Урок литературного чтения в 3 классе по УМК 21 века - К.Г.Паустовский. "Какие бывают дожди."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Куриленко Людмила Николаевна

Цели:

     1. Познакомить  с произведением  К.  Паустовского, работать над содержанием по модели,  совершенствовать  умение, анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел, работать с текстом самостоятельно.

     2. Способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса, умению работать в группе.

     3. Прививать  любовь  к природе,  способность видеть ислышать все, что в ней происходит.     

Задачи урока:

·         На основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи.

·         Уметь выделять в тексте главное, находить ненужную информацию.

·         Понимать как различные части информации связаны между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе по умк 21 века

ТемаК.Г.Паустовский.  Какие бывают дожди.

Цели:

     1. Познакомить  с произведением  К.  Паустовского, работать над содержанием по модели,  совершенствовать  умение, анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел, работать с текстом самостоятельно.

     2. Способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса, умению работать в группе.

     3. Прививать  любовь  к природе,  способность видеть ислышать все, что в ней происходит.     

Задачи урока:

  • На основе научно-познавательного текста уметь выделять причинно-следственные связи.
  • Уметь выделять в тексте главное, находить ненужную информацию.
  • Понимать как различные части информации связаны между собой.

1.   Орг. момент.

Сегодня прошу Вас показать как ВЫ умеете работать с текстом, находить самое главное, важное в тексте. Как вы умеете думать, рассуждать; как умеете слушать и слышать друг друга. И, конечно же, как вы умеете работать дружно.

2.   Проверка домашнего задания. -Что было задано на дом?

Дома вы самостоятельно познакомились с произведением  К.Г  Паустовского  « Какие бывают дожди». ( СЛАЙД 1)

3.  Работает с толковым словарём С.И. Ожегова.

-Найти и прочитать определение слова «дождь».

  • (Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.)

4.  Послушайте звуки природы и определить, что это за осадки. (Звучит звук дождя.мр3)

- Какие это осадки? (дождь).

-Какой это дождь?  Сильный или слабый?

-Можно ли определить цвет дождя? Какой он на цвет?

-  А какой он на запах?

-Произнесите это слово.

- А что, вы, слышите в самом слове “дождь”? (шуршание, отрывистость).

5. - Сегодня мы не только почитаем и поговорим о дожде, но и поработаем  с новым жанром литературного чтения- с научно-познавательным текстом.

-Как, вы, это понимаете, “научно-познавательный текст”? (СЛАЙД 2)

-На каком уроке мы чаще всего изучаем научно-познавательные тексты?(окружающий мир)

6.   -Сейчас мы с Вами будем работать с текстом.

-Открыли учебники на стр. 92

-Прочитали название произведения, автора этого произведения.

-Что мы знаем об авторе?  

(Паустовский Константин Георгиевич – известный русский писатель ХХ века. Он был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей. Паустовский умел видеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Произведения Паустовского похожи на сказки, их отличает какое-то особое изящество, они написаны простым и ёмким языком.)

Распределиться по группам. ( Выберите одну тему , по которой   будете изучать текст.  Разобраться в тексте одному сложнее, поэтому вы будете работать сообща.

  1. группа – “Спорый дождь”.
  2.  группа – “Грибной дождь”.
  3. группа – “Слепой дождь”.

ЦЕЛЬ работы – обратите внимание на то, как оживает Слово писателя, когда с ним связаны впечатления и как писатель пользуется словом.

И в конце нашей работы над текстом напишем синквейн.

  

 Перед разбором произведения  поставлю перед вами вопрос:

- Что могло привлечь писателя в  дожде?(наблюдения за явлениями природы)

- Какова главная мысль рассказа?  ( узнать какие бывают дожди?)  

-   Какова тема текста? (Автор рассуждает о нескольких видах дождя)

-   Какова идея текста?

(Каждый вид дождя красив по-своему

(Игра света и разнообразие звуков во время дождя)

7.  Словарная работа.  Какие слова  в тексте были  для вас непонятны?   Найдите ответ в тексте ( стр. 95 ).

8. Работа над произведением. Беседа с опорой на содержание рассказа

Какие приметы описаны  в рассказе?  -Прочитайте  ( слайд 4,5).

(О ласточках, окрике петушином)

1)    Как меняется погода перед дождем?

          О  каких видах дождей рассказывается в тексте?

·        спорый  дождь

·        грибной  дождь

·        слепой  дождь

9. Выборочное чтение.

1)Как вы понимаете   слово «спорый»? Найдите ответ в тексте.

2)Найдите и прочитайте описание  спорого дождя в тексте.

Жемчуг (слайд6)- уникальный драгоценный камень.

 Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета - «затравки» происходит отложение перламутра, образующего тонкими плёнками концентрические слои.

Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.

-Какие художественные средства использует автор для описания спорого дождя? (образные сравнения)

( капля- маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон по реке)

10. Разминка. Слайд 7

      

 11.  Выборочное чтение.

1)Найдите в тексте и прочитайте описание грибного дождя.

      2)Выделите признаки грибного дождя.

      3) Задание в тетради самостоятельно.

Поиск. Из текста  выпишите названия грибов.

4)Все ли грибы съедобные вы назвали?  СЛАЙД 8,9,10,11

Плотва-Переводится с латинского как - «самая обыкновенная». Плотва – это наиболее распространённая и массовая рыба. Встречается она повсюду: в реках, водохранилищах, озёрах, прудах, карьерах.

В различных регионах России плотву называет по-разному. Сорога, чубак, красноглазка, тарань, плотица, плотка – это далеко не все её «имена». Но научное название этой рыбы – плотва обыкновенная.

-Какие художественные средства использует автор для описания грибного дождя? олицетворение, сравнение 

(сонно сыплется, не звенит, а шепчет, возится в кустах, будто трогает мягкой лапой )

- Почему дождик называют грибным?

 

    

     12.  Выборочное чтение.

1) Как вы понимаете выражение слепой дождь?  Дождь при солнце, не закрытом облаками, называется слепой дождь  . А после дождя бывает радуга. 

2) Почему в народе говорят «Царевна плачет»? Найдите ответ в тексте.

3) Перечислите признаки слепого дождя.

 -Какие художественные средства использует автор для описания слепого дождя? (образное сравнение )

(сверкающие капли- крупные слёзы сказочной царевны  

13.Написать синквейн про свой “ДОЖДЬ”. ( СЛАЙД 13)

 (Повторяем, что в синквейне должно быть - 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение и один синоним.)

Дети выполняют работу на листочках со схемой синквейна-защита синквейнов.

Теперь вы всё знаете о какие бывают дождях.

- Отгадайте о каком дожде идёт речь?( СЛАЙД14, 15,16,17)

14.    ЗАГАДКИ        СЛАЙД 19

    1) Сначала было очень тихо.

         а потом раздался он.

         Мы в испуге разбежались,

         Оказалось – это  ----гром.                                                                                                                                                                

2) Сильный дождь с громом и молнией. ( гроза )

     3)Яркой полосой сверкает,

         Дождь на землю посылает. ( молния )

4)    Налетела черная птица,

     Крылья раскрыла,

     Солнце ясное закрыла.  ( туча )

     5) Ни рук, ни ног, а ворота отворяет. ( ветер )

15.-А теперь расскажите как вести себя во время грозы?

16. ИТОГ

Что нового вы узнали из данного произведения? (про виды дождей)

- Что вам пригодится для дальнейшего наблюдения за природой? ( приметы надвигающегося дождя)

- Почему нам легко представить любой дождь из рассказа Паустовского?

( автор описывает не только внешнюю сторону дождя, но и описывает запахи земли, травы, пыльной дороги и  различные звуки дождя)

- Обратимся снова к иллюстрациям в учебнике.

- Почему любой дождь называют ласково – «дождик»? ( оживляет природу, даёт всему живому влагу, освежает воздух и т.д.)

- Какой дождик вы любите?

- Чему учит нас автор? ( быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её)

-Найдите и прочитайте те строки из текста, которые соответствовали бы данным иллюстрациям.

4) Работа над выразительным чтением. Выбираю отрывок о грибном дожде.

- Выбор темпа, тона, громкости звучания голоса,  выбор слов для логических ударений ( сонно сыплется, шепчет что-то своё, трогает мягкой лапой и т.д.)

- Чему учит нас автор? ( быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её)

7. Домашнее задание предлагается на выбор:

- выучить наизусть абзац о грибном дожде;

- придумать рассказ «Мой любимый дождик».

      Выполнить  творческое задание в печатной тетради  стр. 60-62   

    

Учитель: Без дождя не будет урожая, опустеют колодцы, обмелеют реки и пруды. Дождь нужен всем - и людям, и растениям, и зверям. Пусть дождь не всегда бывает приятен, но без него никуда - этими словами можно охарактеризовать отношение людей к этому явлению с давних пор. В засуху целыми деревнями и городами молились о дожде, призывая тучи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе.: К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди.

 Урок литературного чтения в 3 классе.( Использование ИКТ и технологии мод...

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Урок литературного чтения в 3 классе ( УМК «Начальная школа ХХI века»). «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.Задачи:- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, на данном уроке с научно-познавательным рассказом «Какие бывают дожди»;- про...

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс Школа XXI века

Презетация к литературному произведению К. Чуковского "Муха-цокотуха" ссылка для скачивания презентации здесь...

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...