Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе
статья (чтение) по теме

Ткаченко Альбина Альбертовна

 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задачи помогают реализовать компетентностный подход в обучении. В «Стратегии модернизации содержания общего образования» подчеркивается, что ключевые компетенции должны закладываться уже в период начального этапа образования. Реализация поставленной цели требует решения комплекса задач: 1)изучить специальную литературу по проблеме формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе; 2)проанализировать программы, учебники, типы заданий по формированию компетенции; 3)уточнить требования, предъявляемые к информационно-коммуникативной компетенции учащихся; 4)описать методы и приемы в работе по формированию информационно-коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационно-коммуникативной компетенции

 на уроках литературного чтения в начальной школе

Ткаченко Альбина Альбертовна,

учитель первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №126» г.Казани

        Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задачи помогают реализовать компетентностный подход в обучении. В «Стратегии модернизации содержания общего образования» подчеркивается, что ключевые компетенции должны закладываться уже в период начального этапа образования.

        Реализация поставленной цели требует решения комплекса задач: 1)изучить специальную литературу по проблеме формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе; 2)проанализировать программы, учебники, типы заданий по формированию компетенции; 3)уточнить требования, предъявляемые к информационно-коммуникативной компетенции учащихся; 4)описать методы и приемы в работе по формированию информационно-коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.

        Эффективность процесса формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников существенно повышается при построении учебного процесса на основе компетентностного подхода, тема которого стала активно обсуждаться в отечественной педагогике после выхода «Концепции модернизации российского образования».

        Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности. В число ключевых компетентностей входит информационно-коммуникативная компетенция, которая включает в себя целый ряд умений: 1)умение работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; 2)владение правильным и осознанным чтением вслух и про себя; 3)умение определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении; 4)умение строить монологическое высказывание; 5)участие в диалоге; 6)умение обосновывать высказанное суждение; 7)владение первоначальными навыками передачи, поиска, преобразования и хранения информации: использование компьютера, проверка необходимой информации в словарях, каталоге, библиотеке. Если дети не владеют умениями слушать, писать, рассказывать, сочинять, то вследствие этого многие неуспешны в овладении гуманитарными дисциплинами, которые изучаются в основной школе.

        Одной из главных задач становится овладение умением воспринимать речь устную и письменную: осознавать, выделять главную мысль, вычленять основные факты, определять смысловые части, анализировать текст. Пиком развития речевой деятельности является способность к творческой деятельности: умение импровизировать, сочинять, анализировать творческие работы.

        При построении учебного процесса необходимо соблюдать некоторые условия, которые способствуют развитию речи младшего школьника. Во-первых, необходимо реализовывать потребность общения. Детям нужно постоянно давать образцы правильной речи и создавать речевую среду. Во-вторых, нужно доводить развитие информационно-коммуникативной компетенции до определенного минимума, ниже которого не может оставаться ни один из учащихся. Это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

        Приступая к формированию информационно-коммуникативной компетенции, особое внимание следует обратить на Обязательный минимум содержания начального образования. Это новое содержание образования призвано предотвратить межпредметную разобщенность и способствовать разгрузке содержания образования.

        В процессе использования проблемной технологии обучения формируются такие компетентности как умение строить монологическое высказывание, диалогическую речь. В условиях реализации проблемного обучения активно оснащается учебный процесс различными печатными источниками информации, что позволяет отрабатывать такие компетенции, как владение правильным и осознанным чтением вслух и про себя, умение определять тему и главную мысль текста, умением поиска запрашиваемой информации в словарях. Формируется умение вычленять разные сюжетные линии в тексте; выявлять разные жизненные позиции и ценностные установки литературных героев; обнаруживать сюжетно-композиционные повторы, определять точки наибольшего напряжения-кульминации; различать разные «роли» героев текста.

        Показателем эффективности работы над данной проблемой является формирование стремления к познанию, рост читательской активности.

На уроках литературного чтения учащиеся незаметно для себя впитывают важны в нравственном отношении качества - трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему, что их окружает. Многообразная работа отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

Формирование ценностного мира ребёнка через уроки литературного чтения в начальной школе.

Одна из форм  работы с текстом на уроке литературного чтения в начальной школе - акцентное вычитывание. Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, ...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы  на уроке, способствующими формированию универсальных учебных  действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...