не звенит, а шепчет, возится в кустах, будто трогает мягкой лапой )
- Почему дождик называют грибным?
12. Выборочное чтение.
1) Как вы понимаете выражение слепой дождь? Дождь при солнце, не закрытом облаками, называется слепой дождь . А после дождя бывает радуга.
2) Почему в народе говорят «Царевна плачет»? Найдите ответ в тексте.
3) Перечислите признаки слепого дождя.
-Какие художественные средства использует автор для описания слепого дождя? (образное сравнение )
(сверкающие капли- крупные слёзы сказочной царевны
13.Написать синквейн про свой “ДОЖДЬ”. ( СЛАЙД 13)
(Повторяем, что в синквейне должно быть - 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение и один синоним.)
Дети выполняют работу на листочках со схемой синквейна-защита синквейнов.
Теперь вы всё знаете о какие бывают дождях.
- Отгадайте о каком дожде идёт речь?( СЛАЙД14, 15,16,17)
14. ЗАГАДКИ СЛАЙД 19
1) Сначала было очень тихо.
а потом раздался он.
Мы в испуге разбежались,
Оказалось – это ----гром.
2) Сильный дождь с громом и молнией. ( гроза )
3)Яркой полосой сверкает,
Дождь на землю посылает. ( молния )
4) Налетела черная птица,
Крылья раскрыла,
Солнце ясное закрыла. ( туча )
5) Ни рук, ни ног, а ворота отворяет. ( ветер )
15.-А теперь расскажите как вести себя во время грозы?
16. ИТОГ
Что нового вы узнали из данного произведения? (про виды дождей)
- Что вам пригодится для дальнейшего наблюдения за природой? ( приметы надвигающегося дождя)
- Почему нам легко представить любой дождь из рассказа Паустовского?
( автор описывает не только внешнюю сторону дождя, но и описывает запахи земли, травы, пыльной дороги и различные звуки дождя)
- Обратимся снова к иллюстрациям в учебнике.
- Почему любой дождь называют ласково – «дождик»? ( оживляет природу, даёт всему живому влагу, освежает воздух и т.д.)
- Какой дождик вы любите?
- Чему учит нас автор? ( быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её)
-Найдите и прочитайте те строки из текста, которые соответствовали бы данным иллюстрациям.
4) Работа над выразительным чтением. Выбираю отрывок о грибном дожде.
- Выбор темпа, тона, громкости звучания голоса, выбор слов для логических ударений ( сонно сыплется, шепчет что-то своё, трогает мягкой лапой и т.д.)
- Чему учит нас автор? ( быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её)
7. Домашнее задание предлагается на выбор:
- выучить наизусть абзац о грибном дожде;
- придумать рассказ «Мой любимый дождик».
Выполнить творческое задание в печатной тетради стр. 60-62
Учитель: Без дождя не будет урожая, опустеют колодцы, обмелеют реки и пруды. Дождь нужен всем - и людям, и растениям, и зверям. Пусть дождь не всегда бывает приятен, но без него никуда - этими словами можно охарактеризовать отношение людей к этому явлению с давних пор. В засуху целыми деревнями и городами молились о дожде, призывая тучи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе.: К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди.
Урок литературного чтения в 3 классе.( Использование ИКТ и технологии мод...
Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...
Урок литературного чтения в 3 классе ( УМК «Начальная школа ХХI века»). «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.Задачи:- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, на данном уроке с научно-познавательным рассказом «Какие бывают дожди»;- про...
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс Школа XXI века
К разделу "О животных"...
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс Школа XXI века
Презетация к литературному произведению К. Чуковского "Муха-цокотуха" ссылка для скачивания презентации здесь...
Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...