Разработка урока А.И.Куприн «ЗАВИРАЙКА»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном – домашних).
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных., А. И. Куприн был великим «зверолюбом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока А.И.Куприн «ЗАВИРАЙКА» | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : А.И.Куприн «ЗАВИРАЙКА»
Цели:
- Научить определять главную тему и идею литературного произведения.
- Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.
- Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братьям нашим меньшим».
Задачи:
- Познакомить с содержанием рассказа «Завирайка».
- Проанализировать прочитанный материал.
- На примере данного произведения обсудить нравственные проблемы:
- об отношении человека к окружающему миру (быть наблюдательным, изучать природу и ее особенности);
- о любви к животным;
- каким должен быть «хозяин вселено
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравиться учиться!Я- хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
Речевая разминка.
Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его
II. Актуализация знаний.
Какие главные качества души, по – вашему, необходимы вашим друзьям и близким, чтобы мир был гармоничен и прекрасен?
-добрыми, заботливыми, чуткими, самоотверженными, отзывчивыми, внимательными , милосердными (слова написаны на доске)
А можно ли эти слова отнести к братьям нашим меньшим? Назовите автора и его героев. Чему они вас научили?
А.Чехов «Белолобый», М.Пришвин «Лимон», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», К.Паустовский «Кот Ворюга».
III . Постановка темы и целей урока
( Звучит мелодия «В мире животных») . Почему именно эта мелодия прозвучала? (Ответы детей) Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Братья наши меньшие»
На дом было задано прочитать рассказ А.И.Куприна «Завирайка»
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о Куприне
Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном – домашних).
Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных., А. И. Куприн был великим «зверолюбом».
Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. «Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами».
- Работа над содержанием текста.
А) Состояние природы. Авторское отношение.
- В какое время года происходит событие?
Весной (стр.104)
- Какие признаки есть в тексте, указывающие на то, что весна ранняя?
(Снег сковал движения. Всем было тяжело идти. )
Вывод: и люди, и собаки попали в необычные условия.
- Является ли природа, героем данного произведения? Как она себя проявляет?
Зима переламывалась. Издалека стало попахивать весной.
Природа создает условия, при которых приходится охотиться.
(стр.63 – возвращение с охоты).
Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком.
Б) Портрет Завирайки.
- А кто является главным героем рассказа?
( Завирайка)
- Почему не люди, а Завирайка «спас Патрашку»?
- Попробуем собрать словесный портрет Завирайки. (стр. 62)
- А как вы думаете, почему собака представляла людей «огненными»? (Когда охотники стреляли из ружья, и от туда вырывался язычок пламени. Ну а как мы знаем любое животное боится огня, это её инстинкт. И из-за этого они побаиваются людей.
- Почему Завирайка обнаружил пропажу собаки и организовал спасение?
(Уговорил)
ВЫВОД: Хозяева понимали язык животного, поверили ему.
- Почему пошли за ним?
(Собака была серьезная.)
- Как пес благодарил?
(С.107)
Тест ( 9-10- «5»; 7-8- «4»; 4-6- «3» )
1. Это произведение
а) рассказ
б) стихотворение
в) сказка
-За правильный ответ 1 балл
2. Автор этого произведения
а) К. Паустовский
б) Б. Житков
в) А. Куприн
-За правильный ответ 1 балл
3. Имя главного героя
а) Завирайка
б) Патрашка
в) Чубарик
-За правильный ответ 1 балл
4. Когда герои пошли на охоту?
а) в конце осени
б) в конце зимы
в) в конце весны
-За правильный ответ 1 балл
5. Мы с Арапом на кого охотились?
а) собака
б) заяц
в) лиса
-За правильный ответ 2 балла
6. Почему охотничья собака звала людей в лес?
а) взбесилась
б) почуяла волка
в) спасти друга
-За правильный ответ 2 балла
7. Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома?
а) попала в капкан
б) снег был талым и липким
в) заблудился
-За правильный ответ 2 балла
Проверка.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного.
- Рассказ учащимися понравившегося эпизода.
- Определенные главной мысли рассказа.
-Чему учит нас рассказ? (Чтобы кого-то спасти, необязательно быть царем Вселенной, быть большим и ссыльным человеком, но можем организовать спасение, если не сами, то с чей-то помощью.) Не проходите мимо беды, не ссылайся на то, что ты маленький.
Но кроме Завирайки было много собак, но почему только он заметил (был охотничьей собакой), а др. охотились сами по себе.
VII. Знакомство с картиной, автор Мурильо «Мальчик с собакой».
Куприна называли художником слова, а мы познакомимся еще с одним художником: Б. Мурильо.
а) О художнике.
б) Рассматривание картины.
1. Что вы видите на картине?
2. Какие краски использовал автор? (спокойные, мягкие, теплые)
3. Куда направлен взгляд мальчика?
4. С какими чувствами смотрят друг на друга мальчик и собака?
5. Объясни жест его правой руки.
6. Расскажи о собаке, которая стоит возле мальчика.
7 . Может ли мальчик быть равнодушным и злым к окружающему миру?. Может ли пройти мимо чьей-то беды, продать друга?
8 . Почему вы так думаете?
VIII Итог урока:
а) Сегодняшний наш урок, чем может помочь в жизни? Что узнали о взаимоотношениях между животными и людьми? (не быть равнодушными)
IX. Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
- Как можете оценить свою работу на уроке?
X. Домашнее задание
Придумать рассказ: Как завязалась дружба между мальчиком и собакой?
Исполнение песни « Не дразните собак»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Конспект открытого урока к семинару По УМК «Планета знаний» По литературному чтению Куприн «Завирайка»
Цели: Научить определять главную тему и идею литературного произведения.Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братья...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»
1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...
Александр Иванович Куприн ЗАВИРАЙКА
Александр Иванович Куприн (1871 – 1938 гг.)ЗАВИРАЙКАЦели: Научить определять главную тему и идею литературного произведения.Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня....