Урок литературного чтения А.П.Чехов "Ванька"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Знакомство с творчеством А.П.Чехова, с особенностями произведения "Ванька"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vanka_chehova_3_kl.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.П. Чехов «Ванька». Характеристика главного героя и его жизни.
Цель:
- познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
- работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
- развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
- формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
- воспитывать добрые чувства, уважать мнение своих товарищей.
Оборудование:
- учебник «Литературного чтения» Л.А.Ефросинина, рабочая тетрадь № 1;
- выставка книг А.П.Чехова;
- портрет А.П.Чехова
Ход урока
1. Организационный момент
- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Введение в тему урока.
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.
а)
«Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)
б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся». («Школа» Алексеев)
- Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
- В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
- Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права»)
Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)
3. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя.
(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)
4. Подготовительная работа.
а) Сообщение о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
б) Выставка книг А.П.Чехова.
5. Первичное восприятие текста.
1) Вступительная беседа учителя
- Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
2) Чтение по цепочке
Стр 165- 173 учебник
3) Проверка первичного восприятия текста.
а)
- Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
- Какие чувства испытали?
- Что взволновало?
- К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
- Докажите.
(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
6. Анализ произведения.
а) Словарная работа.
- Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.
- заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
- образ – икона;
- шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
- людская – помещение для слуг в барском доме;
- дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
- подмастерье – помощник мастера;
- клирос – место певчих (хора) в церкви;
- сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
- восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
- судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
- почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
- ночь под рождество – церковный праздник;
- кадриль – пляска в четыре пары;
- кредитом не пользуется – не вызывает доверия.
б) Выборочное чтение по вопросам учителя.
- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.
- Как звали главного героя?
- Сколько ему лет?
- К кому он был отдан в ученье?
- Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
- Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
- А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
- Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
- Почему же Ванька не ложился спать?
- Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
7. Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа
1) Работа в парах
- Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика. Дети друг другу читают отрывки из письма.
«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».
2) Работа в рабочей тетради
- А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?
Прочитайте задание.
- Чтобы выполнить задание, необходимо вернуться к тексту.
9. Итог урока
- С творчеством, какого писателя мы познакомились?
- Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
- Назовите произведение, с которым познакомились.
- Что понравилось вам на уроке?
10.Рефлексия.
Что вам понравилось на уроке? Кто был самым активным на уроке?
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание
Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 173
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....