А.В.Жигулин " О,Родина".
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
2015-2016 учебный год
Подготовила учитель ОШ№5 г.Харцызска Сухоконь Надежда Ивановна
Тема урока: А.В. Жигулин «О,Родина»
Цели урока:
1.Формировать умения проникать в смысл прочитанного.
2. Обобщать и выделять главное.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью песен «Малиновый звон», презентация «мой Харцызск»
Ход урока
I.Организационный момент.
Дети садятся по группам
II.Сообщение темы и цели урока.
*какую тему мы начали изучать (тихая моя родина)
*сегодня наш урок это путешествие по страницам журнала, который так и называется «тихая моя Родина»
*как вы думаете, ребята, что мы называем словом Родина
III.Проверка домашнего задания.
Открываем первую страницу нашего журнала «Истоки»
Первой группе ребят было задание узнать, откуда произошло слово Родина и найти слова близкие по значению этому слову.
-Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас- потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень(Родня).Он был посвящен богу Роду.
Родить-значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса….), родит почва, родит земля.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Родина- это отечество. Страна, и место рождения человека.
Народ- нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем –род-:
Народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.
Следующая страница нашего журнала «Народная мудрость о Родине»
Второй группе было дано задание, подобрать пословицы о Родине.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Жить - родине служить
- Человек без родины, что соловей без песни.
Работа в группах по раскрытию смысла этих пословиц.
(Для пояснения третьей пословицы можно использовать текст «Далеко от Родины»)
Далеко от родины
Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поет там, где она гнездо вьет. Птица поет на родине.
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом по учебнику Литературное чтение.
Следующая страничка нашего журнала «Лирическая».
-Давайте посмотрим, как известные поэты воспевают родину в своих стихах.
Стихотворение А.В.Жигулина
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески –
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной – утешенье.
И исцеление мое.
Анализ стихотворения
-Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.(чтение стихотворения вслух)
-Прочитайте первую строфу
-К кому обращается автор? (к Родине)
-Как вы об этом догадались?
-Что любит автор?Найдите в первой строфе.(пролески, перелески)
-Что такое пролески, перелески?
-Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
-Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором?
(взглядом)
-Что автор подразумевает под словом «трепетный»? (волнующий)
-Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно)
-Сделаем вывод. О чем говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
-Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать, о чем говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)
-Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
-О какой белоствольной роще идет речь? (березовой)
-О чем говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья, как будто переговариваются, шепчут друг другу)
-Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идет речь? (о тумане)
-Что еще волнует автора? (Ржавый крест над колокольней)
-Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
-Прочитайте четвертую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
-Перечислите еще раз своими словами, что особенно дорого автору.
-Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивье)
-Жнивье- это…….
-Как вы понимаете две строчки этой строфы?
-А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
-Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?
-Прочитайте первое и последнее предложение этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
V. Работа потеме урока.
-Ребята какой уголок нашей республики считаете своей малой Родиной?
О нашей Родине написано немало стихов.
(Дети читают стихи, включается запись стихотворений)
Следующая страница «Историческая» или ( «Краеведческая»)
Третьей группе было задание – Подобрать легенды, мифы о нашнм городе, узнать откуда произошло название нашего города.
Презентация «Мой Харцызск»
Физкультурная пауза.
Сегодня мы узнали, что о нашем городе сложены стихи, легенды. Как вы думаете. Есть ли песни о нашем городе Харцызске? Представьте, что вас попросили написать слова песни. О чем бы вы хотели рассказать?
-Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего города? Почему?
-Чем вы дорожите в своем городе, что считаете ценным?
-Чем вы можете помочь своему родному городу, что бы оно стало еще краше?
VI. Итог урока.
О чем мы говорили сегодня на уроке?
Для каждого человека Родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?
Домашнее задание.
Письменно продолжить предложение: «Родина для меня это……»
Закончить наш урок мне хотелось стихотворением Е.Васильева
«Что мы родиной зовем»
Что мы Родиной зовем? За праздничны столом
Что мы Родиной зовем? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем, Край, край где мы с тобой живем,
И березки у дороги, И рубиновые звезды-
По которой мы идем, Звезды мира над Кремлем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый хлеб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!»
Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!» с использованием ИКТ. УМК "Школа России"...
План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...
АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖИГУЛИН. «О, РОДИНА! В НЕЯРКОМ БЛЕСКЕ…»
Цель : создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина; способствовать развитию умений сравнивать стихотворения разных поэтов; осуществлять поиск главной м...
Конспект урока по литературному чтению Жигулин "О Родина"
Урок составлен к УМК "Школа России" 4 класс...
УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...
Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...