Литературное чтение. УМК "Школа России" Конспект урока по теме: " В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Ковтун Нина Петровна

Конспект урока по теме: "В.Я.Брюсов "Детская", "Опять сон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v.bryusov_detskaya.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. УМК "Школа России"

Тема урока. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»;

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности
(олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь

Предметные:

Познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как он называется?

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут   отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

 -Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. ---Знакома ли вам эта фамилия?

 Слышали ли вы произведения поэта?

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова

III. Подготовка к восприятию произведения. Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

БРЮСОВ  Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.  Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье.    Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).  В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.  Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры.. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

IV. Работа над содержанием текста.

1.Работа с толковым словарем

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Гиппопотам – бегемот.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Подбирают синонимы и антонимы
к словам:
Упрямо – настойчиво.Возмущать – успокаивать.

– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова – «Опять сон» и «Детская».

Чтение и анализ произведения "Детская"

- 0 чем рассказывается в этом стихотворении?

 - Какие образы  ты представляешь, когда читаешь текст?

-  Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?

-   Какие слова подсказали тебе отгадку?

-  Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?

-  Определи основное настроение стихотворения.

Воспоминания о каких снах у вас сохранились?

– А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

– Какие картины вам представились?

– Видели ли вы что-нибудь подобное?

– Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

– Какие строки вас особенно поразили?

V. Самостоятельная  работа .

Закрепление пройденного.Письменный анализ стихотворений

                             Ученикам выдаются карточки

Автор называет это стихотворение «-------------------------------------------------------------------».

Он описывает в нем---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

-  Почему поэт назвал это стихотворение "Детская"

-   Какие слова подсказали тебе ответ на этот вопрос?

. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В последних строчках стихотворения   Валерий Яковлевич Брюсов     отмечает, что------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Определи основное настроение стихотворения.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Чем интересно стихотворение------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

VI. Домашнее задание 

Подготовить выразительное чтение стихотворенийВ. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

 По желанию выучить одно из стихотворений

VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В. Я. Брюсов "Опять сон", "Детская" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" В. Я. Брюсов «Опять сон»." (Школа России)

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В.   Я. Брюсова....

Технологическая карта по литературному чтению на тему "Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон»" 4 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления...

Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) +  « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России" 4 класс. Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон».

Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Тема стихотворений. В.Брюсов "Опять сон"

В данном конспекте урока представлен вариант работы с поэтическим произведением, предполагающим построфный анализ.  Ознакомление  с биографией поэта Валерия Брюсова осуществляется через деят...

Конспект урока по литературному чтению «Брюсов – «Опять сон», «Детская»»

По этому уроку хрен что найдешь ахах Там, короче, не оч много всего, но растянуть можно, проверено хд (мне лень искать смайлики)...