Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гостюхина Любовь Владимировна

Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) на тему  "Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) 1 «А» КЛАСС

Тема: Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

- создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е.Чарушина, его произведением;

- содействовать совершению навыков чтения, развития устной речи учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- продолжить работу по формированию читатель-ских умений, анализировать художественное произведение;

- устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;

- содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами;

- способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке;

- учить принимать роль в учебном сотрудничест-ве; контролировать процесс и результаты деятельности;

- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь);

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственные мысли, высказы-вать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Межпредметные связи: физкультура, тема «Осанка».

Ресурсы урока: Азбука 2 часть (В.Г.Горецкий и др.), портрет Е.И. Чарушина, презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

 Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро. (Слайд №    )

    - Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

     Чистоговорки  (Слайд №       )

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры -  у мальчиков шары.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Приветствуют учителя, друг друга.

Эмоционально настраиваются на урок.

Читают чистоговорки разным темпом хором.

Актуализация необходимых знаний

1. Отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ...
(Алфавит)

- Сколько букв в русском алфавите?

- А сколько гласных букв?

- А сколько согласных букв?

- Какие буквы не обозначают звуков?

2. Игра «Найди лишнюю букву» (в парах)

-У вас на партах лежат карточки, вам необходимо найти лишнюю букву в каждой строчке и объяснить ваш выбор. Работаем в парах.

1. а, в, и, е

2. э, я, у, ы    1ряд

3. х, ш, м, ц

4. р, н, з, щ     2 ряд

5. ё, д, ь, х

6. ф, п, ю, ч     3 ряд

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах.

Аргументируют свой выбор.

Организация познавательной деятельности

І.  Постановка темы и учебной задачи урока

-        А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь.        

    Стихи читают заранее подготовленные ученики:

1ученик:              Я теперь уже читаю,

                                     Цифры знаю, буквы знаю.

2 ученик         (показывает на  букву «Р»): Эту тоже?

1 ученик:               Ну а как же?!

                                      Скажет каждый во дворе:

                                      Перед вами буква «рэ».

       БУКВА Р:          Я -  не «рэ», не «рэ», не «рэ»,      
          Хоть пишусь я во, «дворе»,

                                     Ты найдешь меня в «горах»,

                                     «Тундре», «речке», «берегах»,

                                     Рокочу я громким громом

                                    И реву звериным ревом

                                    Вот тигриным, например.

                                    Мое имя - буква «эр»!

1        ученик:               Извините, я не знал.

2        ученик:               Но он правильно читал!

 

-Какую ошибку сделал мальчик?

- Как вы думаете,  какая буква будет главная  сегодня на уроке? (Буква «р».),   - Мы повторим с вами всё о букве «р».

- Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие, непарные)

Физминутка

  • Встаньте,  у кого в имени есть буква «Р».
  • Встаньте,  у кого в фамилии есть буква «Р».

Давайте потренируемся произносить звук «р»

Скороговорка: (Слайд №       )

Проворонила ворона воронёнка.  

Отработаем темп и громкость чтения. Произнести сначала: медленно, с ускорением, быстро. Тихо, громко, шепотом.        

-О ком говорится в скороговорке?

-Что сделала ворона? (проворонила воронёнка)

- Что значит проворонила? (проглядела, упустила, прокараулила)

-Что вы знаете о вороне?

-А я знаю историю, как ворона научила  мальчика произносить звук «р».

 - Сегодня на уроке  мы  познакомимся с рассказом  « Как мальчик Женя учился говорить букву эр». (Слайд №       )

- Назовите фамилию писателя, с  которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (Слайд №       )

В соответствии с темой сформулируйте цели урока.

Используйте для этого запись.

1. Познакомиться с творчеством…

2. Учиться правильно, выразительно…

3. Отвечать на…

II. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (Слайд №       )

   Евгений Иванович  Чарушин родился 29 октября  1901 года г. Вятке (нынче Киров). (Слайд №       ) Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина  -  садовод.   Она любила все живое и эту любовь передала сыну.

   Евгений Чарушин рисовать начал очень  рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и  птиц.

    С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому  Чарушину определиться в дальнейшей жизни. (Слайд №       ) Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. (Слайд №       ) Позже  Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. (Слайд №       ) Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака.  За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.

    Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.

2. Первичное чтение  текста.

Читаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

3. Первичное восприятие рассказа.

– О ком этот рассказ?

– Что он не умел делать?

-  Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить    правильно некоторые звуки?

         - А как менялось настроение мальчика?

 - Кто помог ему произносить звук «р»?

         - Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»?  ( Упорность, настойчивость, целеустремленность,  терпеливость).

Физминутка (если услышите в слове звуки Р Р*, а если нет, то руки вверх: дверь, дневник, рюкзак, ворона, учитель, парта, апельсин, ветер.)

4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (Слайд №       )

- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем  трудные слова.

                  не-пра-виль-но                      вы-го-ва-ри-вать

                  не-вы-со-кий                         по-лу-ча-ет-ся

                  при-ле-те-ла                          рас-ка-ты-ва-ет-ся

                  по-лу-чи-лось                       об-ра-до-вал-ся

                  по-смот-ре-ла                        то-ро-пит-ся

                  на-кло-ни-ла                          ра-ду-ет-ся

                  при-щёлк-ну-ла                    вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

 

5.Повторное чтение учащимися и анализ текста.

– Какие слова предлагали  сказать ребята Жени ? (Найдите в тексте)

-А трудно ли  Жени было научиться произносить звук  «Р»? (Найдите это в тексте)

-А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»?   Найдите в тексте эти слова.

 -Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида»,           «Упорный Женя»)

-Чему учит нас рассказ?

  • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

- В жизни придётся вам  и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Теряйте на дороге мешки и утюги.

 Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

Теряйте и роняйте, не велика беда.

Но только не теряйте надежды никогда.

6. Работа в парах (слайд 12)

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному   рассказу. Давайте их прочитаем : 1 ряд читает, 2 ряд читает, 3 ряд читает.        

Терпение и труд все перетрут.    

                                       Кто не работает, тот не ест.

                Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.

Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.

Слушают рассказ учителя о писателе.

Первичное восприятие текста учениками.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы.

Осуществляют профилактику переутомления.

Читают трудные слова.

Читают рассказ «цепочкой».

Отвечают на вопросы, используя выборочное чтение.

Придумывают свой заголовок к тексту.

Работают в парах

Рефлексия

(Слайд №       )

Подводят итог урока.

Оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

Тема урока: "Буквы Т,т. Звуки т,ть"Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс. На уроке использовалась технология деятельностного метода, с использованиес "Сингапурских структур" Урок был...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся со звуком [э] и буквами Э(э).Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [э], заглавной печатной и с...