Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"
методическая разработка по чтению (4 класс)
На мастер классе идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом, способствующих формированию учебных универсальных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.84 КБ |
![]() | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Смысловое чтение при работе с текстом»
Цель: ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом, способствующих формированию учебных универсальных действий.
Задачи: содействовать непрерывному профессиональному самообразованию педагогов;
показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках;
создать условия для активного педагогического взаимодействия
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с текстами и маршрутные листы.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса
I. Ориентировочно - мотивационный этап
(Слайд) Ведущий рассказывает притчу:
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит: - Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
- Сегодня на мастер-классе мы будем работать и в группах, и в парах и индивидуально. Надеюсь, вы также будете помогать друг другу.
А вот еще несколько правил, которых надо придерживаться: (Слайд)
- обязательное участие каждого в работе;
- открытость и доброжелательность в общении;
- чёткое и ясное выражение своих мыслей, чтобы быть полезным для себя и других.
Современный образовательный процесс характеризуется обновлением программ по всем предметам, а также изменением содержания общего среднего образования с учётом практикоориентированной направленности. Содержание образования предполагает в первую очередь формирование ключевых компетенций учащихся, что возможно реализовать средствами компетентностно-ориентированных заданий.
В структуре компетентностно-ориентированных заданий есть такой этап, как работа с источником информации. Обычно эта информация текстовая. Как же разнообразить и активизировать деятельность на данном этапе работы? Как сделать так, чтобы ребёнок не погас на этом сложном и непростом этапе? Задача учителя сделать эту работу интересной и привлекательной для ребёнка, сделать так, чтобы он был активен на этом этапе.
II. Актуализация субъектного опыта
Практически на каждом уроке мы обращаемся к учебнику. Чтобы научить детей работать с книгой, нам надо научить их читать, и читать так, чтобы они понимали прочитанное, чтобы умели извлекать из текста нужную информацию, интерпретировать и оценивать её. Нам необходимо воспитывать грамотного читателя.
-Что такое «смысловое чтение»?
Смысловое чтение – вид чтения, который направлен на понимание читающим смыслового содержания текста.
Смысловое чтение – один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего среднего образования.
Смысловое чтение – универсальное учебное действие.
Цель смыслового чтения: максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлечённой информации.
- Какие же современные педагогические технологии помогают учителю организовать работу с текстом?
А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
Осмысление
· получение новой информации;
· корректировка поставленных учеником целей обучения.
Во время чтения текста Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы. Проверяем себя по тексту, возникает читательская интерпретация.
Рефлексия
· размышление, рождение нового знания;
· постановка учеником новых целей обучения.
После чтения Беседуем и уточняем позицию автора.
III. Освоение новых знаний
- Сегодня я вам представлю фрагмент, практическую часть урока «Водоёмы Пермского края» в 4 классе с использованием элементов технологии критического мышления и коуч - инструментов для развития учебно-познавательной компетенции.
- Перед вами маршрутный лист. (Приложение 1)
Задание №1. Прочитайте слова, выделите корень.
Как называются эти слова? Какой корень? (-вод-)
О чём будем говорить на уроке?
Задание №2. Какие ассоциации у вас возникли, связанные с водой. Запишите все понятия, которые вам приходят на ум.
(Слайд)
Задание №3. Посмотрите на слайды. О каком именно источнике пресной воды мы будем говорить? (Озеро Кумикуш). Запишите своё предположение.
Задание №4. Возьмите лист с текстом (Приложение 2), прочитайте . Вставьте пропущенное слово. (Кумикуш). Совпал ли ответ с вашим предположением? Как вы написали это слово? Почему?
Задание №5. Заполните таблицу с опорой на содержание текста. Для этого выберите из текста данные и запишите их в нужный столбик.
Задание №6. Используя информацию из текста, запишите, что такое «Тимшор»?
Задание №7. Запишите факт, который доказывает, что озеро Кумикуш – крупный водоём.
Задание № 8. Работа в парах. Запишите 1 тонкий и 1 толстый вопрос.
Педагогический приём «Толстый и тонкий вопрос» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать на них. Задайте друг другу эти вопросы.
Задание №9. Запишите ответ: «Если ты с родителями побываешь на озере Кумикуш.. Если ты нырнёшь в озере на глубину 2 метра, смогут ли понаблюдать твои родители, как ты плаваешь под водой?» Докажи. Опасно или безопасно купаться в таком водоёме?
Задание №10. Запишем, как сохранить воду в водоёмах пермского края прозрачной и чистой.
Используется коуч - инструмент «Стратегия Уолта Диснея». (Слайд)
(Коучинг – это метод управления, консультирования, способ мышления)
Уолт Дисней – один из признанных гениев ХХ столетия, осуществил в своей жизни гигантское количество проектов,. У Диснея была собственная стратегия творчества, которая помогала ему достигать своих целей! Эта стратегия предназначена для «работы с мечтой».
В процессе творчества он использовал три роли: роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.
Создавая новый фильм, вначале Уолт Дисней разрешал себе абсолютно свободные фантазии, мог придумывать любые глупости и повороты сюжета, отпускал себя по полной - и в этом состоянии создавал у себя полное видение всего фильма.
Затем Уолт Дисней подходил к своему плану как реалист. Он взвешивал финансы, время, ресурсы и собирал всю нужную информацию для того, чтобы убедиться, что фильм можно сделать удачно, что мечта может стать реальностью.
А потом он включал Критика и смотрел на свое творение с точки зрения критически настроенного зрителя: кто где заскучает? не поймет? обидится?
Работа по группам
1группа - Мечтатели Какие идеи вы выдвинете по охране воды
2 группа - Критики «+» и «-» данных идей
3 группа – Реалисты Какие идеи реально воплотить в жизнь
-Я думаю, что такое сочетание приёмов при работе с текстом позволит нам сделать работу с текстом более продуктивной и более интересной для учащихся.
IV. Этап рефлексии
Синквейн (Слайд)
Работа с текстом
Интересная Нужная
Понимают Составляют Прогнозируют
Работать с текстом нужно на всех уроках.
Идеальный читатель
Приложение 1
Маршрутный лист
Задание 1 Водопад, подводный, водичка, водяной.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 5.
Площадь (кв.м) | |
Длина береговой линии | |
Средняя глубина | |
Максимальная глубина | |
Дно озера | |
Количество вытекающих рек | |
Высота над уровнем моря | |
Населённые пункты | |
Обитатели |
Задание 6. Тимшор – это..
Задание 7.
Задание 8.
Тонкий вопрос: Кто? Что? Когда? Толстый вопрос: Почему? Что, если… ?
Задание 9.
Задание 10.
Приложение 2. Текст
Площадь ……………………............................... 17, 86 кв. км. Это второе по величине озеро Пермского края. Расположено в юго – западной части Чердынского района, между реками Кама и Тимшор, в центре Дикого болота. С севера на юг вытянулось оно больше чем на 7 км, а ширину около 5 км. Высота над уровнем моря: 130,7 м.
Средняя глубина: 3м – 3,5 м. Дно озера Кумикуш: торф и растительные остатки. Подъезды к воде для выгрузки плавсредств - нет. В юго – восточной части озера вытекает протока в озеро Челвинское. Населённые пункты на берегу: деревни Средние Ворцева, Нижние Ворцева, Пальники.
При сильном ветре озеро бушует, как настоящее море, плыть по нему в такую погоду опасно. Максимальная глубина озера достигает 6 м, но под торфяным дном чувствуется ещё большая глубина. Дно озера очень илистое. Берега болотистые, с чахлыми елями, около них кустарники, много ягод. Озеро Кумикуш имеет неправильную округлую форму. Из – за илистого дна вода в нём темная, но чистая.
В озере Кумикуш водится окунь, щука и ёрш. В утренней тишине хорошо слышно чавканье крупной рыбы в прибрежных зарослях. Окунь здесь очень разный по окраске. Он хорошо ловится на блесну. Иногда попадает окунь размером до 58 – 60 см. Из – за сильной заболоченности и нехватки кислорода на водоёме, рыбачить здесь можно только зимой. Летом добраться до этих мест сложно, зимой можно это сделать по льду.
На озере гнездятся гуси, утки и гагары. Из Тимшера сюда переселились бобры. От озера к речке Тимшер (Тимшор) проложена тропа (5 км)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
обязательное участие каждого в работе; открытость и доброжелательность в общении; чёткое и ясное выражение своих мыслей, чтобы быть полезным для себя и других
Работа с текстом Интересная, Нужная Понимают Составляют Прогнозируют Работать с текстом нужно на всех уроках. Идеальный читатель
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-526570-1415900577.jpg)
Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175977-1357834985.jpg)
Мастер - класс "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Разные упражнения для мастер - класса....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-220065-1363094814.jpg)
Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"
В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами....
презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"
пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...
презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-857153-1480160451.jpg)
Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения доклад к заседанию РМО начальных классов
современных условиях реализации ФГОС педагогический коллектив школы понимает важность формирования у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и компетенций. Под компетентностью мы понимаем...