Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!»
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!» с использованием ИКТ. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.v._zhigulin_o_rodina.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема урока:
А.В. Жигулин «О, Родина!»
Цели урока:
1. Формировать умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью песен «Малиновый звон» и «Узуновский вальс», презентация «Мое Узуново».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дети входят под музыку «Малиновый звон», рассаживаются по группам
II. Сообщение темы и цели урока.
- Какую тему мы начали изучать? (Тихая моя Родина)
- Сегодня наш урок это путешествие по страницам журнала, который так и называется «Тихая моя Родина».
- Как вы думаете, ребята, что мы называем словом Родина?
III. Проверка домашнего задания
Открываем первую страницу нашего журнала «Истоки».
Первой группе ребят было задание узнать, откуда произошло слово Родина и найти слова, близкие по значению этому слову.
- Слово родина произошло от древнего слова poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.
Родители — отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич — родственник, член рода.
Родня — родственники.
Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Родина — это и отечество, страна, и место рождения человека.
Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.
Следующая станица нашего журнала «Народная мудрость о Родине»
Второй группе было дано задание подобрать пословицы о Родине.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Жить – родине служить.
- Человек без родины что соловей без песни.
Работа в группах по раскрытию смысла этих пословиц.
(Для пояснения третьей пословицы можно использовать текст « Далеко от Родины»)
Далеко от родины
Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.(58)
(По Н. Надеждиной)
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом по учебнику Литературное чтение.
Следующая страничка нашего журнала «Лирическая».
- Давайте посмотрим, как известные поэты воспевают родину в своих стихах.
Стихотворение А.В. Жигулина
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески –
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной - и утешенье,
И исцеление моё.
Анализ стихотворения
- Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
(чтение стихотворения вслух)
- Прочитайте первую строфу
- К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески)
- Что такое пролески, перелески?
- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?
(в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)
- Жнивьё – это …….
- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?
- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
V. Работа по теме урока.
- Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?
О нашей Родине написано немало стихов.
Включается запись стихотворений.
Следующая станица «Историческая» (или «Краеведческая»)
Третьей группе было задание – Подобрать легенды, мифы о нашем селе, узнать, откуда произошло название села.
Презентация «Мое Узуново».
Физкультурная пауза.
Сегодня мы узнали, что о нашем селе сложены стихи, легенды. Как вы думаете, есть ли песни о селе Узуново? Представьте, что вас попросили написать слова песни. О чём бы вы хотели рассказать?
Давайте послушаем Узуновский вальс.
- Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего села? Почему?
- Чем вы дорожите в своём селе, что считаете ценным?
- Чем вы можете помочь своему родному селу, чтобы оно стало ещё краше?
VI. Итог урока.
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Для каждого человека родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?
Домашнее задание.
Письменно продолжить предложение: «Родина для меня это ….»
Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Е. Синицына.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию -
Нет России другой.
Дополнительный материал для урока.
Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
(Васильев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения "Поэтический и живописный образы "малой родины", з класс (система Л.В.Занкова)
ОченьООООООООоОООоОООООООООККККкООо...
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"
Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине. Никола...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
Конспект урока по литературному чтению по теме «С.Д. Дрожжин «Родине»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30 Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...
Презентация по литературному чтению на тему:"М.Пришвин "Моя Родина"(из воспоминаний),3 класс, "Школа России"
Цель:1)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя М. М. Пришвина- детством, юностью, первыми рассказами. Прививать любовь к природе и животным.2)Чтение текста М.Пришвина "Моя Родина&quo...