Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.cht_._4.doc | 345.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 года №273- ФЗ,
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Примерной программой начального общего образования;
- Образовательной программой НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения»;
- Федеральным перечнем учебников допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №155 с татарским языком обучения» г. Казани.
ЦЕЛИ:
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
ЗАДАЧИ:
- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;
- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемый учебно-методический комплекс:
Учебник: Климанова, В.Г.ГорецкийТ.В., «Литературное чтение», учебник в 2ч., М., «Просвещение»,2014г. Дополнительная литература для учителя:
- С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. М., Вако, 2015г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы
В программе представлено пять основных содержательных линий:
- Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
- Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов. Осознанное чтение про себя.
2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Темп чтения вслух – 90 слов. Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)
- Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
- Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
- Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера)
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы, введением регионального компонента, уроки литературного чтения в 4 классе рассчитаны на 3 часа в неделю. Следовательно общее количество часов составило - 102 часа .
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 8 час. | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. |
2 | Чудесный мир классики | 17 час. | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
3 | Поэтическая тетрадь | 7 час. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. |
4 | Литературные сказки | 13 час. | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. |
5 | Делу время – потехе час | 7 час. | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. |
6 | Страна детства | 7 час. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. |
7 | Природа и мы | 18 час. | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. |
8 | Родина | 6 час. | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). |
99 | Страна «Фантазия» | 7 час | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
10 | Литература зарубежных стран. | 12 час. | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. |
Итого | 102 час. |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
- устный выборочный опрос учащихся с целью проверки усвоения или учебного мастерства;
- фронтальный опрос;
- письменная проверка знаний и умение учеников всего класса;
- тестирование
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета, критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Количество итоговых работ по литературному чтению
Четверть | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого | |||||
Провер. | Контр. | Провер. | Контр. | Провер. | Контр. | Провер. | Контр. | Провер. | Контр. | |
I | - | - | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||
II | - | - | ||||||||
III | - | - | ||||||||
IV | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||
ГОД | - | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 |
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2011, 1 часть.
- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 1. М.: Просвещение, 2013
- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 2. М.: Просвещение, 2013
- М.Б. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 4-го класса. М.: Просвещение, 2014
- С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. М. «Вако», 2013
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы
- Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
- Газета «1 сентября» www.1september.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
- Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
- Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
- Методический центр.- Режим доступа: http://numi.ru/register.php
- МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
- Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: http://www:vneuroka.ru
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
- Сайт "Начальная школа".- Режим доступа: http://www.1-4prosv.ru
- Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru
- Сеть творческих учителей www.it-n.ru
- Учительская газета www.ug.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: http://www/km/ru/edu.ru
- Учитель - национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Школьный портал http://www.portalschool.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер с выходом в Интернет
- Мультимедийный проектор
- Гарнитура (колонки)
- Интерактивная доска
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ-ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№п/п | Тема урока | Кол-во-часов | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | По плану | Факт. | |||
Предметные | метапредметные | личностные | |||||||
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | называть элементы учебной книги, находить их, ориентироваться в них, отвечать на вопрос: какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений. -создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). Использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. -создавать иллюстрации по содержанию произведения Использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. -создавать иллюстрации по содержанию произведения; Работа по вопросам теста | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: строить рассуждения, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки | Проявлять: интерес к изучению темы; желание рассказывать о прочитанной книге; творческое отношение к составлению «Энциклопедии книги»; понимание успешности при изучении темы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах Сравнивать текс летописи с художественным текстом | |||||
«И вспомнил Олег коня своего» Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | |||||||||
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. | ||||||||
«Ильины три поездочки» Внеклассное чтение. Сказки о татарских богатырях. | |||||||||
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | |||||||||
Житие Сергия Радонежского» - памятник древне-русской литер¬туры\ Памятники татарской литературы. | Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека . Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) | ||||||||
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития» Проверочная работа №1 | |||||||||
Проект: «Создание календаря исторических событий». | |||||||||
П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове . П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» | Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова
Научится читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. | |||||
Внеклассное чтение. Русские народные и татарские народные сказки. | Чтение произведения и характеристика героев сказки | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту, рассказу учителя. Коммуникативные: кратко передавать свои впечатления о прочитанном. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать русские народные и татарские сказки. Находить сходства и различия. Составлять самостоятельно план | |||||
А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине. А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина Научиться читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту. прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественные произведения. -определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; -отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; -сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет); -создавать иллюстрации по содержанию произведения - читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественные произведения. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе., контролировать процесс и результаты деятельности Познавательные: строить рассуждения, читать извлекая нужную информацию, делать обобщения выводы Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, уметь выражать свои мысли, согласованно выполнять совместную деятельность в группе . | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.
Формирование чувства гордости при чтении произведений Пушкина,выражение своих чувств при работе с произведениями поэта | Рассказывать о А.С. Пушкине. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки. Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки. | |||||
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |||||||||
А.С. Пушкин. | |||||||||
А.С. Пушкин. | |||||||||
М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. «Дары Терека» | Прогнозировать содержание произведения, уметь перечислять произведения М. Ю . Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать учебную деятельность совместно с учителем, оценивать свою работу. Познавательные: анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; Комуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и группе. | Формирование учебно познавательного интереса к новому учебному материалу, личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, восприятие литературного произведения как особого вида искусства, полноценного восприятия художественного текста | Рассказывать о М.Ю. Лермонтове. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Ставить вопросы по со¬держанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев | |||||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | |||||||||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | |||||||||
М.Ю. Лермонтов Внеклассное чтение | |||||||||
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом . Толстой в Татарстане. «Детство» | перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимать основную мысль, уметь искать в книге необходимую информацию. -предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; -отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; | Регулятивные: самостоятельно формулировать учебную задачу урока, оценивать свою работу Познапвательные: понимать и осмысливать нравственные уроки, уметь работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации, ориентироваться в учебной и художественной книге; Комуниативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и группе. | Формирование чувства гордости при чтении произведени Толстого,выражение своих чувств при работе с произведениями писателя, эмоциональное проживание текста, проявление позитивных чувств к произведениям писателя | Рассказывать о Л.Н. Толстом Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. | |||||
Л.Н. Толстом «Как мужик камень убрал» | Наблюдать за выразительностью литературного языка | ||||||||
А.П. Чехове. «Мальчики». | Прогнозировать содержание произведения, уметь перечислять произведения А.П. Чехова, понимать основную мысль, уметь искать в книге необходимую информацию. -предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; -отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; | Регулятивные -формулирование учебной задачи урока, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; Познавательные - анализировать текст, выделять в нем основную мысль; Коммуникативные - отвечать на вопросы на основе художественного текста, - обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, доказывать свою точку зрения; | Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, положитнльного отношения к процессу познания, проявление бережного отношения к художественной книге, формирование системы нравственных ценностей ( благородство, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям классиков, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу | Рассказывать о А.П.Чехове. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Наблюдать за выразительностью литературного языка Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка Определять тему, главную мысль. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про¬читанного) произведе¬ния. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||||
А.П. Чехове. «Мальчики». | |||||||||
А.П. Чехов Внеклассное чтение | |||||||||
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | |||||||||
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | Определять произведения Ф. Тютчева, А. Фета, выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Уметь видеть языковые средства, использованные автором название, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках. читать осознанно текст художественного произведения "про себя", высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения произведения о Родине. читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы произведения о детстве и дружбе. читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы отвечать на вопросы. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения, Познавательные - анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихов Коммуникативные - отвечать на вопросы на основе поэтического текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя, формировать навыки речевых действий | Формирование положительного отношения к учёбе, к познавательной деятельности, желанию приобретать новые знания, умение замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова, и выражения, проявлять бережное отношение к природе, к родному краю | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | |||||
А,А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | |||||||||
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | |||||||||
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Внеклассное чтение | |||||||||
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | |||||||||
И.А. Бунин «Листопад». | |||||||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | |||||||||
Проверочная работа | Проверка заний | ||||||||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | отличительные особенности литературной сказки. Научится делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста. Отличать творчество П.П. Бажова. Научится работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений Работа по вопросам теста | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока, работать по предложенному учителем плану, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы Познавательные -осознавать познавательную задачу извлекая нужную информацию, размышлять над нравственными ценностями литературных сказок; -определять основную мысль, делать выводы, обобщения Коммуникативные - отвечать на вопросы, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя, соблюдать правила речевого поведения, делится своими размышлениями строить связное высказывание из 5-6 предложений | Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, - проявлять бережное отношение к художественной книге; -формировать систему нравственных ценностей, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность , . инициативу, ответственность , причины неудачу, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев | |||||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | |||||||||
В.Ф. Одоевский Внеклассное чтение | |||||||||
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | |||||||||
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | |||||||||
В.М. Гаршин Внеклассное чтение | |||||||||
П.П. Бажов «Серебряное копытце» | |||||||||
П.П. Бажов «Серебряное копытце» | |||||||||
П.П. Бажов Внеклассное чтение | |||||||||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | |||||||||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | |||||||||
Обобщение по разделу «Литературные сказки» | |||||||||
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Научится различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Чтение по ролям. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока, читать в соответствии с целью чтения(выразительно, целыми словами, без исажений, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные -анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать ключевые слова для создания собственного текста ;высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Коммуникативные - отвечать на вопросы текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя
| Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир, полноценное восприятие художественного текста. Эмоциональное проживание текста, осознать и определять свои 'эмоции, | Прогнозировать содержание раздела. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе | |||||
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | |||||||||
Е.Л. Шварц Внеклассное чтение | |||||||||
В.Ю. Драгунский «Главные реки» | |||||||||
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | |||||||||
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | |||||||||
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | |||||||||
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, последовательно воспроизводить содержание рассказа. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата Познавательные - находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, уметь выражать свои мысли, согласованно выполнять совместную деятельность в группе | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем в жизненных ситуациях, положительное отношение к процессу познания, проявления желания больше узнавать | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Анализировать музыкальное сопровождение произведения Составлять план, пересказывать произведение Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||||
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | |||||||||
Б.С. Житков Внеклассное чтение | |||||||||
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | |||||||||
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | |||||||||
М.М. Зощенко «Елка». | |||||||||
Обобщение по разделу «Страна детства». | |||||||||
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Внеклассное чтение | Определять творчество В.Я.Брюсова, С.А.Есенина Читать осознанно текст художественного произведений, определять тему и главную мысль произведений.Выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Работа по вопросам теста. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе., контролировать процесс и результаты деятельности Познавательные: строить рассуждения, читать извлекая нужную информацию, делать обобщения выводы Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, уметь выражать свои мысли, согласованно выполнять совместную деятельность в группе . | Формирование положительного отношения к учёбе, к познавательной деятельности, желанию приобретать новые знания, умение замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова, и выражения, проявлять бережное отношение к природе, к родному краю | Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) Определять различные средства выразительности. Объяснять интересные выражения в тексте Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Иллюстрировать стихотворение стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Проверить свои знания | |||||
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | |||||||||
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» , «Наши царства» | |||||||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | |||||||||
Проверочная работа №3 | |||||||||
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка, Куприна, Пришвина Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем в жизненных ситуациях, положительное отношение к процессу познания, проявления желания больше узнавать | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Пересказывать текст выборочно Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | |||||
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Внеклассное чтение | |||||||||
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | |||||||||
М.М. Пришвин «Выскочка» | |||||||||
Е.И. Чарушин «Кабан» | |||||||||
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Внеклассное чтение | |||||||||
Обобщение по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы» | |||||||||
Б.Л. Пастернак «Золотая осень» . | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства. читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения, Познавательные - анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения стихов Коммуникативные - отвечать на вопросы на основе поэтического текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя, формировать навыки речевых действий | Формирование положительного отношения к учёбе, к познавательной деятельности, желанию приобретать новые знания, умение замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова, и выражения, проявлять бережное отношение к природе, к родному краю | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. | |||||
С.А. Клычков «Весна в лесу» | |||||||||
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | |||||||||
Н.М. Рубцов «Сентябрь». | |||||||||
С.А. Есенин «Лебёдушка» Внеклассное чтение | |||||||||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | |||||||||
И.С. Никитин «Русь»
| Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Объяснять смысл названия произведения. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Проверить свои знания | |||||
С.Д. Дрожжин «Родине» | |||||||||
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | |||||||||
Обобщение по разделу «Родина».
| |||||||||
Проверочная работа № 4 | |||||||||
Проект: «Они защищали Родину» | |||||||||
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения. осуществлять мыслительный эксперимент. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Обсуждать в паре ответы на вопросы, доказательство своей точки зрения. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в её использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории | |||||
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | |||||||||
Е. С. Велтистов Внеклассное чтение | |||||||||
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | |||||||||
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | |||||||||
Кир Булычёв Внеклассное чтение | |||||||||
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». | |||||||||
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.. Творчество Г.-Х. Андерсена. Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. Пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы. Определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план. Выполнение заданий контрольной работы по вариантам | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). С сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. Слушать и слышать других. | Определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в её использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя) Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Комбинированный урок Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание Делить на части и составлять план.. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Участвовать в работе группы. Самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | |||||||||
Г.Х. Андерсен «Русалочка» | |||||||||
Г.Х. Андерсен «Русалочка» | |||||||||
Г.Х. Андерсен Внеклассное чтение | |||||||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера» | |||||||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера» | |||||||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера» | |||||||||
Внеклассное чтение. М. Твен | |||||||||
Промежуточная аттестация | |||||||||
С. Лагерлеф «Святая ночь» Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | |||||||||
С. Лагерлеф. Внеклассное чтение | |||||||||
С. Лагерлеф «В Назарете».Обобще-ние по разделу «Зарубежная литература» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....