Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!»
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Тихонова Наталья Викторовна

Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!» с использованием ИКТ. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.v._zhigulin_o_rodina.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема урока:

 А.В. Жигулин «О, Родина!»

Цели урока:

1. Формировать умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и  любовь к родному краю.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью песен «Малиновый звон» и «Узуновский вальс»,  презентация «Мое Узуново».

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети входят под музыку «Малиновый звон», рассаживаются по группам

II. Сообщение темы и цели урока.

- Какую тему мы начали изучать? (Тихая моя Родина)

- Сегодня наш урок это путешествие по страницам журнала, который так и называется «Тихая моя Родина».

- Как вы думаете, ребята, что мы называем словом Родина?

III. Проверка домашнего задания

Открываем первую страницу нашего журнала «Истоки».

Первой группе ребят было задание узнать, откуда произошло слово Родина и найти слова, близкие по значению этому слову.

- Слово родина произошло от древнего слова  poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.

Родители отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич — родственник, член рода.

Родня родственники.

Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.    

Родина   это и отечество,  страна,  и место рождения человека.

Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

Следующая станица нашего журнала «Народная мудрость о Родине»

Второй группе было дано задание подобрать пословицы о Родине.

  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Жить – родине служить.
  • Человек без родины что соловей без песни.

Работа в группах по раскрытию смысла этих пословиц.

(Для пояснения третьей пословицы можно использовать текст « Далеко от Родины»)

Далеко от родины

Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.(58)

(По Н. Надеждиной)

IV. Изучение нового материала.

Работа с текстом по учебнику Литературное чтение.

Следующая страничка нашего журнала «Лирическая». 

- Давайте посмотрим, как известные поэты воспевают родину в своих стихах.

Стихотворение А.В. Жигулина

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески –

Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

В тебе одной - и утешенье,

И исцеление моё.

Анализ стихотворения

- Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

(чтение стихотворения вслух)

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор? (к Родине)

- Как вы об этом догадались?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески)

- Что такое пролески, перелески?

- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

(в ней говорится о том, что  любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)

- Жнивьё – это …….

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)

V. Работа по теме урока.

- Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?

О нашей Родине написано немало стихов.

Включается запись стихотворений.

Следующая станица «Историческая» (или «Краеведческая»)

Третьей группе было  задание – Подобрать легенды, мифы о нашем селе, узнать, откуда произошло название села.

Презентация «Мое Узуново».

Физкультурная пауза.

Сегодня мы узнали, что о нашем селе сложены стихи, легенды. Как вы думаете, есть ли песни о селе Узуново? Представьте, что вас попросили написать слова песни. О чём бы вы хотели рассказать?

Давайте послушаем Узуновский  вальс.

- Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего села? Почему?

- Чем вы дорожите в своём селе, что считаете ценным?

- Чем вы можете помочь своему родному селу, чтобы оно стало ещё краше?

VI. Итог урока.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Для каждого человека родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?

Домашнее задание.

Письменно продолжить предложение: «Родина для меня это ….»

Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением  Е. Синицына.

Берегите    Россию –

Нет  России  другой.

Берегите  её  тишину  и  покой,

Это  небо  и  солнце,

Этот  хлеб  на  столе

И  родное  оконце

В  позабытом  селе…

Берегите   Россию  -

Без  неё  нам  не  жить.

Берегите  её,

Чтобы  вечно  ей  быть.

Нашей  правдой  и  силой,

Всею  нашей  судьбой

Берегите  Россию  -

Нет  России  другой.

Дополнительный материал для урока.

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

                                               (Васильев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"

                           Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине.  Никола...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока по литературному чтению по теме «С.Д. Дрожжин «Родине»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Презентация по литературному чтению на тему:"М.Пришвин "Моя Родина"(из воспоминаний),3 класс, "Школа России"

Цель:1)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя М. М. Пришвина- детством, юностью, первыми рассказами. Прививать любовь к природе и животным.2)Чтение текста М.Пришвина "Моя Родина&quo...