Конспект открытого урока к семинару По УМК «Планета знаний» По литературному чтению Куприн «Завирайка»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Цели:
- Научить определять главную тему и идею литературного произведения.
- Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.
- Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братьям нашим меньшим».
Задачи:
- Познакомить с содержанием рассказа «Завирайка».
- Проанализировать прочитанный материал.
- На примере данного произведения обсудить нравственные проблемы:
- об отношении человека к окружающему миру (быть наблюдательным, изучать природу и ее особенности);
- о любви к животным;
- каким должен быть «хозяин вселенной».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока к семинару
По УМК «Планета знаний»
По литературному чтению
Куприн «Завирайка»
Выполнила учитель начальных классов
Лепёхина Наталья Ивановна
Н. Новгород
2010 г.
Александр Иванович Куприн (1871 – 1938 гг.)
ЗАВИРАЙКА
Цели:
- Научить определять главную тему и идею литературного произведения.
- Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.
- Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братьям нашим меньшим».
Задачи:
- Познакомить с содержанием рассказа «Завирайка».
- Проанализировать прочитанный материал.
- На примере данного произведения обсудить нравственные проблемы:
- об отношении человека к окружающему миру (быть наблюдательным, изучать природу и ее особенности);
- о любви к животным;
- каким должен быть «хозяин вселенной».
Структура урока:
- Подготовка к введению нового материала
А) Речевая разминка
Б) Углубление, расширение темы.
В) Внимание проект.
- Знакомство с новым материалом.
А) Рассказ о Куприне.
Б) Подготовка к чтению с заданием
В) чтение с учителем и хорошо читающими учениками.
III. Работа над содержание текста.
А) Состояние природы.
Б) Портрет Завирайки.
- Определение главной мысли рассказа, об авторском отношении героя.
V. Определение ключевого слова, определяющее качество души.
VI. Знакомство с картиной Мурильо: «Мальчик с собакой».
А) О художнике.
Б) Рассматривание картины.
VII. Итог.
Послание детям.
VIII. Домашнее задание.
- Подготовка к ведению нового материала.
А) Речевая разминка.
Атмосферу сегодняшнего урока определяют:
Чувства | Мы будем говорить о душевных качествах человека, об отношении к окружающей среде, частью которой мы являемся. |
Мысли | |
Настроения |
Б) Углубление, расширение темы.
Какие главные качества души, по – вашему, необходимы вашим друзьям и близким, чтобы мир был гармоничен и прекрасен?
-добрыми, заботливыми, трудолюбивыми, чуткими, самоотверженными, отзывчивыми, внимательными (слова написаны на доске)
В) Внимание проект.
Открывается выставка детских работ, проектов на тему: «Братья наши меньшие» .
Г) Внутренний мир у животных. А можно ли эти слова отнести к братьям нашим меньшим? Назовите автора и его героев. Чему они вас научили?
(см. рабочую тетрадь)
- Знакомство с новым материалом.
Мир прекрасен. Работать проводником в этот прекрасный мир, будет сегодня русский писатель А. И. Куприн.
А) Рассказ о А.И. Куприне.
Б) Подготовка к чтению с заданием.
Выделить яркие, необычные выражения.
В) Чтение учителем и хорошо читающими учениками.
- Работа над содержанием текста.
А) Состояние природы. Авторское отношение.
- В какое время года происходит событие?
Весной (стр.62)
- Какие признаки есть в тексте, указывающие на то, что весна ранняя?
(Снег сковал движения. Всем было тяжело идти. )
Вывод: и люди, и собаки попали в необычные условия.
- Является ли природа, героем данного произведения? Как она себя проявляет?
Зима переламывалась. Издалека стало попахивать весной.
Природа создает условия, при которых приходится охотиться.
(стр.63 – возвращение с охоты).
Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком.
Б) Портрет Завирайки.
- А кто является главным героем рассказа?
( Завирайка)
- Почему не люди, а Завирайка «спас Патрашку»?
- Попробуем собрать словесный портрет Завирайки. (стр. 62)
- А как вы думаете, почему собака представляла людей «огненными»? (Когда охотники стреляли из ружья, и от туда вырывался язычок пламени. Ну а как мы знаем любое животное боится огня, это её инстинкт. И из-за этого они побаиваются людей.
- Как вел себя на охоте? (3 абзац читаем « Огненные люди»)
- Почему Завирайка обнаружил пропажу собаки и организовал спасение?
(Уговорил) (словарь терминов стр. 162)
- Работа с глаголами, слова – действия.
- Работа над выразительностью (при чтение передавать волнение) – 1 абзац.
ВЫВОД: Хозяева понимали язык животного, поверили ему.
- Почему пошли за ним?
(Собака была серьезная.)
- Как пес благодарил?
Стр. 65 абзац 3:милая, бескорыстная собачья радость.
- Определенные главной мысли рассказа.
Автор заставляет нас задуматься, как поступить когда оказываешься в сложных житейских ситуациях.
-Чему учит нас рассказ? (Чтобы кого-то спасти, необязательно быть царем Вселенной, быть большим и ссыльным человеком, но можем организовать спасение, если не сами, то с чей-то помощью.) Не проходите мимо беды, не ссылайся на то, что ты маленький.
-Что вы можете сделать в трудных ситуациях?
V. Определение ключевого слова, определяющее качество души. открывается слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Найдите ключевое слово определяющее качество души, о котором мы с вами говорили (доброта и ответственность).
Но кроме Завирайки было много собак, но почему только он заметил (был охотничьей собакой), а др. охотились сами по себе.
- Знакомство с картиной, автор Мурильо «Мальчик с собакой». Куприна называли художником слова, а мы познакомимся еще с одним художником: Б. Мурильо.
а) О художнике.
б) Рассматривание картины.
1. Что вы видите на картине?
2. Какие краски использовал автор? (спокойные, мягкие, теплые)
3. С какими чувствами смотрят друг на друга мальчик и собака?
4. Может ли мальчик быть равнодушным и злым к окружающему миру?
5. Может ли пройти мимо чьей-то беды, продать друга?
6. Почему вы так думаете?
VII. Итог урока:
а) Сегодняшний наш урок, чем может помочь в жизни? Что узнали о взаимоотношениях между животными и людьми? (не быть равнодушными)
б) Послание детям: - Каким должен быть хозяин вселенной?
VIII. Придумать рассказ: Как завязалась дружба между мальчиком и собакой?
Анализ урока.
Рассказ Куприна дает возможность говорить о глубоких чувствах человеческой души, доброте и доверие. Дети очень восприимчивы и чувствительны. Правильно подобранные вопросы наводят детей на чувства, мысли, настроение, погружая их в скрытую суть данного произведения. Последовательность вопросов приводит к решению главной задачи: Каким должен быть хозяин вселенной?
Решаются нравственные проблемы, об отношении человека к окружающему миру, о любви к животным, и о гуманном к ним отношении. О возможности прийти на помощь и участвовать в охране братьев наших меньших.
Главная идея литературного произведения состоит в том, что она заставляет детей задуматься о своих поступках в сложных житейских ситуациях.
Такой деятельный подход к изучению рассказа вызывает живой интерес, и отклик в душе ребенка.
Приемы работы с текстом:
На уроке были применены разные приемы работы с текстом, создавался словесный портрет, выборочное чтение, работа с синонимами, работа со словами действиями, над выразительностью чтения, возможностью передачи чувств.
Рассматривание картины продолжило раскрытие темы: «Братья наши меньшие» и применение новых знаний в жизни. Это и развитие речи, воображения и чувства к прекрасному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока «Круиз по спортивным планетам»
Конспект урока в ходе которого дети учатся развивать фантазию, творческие способности, принимать самостоятельно оптимальные решения....
Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"
Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...
Конспект открытого урока по математике 4 класс УМК "Планета Знаний"
Материал для проведения урока в 4 классе по УМК "Планета Знаний"...
Конспект открытого урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе"
laquo;Обобщение и систематизация знаний о глаголе»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в реч...
Конспекты открытых уроков по математике, по русскому языку, по литературному чтению
Открытые уроки...
Конспект открытого урока по русскому языку «Обобщение знаний частей речи» для 2 класса
Цели урока:обучающие:- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);развивающие:- формировать умения анализировать звучащую речь;- развивать воо...