Урок литературного чтения в 3 классе ( УМК «Начальная школа ХХI века»). «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, на данном уроке с научно-познавательным рассказом «Какие бывают дожди»;
- продолжить обучение работе с различными источниками информации, перерабатывать её в виде плана, таблицы;
- совершенствовать умение анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел;
- способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса:
- способствовать развитию взаимопонимания, сотрудничества в группах;
- продолжить воспитание любви к природе, способность видеть её красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах, сочинениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
( УМК «Начальная школа ХХI века»).
Учитель: Егорова Т.М.
Тип урока: изучение нового.
Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, на данном уроке с научно-познавательным рассказом «Какие бывают дожди»;
- продолжить обучение работе с различными источниками информации, перерабатывать её в виде плана, таблицы;
- совершенствовать умение анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел;
- способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса:
- способствовать развитию взаимопонимания, сотрудничества в группах;
- продолжить воспитание любви к природе, способность видеть её красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах, сочинениях.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть2, авторы: Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова, презентация, карточки с заданиями для групповой работы, индивидуальные карточки-таблички, цветные бумажные капельки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Учебник в открытом виде на произведении «Какие бывают дожди», карточки на столах, бумажные капельки.
2.Актуализация полученных знаний.
1) Что мы знаем об авторе? (говорят дети)
Сообщение ученика.
Паустовский Константин Георгиевич – известный русский писатель ХХ века. Он был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей. Паустовский умел видеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Произведения Паустовского похожи на сказки, их отличает какое-то особое изящество, они написаны простым и ёмким языком.
2) Какие произведения Паустовского вам знакомы? («Стальное колечко», «Кот-ворюга» и другие)
3.Работа с текстом «Какие бывают дожди» до чтения.
1)Работа с иллюстрацией.
- Как вы думаете, о чём будет текст?
- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
2) Работа с заголовком.
-Прочитайте название. Можно ли по нему определить, о чём или о ком будет идти речь?
( Дети высказывают свои предположения)
3) Загадки про дождь (записаны на доске).
-Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
-Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
- Прочитайте только глаголы: бьёт да постукивает, бормочет, поёт, убаюкивает, шумит, идёт.
Неужели все эти слова относятся к дождю?
-Что мы узнали из загадок? (дождь бывает разный)
4. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение произведения.
- Что необычного в этом рассказе? (рассказ о разных дождях)
-Какие бывают дожди? (заполняется таблица на доске и на индивидуальных карточках)
Виды дождя и его признаки.
Спорый дождь | Грибной дождь | Слепой дождь |
Быстрый Скорый Сильный Отвесный Шумный | Сонный Тёплый Ласковый Тихий | Яркий Радостный Светлый Сияющий |
Проблемный вопрос:
- Что могло привлечь писателя в дожде?
(наблюдения за явлениями природы)
2) Выборочное чтение.
- Найдите абзац, где говорится о спором дожде.
-Какие художественные средства использует автор для описания спорого дождя?
( капля- маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон по реке- образные сравнения)
-Найдите описание грибного дождя.
( сонно сыплется, не звенит, а шепчет, возится в кустах, будто трогает мягкой лапой – олицетворение, сравнение )
- Почему дождик называют грибным?
- Найдите и зачитайте строки о слепом дожде, идущим при солнце.
(сверкающие капли- крупные слёзы сказочной царевны – образное сравнение)
3) Наблюдение над языком рассказа.
-Что нового вы узнали из данного произведения? (про виды дождей)
- Что вам пригодится для дальнейшего наблюдения за природой? ( приметы надвигающегося дождя)
- Прочитайте 1й абзац самостоятельно. Назовите приметы, которые запомнили.
Прочитайте ещё раз и расскажите товарищу более подробно ( работа в парах).
- Какие дожди приходилось видеть вам? ( учащиеся делятся жизненным опытом).
- Почему нам легко представить любой дождь из рассказа Паустовского?
( автор описывает не только внешнюю сторону дождя, но и описывает запахи земли, травы, пыльной дороги и различные звуки дождя)
- Обратимся снова к иллюстрациям в учебнике.
-Найдите и прочитайте те строки из текста, которые соответствовали бы данным иллюстрациям.
- Почему любой дождь называют ласково – «дождик»? ( оживляет природу, даёт всему живому влагу, освежает воздух и т.д.)
- Какой дождик вы любите?
Вывод: из данного рассказа мы получили много научной, полезной познавательной информации, поэтому рассказ «Какие бывают дожди» является научно-познавательным.
4) Работа над выразительным чтением. Выбираю отрывок о грибном дожде.
- Выбор темпа, тона, громкости звучания голоса, выбор слов для логических ударений ( сонно сыплется, шепчет что-то своё, трогает мягкой лапой и т.д.)
После беседы 3-4 ученика читают данный отрывок, остальные дети следят по учебнику и участвуют в анализе чтения.
5.Работа после чтения. Работа в группах.
1группа. Работает с толковым словарём С.И. Ожегова.
Задание: найти и прочитать определение слова «дождь».
(Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.)
2группа Работает на общей карточке.
Задание: подобрать однокоренные слова к слову «дождь» и записать на карточке.
(дождик, дождить, дождевик, дождливый, дождинка, дождемер)
3группа. Задание: из данных пословиц и поговорок (напечатаны на листе) выбрать только о дожде и прочитать вслух всему классу.
Пословицы, поговорки о дожде.
Выгляну в окошко, идет длинный Антошка.
Ждали, звали, а показался – так все прочь побежали.
Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило.
С неба пришел, в землю ушел.
Шел долговяз в сыру землю увяз.
Учитель: Без дождя не будет урожая, опустеют колодцы, обмелеют реки и пруды. Дождь нужен всем - и людям, и растениям, и зверям. Пусть дождь не всегда бывает приятен, но без него никуда - этими словами можно охарактеризовать отношение людей к этому явлению с давних пор. В засуху целыми деревнями и городами молились о дожде, призывая тучи.
О дожде очень много как примет, так загадок и пословиц. Многие из них иносказательные, но большинство всё же отмечены печатью практицизма - всё ж хозяйство было важнее и ближе простому человеку.
С.Пшеничных (читает подготовленный ученик)
Дождик, лей
Дождик, лей,
Не жалей!
Травку первую
Полей,
Чтобы выросла она
Высока и зелена.
Дождик, лей,
Не жалей!
Огород и сад
Полей!
Пусть цветы
Цветут вокруг!
пусть растут
Горох и лук!
Дождик, лей, Не жалей!
И меня чуть-чуть
Полей
Вместе с луком
И горошком
Подрасту и я
Немножко.
6. Рефлексия.
- Что нового мы узнали, прочитав рассказ К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди»?
- Чему учит нас автор? ( быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её)
- Кто согласен с выводом, прикрепите разноцветные капельки дождя на доску и скажем ему: «Спасибо!»
7. Домашнее задание предлагается на выбор:
- выучить наизусть абзац о грибном дожде;
- придумать рассказ «Мой любимый дождик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".
Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...
Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена в программе Notebook 10.К...
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Тема урока: С.Михалков « В снегу стояла ёлочка»Предметная область литературное чтение Класс 2-йЗадачи урока....
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...
план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка
план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка...