Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения"
статья по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommun.kompetentsii.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Соловьева Марина Анатольевна
учитель начальных классов
первой категории
"Слово - одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя" - писал общественный деятель и юрист А.Ф.Кони.
ФГОС второго поколения требуют от выпускника начальной школы наличие таких характеристик, как доброжелательность, умение слушать и слышать, высказывать свою позицию, формулировать мысли, т.е. сформированность коммуникативной компетентности.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Основную цель, которую я ставлю перед собой – достижение высокого уровня сформированности у школьников коммуникативной компетенции.
Для достижения этой цели определила следующие задачи:
- Формировать умение выстраивать диалог, работать в паре и группе, высказывать четко и ясно свою точку зрения, работать с текстом.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к слову, языку, художественным произведениям.
- Разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативной компетенции школьников.
К поступлению в первый класс ребёнок уже обладает рядом коммуникативных и речевых компетенций. Коммуникативная компетентность не возникает сама по себе, она формируется. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения.
Основным источником ее формирования является знание языка общения, опыт народной культуры, опыт восприятия искусства.В начальной школе эти приобретения осуществляются в основном на уроках русского языка и литературного чтения.
Коммуникативный блок входит в состав основных видов универсальных учебных действий: коммуникативная способность, знание и умения.
Коммуникативная способность – это природная одаренность человека в общении.
Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы его виды.
Коммуникативные умения – это особый важный вид умений, который позволяет взаимодействовать с другими людьми.
Что же такое коммуникативная компетенция? Это умение применять свои коммуникативные знания и умения, знание культурных норм и ограничений в общении, обычаев, традиций, присущих национальному менталитету.
Поэтому общение на уроке – это формирование коммуникативной активности учащихся. Это способствует умению понимать другого, ставить различные коммуникативные задачи, обогащать словарный запас.
Развитие речевой компетенции учащихся предполагает постановку учителем цели обучения с помощью:
- Обучения содержанию предмета;
- Развития прикладных исследовательских умений;
- Развития социально-коммуникативных умений;
- Личностно-ориентированного аспекта учебной деятельности.
«Много на Земле живых существ. Из них только человек обладает даром слова» - писал русский писатель Л.Успенский. Конечно, к средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Задача учителя на уроках литературного чтения – развивать этот «дар», сделать так, чтобы мысли не выскакивали растрёпанными, научить наслаждаться красотой устного и письменного слова.
Без создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке не обойтись. Ведь только в такой атмосфере ребенок «раскрывается». Музыкальные паузы, ситуация успеха, оформление кабинета, внимание к каждому ученику – все эти приемы помогут создать «фон» в достижении нашей цели.
Для создания благоприятного климата так же можно использовать следующие приемы:
- "Рассказ от первого лица". Например, рассказать от лица Герды историю спасения Кая.
- "Изменение сказочной развязки". Придумать другое окончание рассказа или сказки.
- "Комплимент". Сказать комплимент литературному герою.
Большое внимание на уроках чтения уделяю диалогу, ведь именно диалог способствует умению поддерживать беседу, быть внимательным, собранным. Эта работа ведется по нескольким направлениям:
1. Работа над развитием речевого аппарата. Например, упражнение «Ароматный цветок» можно выполнять в паре. Дети должны представить, что нюхают ароматный цветок. Затем сделать глубокий вдох, но губы должны быть сжаты. После чего учащиеся произносят: «Какой ароматный цветок!».
2. Обогащение словарного запаса. Для этого выполняем упражнение «Дополни слова». Учащимся предлагаются несколько существительных: труд, день, май, машина, ключ. В парах при помощи диалога школьники должны как можно больше подобрать прилагательных, подходящих по смыслу к данным существительным.
3. Работа над связной речью. Можно использовать инсценирование заданного отрывка произведения; составить свой диалог между сказочными героями, чтение по ролям.
Диалог может строиться следующим образом: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс.
Одно из главных правил диалога - создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
Конечно, на уроках чтения для формирования коммуникативной компетенции необходима работа с текстом. Школьники учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта. Для развития коммуникативной компетенции использую несколько интересных приемов с заглавием текста:
- Соотнести заглавие теста с содержанием;
- Подобрать новое заглавие;
- Озаглавить неозаглавленный текст.
В своей работе использую следующие интересные приемы в работе с текстом, которые направлены на развитие коммуникативной компетенции:
- Прочитать отрывок голосом сказочного персонажа;
- Прием «Уголки». Класс делится на две группы. Первая группа должна назвать и доказать все положительные качества героя. Вторая же группа – отрицательные.
- «Ключевые слова». Учащимся предлагается найти главные слова в заданной части текста.
Как уже известно, русский язык красив и многофункционален, но, несмотря на это, он считается одни из сложнейших языков мира. У школьников часто возникает проблема - как донести свою мысль, оформить ее так, чтобы она была понятна другим? Поэтому для развития связной речи использую такие приемы:
- Определить основной тезис рассказа;
- Выделить вступительную часть;
- Сформулировать вывод;
- По иллюстрации рассказать о содержании фрагмента рассказа;
- Игра "Редактор". Ребятам предлагается упростить тест так, чтобы его основное содержание осталось прежним, смысл не потерялся.
- Составить предложение о прочитанном, используя слова "так как...", "следовательно...", "поскольку...".
- Игра "Лови ошибку". Учитель зачитывает несколько фактов из произведения. Если они достоверны, учащиеся ставят знак плюс. Если неверные - знак минус.
При делении текста на части, я использую прием "человечка". В каждом тексте есть вступление, основная часть и заключение. Представьте себе, что текст - это человек. Его голова - это вступление, туловище - основная часть, а ноги - это заключение. Такой прием помогает ребятам с легкостью определить части текста и озаглавить их.
В работе с текстом так же я использую интересные приемы:
- Восстановить деформированный текст, части текста;
- Распределить заголовки текста в соответствии с планом;
- Придумать к каждой части заглавие.
Одним из немаловажных моментов считаю развитие устной речи учащихся.
Для развития устной речи можно использовать следующие приемы.
- Найти речевые ошибки в тексте:
Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что уней сегодня день рождения. Я подготовился заранее. Еще вечером я долго ложил свои подарки в ейныйпортфель: откроет - удивиться!
Как только ребята услышат ошибку, должны хлопнуть.
В своей работе применяю творческие игры, которые способствуют формированию коммуникативной компетенции:
- "Авторская сказка". Можно предложить начало сказки «Жил-был пингвин в Антарктиде».
- "Угадай, кто я?». Ученик описывает сказочного героя, не называя его имени, а другие ребята должны определить, о ком идет речь;
- "Цепочка". Слова раскладываются друг за другом в соответствии с количеством слогов: один, два.три и т.д. Можно использовать другой принцип);
- "Сломанный телефон". Всем известная игра, в которой можно использовать имена сказочных героев, названия различных произведений;
- "Ромашка читателя". Эта ромашка состоит из шести лепестков. На каждом лепестке написаны вопросы, относящиеся к тексту: "что?", "кто?", "где?", "когда?", "как?", "зачем?". Учащимся нужно задать вопрос по тексту, используя данные слова. И ответить на вопрос.
- «Угадай произведение по словам». Учащимся предлагается несколько слов из произведения, но буквы в словах перепутаны местами. Задача школьников – составить слова и определить, из какого они произведения(жино, чйниак, илвки, смваар, блюдац – «Федорино горе»).
- Игра «Подбери синонимы». Учащимся предлагается подобрать как можно больше синонимов к заданному слову. Например, волк злой, (свирепый, сердитый и т.д.).
- Игра «Подбери антонимы».Аналогичная предыдущей, только ребятам нужно подобрать антонимы к заданным словам. Например, мороженое холодное, а чай….(горячий).
Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования грамотной, социально активной личности. Поэтому одной из глобальных задач на уроках чтения является развитие коммуникативной компетенции школьников. Развитию данной компетенции способствует создание эмоционально-благоприятной ситуации на уроке, использование игровых и творческих приемов, работа с текстом, организация диалогов.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Как писал французский писатель Экзюпери: " Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения".
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе - М.: "Просвещение" - 2008.
2. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. - М.: "ВЛАДОС-ПРЕСС", 2002 - 224 с.
3. Каландарова Н.Н. Уроки творчества - М.: "ВАКО" - 2009.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл\. 1997.
5. Никитина М.И. Чтение и развитие речи - С-П: "КАРО" - 2008.
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...
формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения
Для подготовки выступления...
Развитие читательских компетенций на уроках литературного чтения
Статья о приёмах совершенствования читательских умений...
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...
Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"
Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения
Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...
Мастер - класс "Развитие коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Что такое критическое мышление? По мнению авторов РКМЧП: «Думать критически означает прояв...