Технологическая карта по литературному чтению на тему "Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон»" 4 класс УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Аверина Анжелика Николаевна

Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;                                                                                            

уметь:прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух поэтическое произведение;

Личностные:понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств; умение оперировать понятием «лирическое произведение».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         29.01.2019                                                                                                ФИО учителя Чепуренко Г.А.

Школа:152                                                                                                        ФИ студента Нагорняк А.

Класс:4-д                                                                                                        ФИО методиста Кондратьева И.И

Кабинет:109

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон».

Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;                                                                                            

уметь:прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух поэтическое произведение;

Личностные:понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств; умение оперировать понятием «лирическое произведение».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 4кл.Учебник: В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.; презентация, аудиоприложение к учебнику.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята, сегодня я буду проводить у вас урок литературного чтения.

-Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего урока и отличных оценок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

        

Практический: артикуляционная гимнастика

Практический:

чтение

Словесный:

Беседа

4-5мин

Фронтальная форма работы

-Я хочу начать урок с речевой разминки

Солнце село за селом,

Спят синицы.

Сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад,

Стадо спит, пастух и пес…

Сон в страну свою унес

Всех. (на слайде)

                                 В. Лунин

- Прочитайте стихотворение самостоятельно

- Прочитайте «жужжащим» чтением(вполголоса)

- Прочитать шёпотом, затем усиливая голос

- Прочитать громко, затем понижая голос.

- Прочитать выразительно, как вы понимаете

Групповая работа

- А сейчас я поделю вас на 3 группы.

1-й ряд-1 группа, 2-й ряд-2 группа и 3-й ряд-3группа.

- Сейчас каждая группа должна прочитать вполголоса с теми эмоциями, которые им достанутся.

Конверт с эмоциями (злой, веселый, удивленный). Один из представителей группы выходит выбирает.

- После прочтения каждая группа должна посовещаться и выбрать одного человека, который прочтет стихотворение со своей эмоцией.

Молодцы, ребята!

Повторение изученного материала

- Какие произведения прочитали?

- Какие произведение вам запомнились больше. Почему?

- Что все эти произведения объединяет?

Читают самостоятельно, жужжащим чтением,шёпотом,громко и выразительно

Читают с эмоциями

П:осмысление читаемого  текста

П: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

работа с книгой

Словесный: подводящий диалог

Наглядный:

слово учителя

презентация

Практический:

Словарная работа

4-5м

Фронтальная форма работы

- Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Как он называется?

- Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему.

- Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

- Какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям?

- Чем стихи отличаются от прозы?

- А теперь откройте с.68 и попробуйте сформулировать тему урока.

- Какая цель?

- Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

Знакомство с жизнью и творчеством поэта

- А сейчас мы познакомимся с биографией автора.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками.Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги».

Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин. Десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем. Но, учась в гимназии, увлекается литературой.

 Сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк.

Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной жизни… Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом. И действительно, самое важное и значительное в обширном литературном наследии Брюсова — это его поэтическое творчество.

поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

- В какой семье родился?

- С какого возраста начал сочинять?

- Как поэт Владимир Пяст назвал Брюсова?

Индивидуальная и фронтальная форма работы

- Прежде чем мы познакомимся со стихотворением для начала давайте проведем словарно-лексическую работу (на слайде)

- Читаем с правильным ударением, а затем объясните значение слов: (на слайде слова с ударенем)

ДЕБРИ

ГИППОПОТАМ

УТЕС

ВОРОХ

ВИДЕНЬЯ

СУМРЧНЫ

ЗАТМИТЬ

- Подберите синоним к слову УПРЯМО

- Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬ

Проектор нужно выключить

(«Поэтическая тетрадь»)

(о природе, о детях)

(познакомимся с творчеством поэтов В. Брюсова, М. Цветаевой, С. Есенина)

(научимся определять тему, объединяющую стихи разных поэтов; читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения в классе)

(сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства)

(мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь»

(в стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью)

(Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон»)

(познакомится с биографией автора и его стихотворением)

(высказывают свои ответы)

Слушают биографию

(в купеческой семье;

(с 8 лет)

(«вечный работник»)

(место, заросшее непроходимым лесом)

(бегемот)

(высокая скала)

(куча, груда)

(что-то возникшее в воображении)

 (неполная темнота)

1.закрыть

2.превзойти в чём-то кого-либо

(настойчиво)

(успокаивать)

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практический:   слушание и индив.выразительное чтение ; ответы на вопросы

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

- Сегодня мы познакомимся с стихотворением Валерия Брюсова: «Опять сон»

- Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

- А вот какой сон приснился поэту.

- Сейчас я включу аудиозапись стихотворения. Ваша задача- внимательно слушать, следить и читать шепотом вместе с автором, соблюдая интонацию и правильность произношения.

(приключения, школа)

Внимательно слушают, следят по тексту, читают

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: беседа по тексту и выборочное чтение

Чтение и первичный анализ.

Анализ языковых особенностей.

Фронтальная форма работы

- Какие картины вам представились?

-Почему стихотворение называется «Опять сон»?

-Кто является героем стихотворения? Кому сниться сон?

-Можно ли предположить, что мальчик делал перед сном?

- Докажите

- Как вы считаете, автор описывает природу родного края? Объясните.

(Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви которого подняты вверх. Гиппопотам…)

(потому что сны приходят каждую ночь)

(мальчик; автору)

(читал сказки)

(там говорится про огненного змея и карликов, а это сказочные герои)

Высказывают свои предположения

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика лирического героя, выразительное чтение,  само- и взаимоанализ чтения

Словесный:обобщение  наблюдений по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

7-9мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и групповая формы работы.

- Ребята сейчас прочтите стихотворение самостоятельно и постарайтесь проследить, как меняются чувства героя.

- Ну а сейчас мы будем вместе читать, следить за развитием чувств и переживаний лирического героя, будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Прочитайте 1-ю строфу. Подумайте, почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует?

- У вас на столах лежат карточки для характеристики лирического героя. Запишите характеристику, которую мы назвали.

- Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент?

- Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва?

- Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему?

- Давайте посмотрим, что происходит с лирическим героем во 2-й строфе. Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим?

- Какой прием использует поэт?

- Как вы думаете, почему использовался этот прием?

- Прочтите следующую(3-ю) строфу. Что на ваш взгляд необычного в этой строфе?

- Что такое утес?

- Предположите, почему лирический герой забирается на утес?

- Как это характеризует героя?

Читаем 4-ю строфу. Как вы понимаете выражение «огненный змей»?

- Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?

- Как вы думаете лирический герой мог испытывать эти чувства?

- Как вы понимаете первые 2 строчки 5-й строфы? Кстати, а кто такие карлики?

- Прочтите первые 2 строчки 6-й строфы, как вы думаете почему «Зебра мчится вдалеке»?

- Прочтите 7-ю строфу. Какие чувства испытывает автор?

- Так как же менялись чувства героя? Докажите

- Несколько ребят читают выразительно на оценку с передачей всех чувств героя.

- Ребята как вы считаете, удалось ли передать все чувства героя?

(дебри–это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее)

(восторг, удивление, восхищение)

(хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный; осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный – он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный – замечает все, что делает лев)

(о человеке)

(олицетворение)

(поэты верили в то, что природа живая)

(чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса)

(высокая скала)

(возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно)

(внимательный, наблюдательный, предусмотрительный, осторожный)

(змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле)

(страх)

(мог, он ведь ребенок)

(окраска, освещение неба над горизонтом при заходе солнца; вечернее время суток)

(маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней)

(возможно она мчится от пожара, ото льва)

(чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает)

(восторг, восхищение-тревога-страх, сожаление-боль)

Высказывают свое мнение

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленное чтение худож Т,синтез

VII. Включение в систему знаний

Словесный:ответы на вопросы обобщающего характера

Частично-поисковый: чтение и анализ пословиц

7мин

Фронтальная и индивидуальная формы работы

- Ребята в течении урока мы на карточке записывали слова характеристики. Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. Отвечают по цепочке (ответы не должны повторяться)

- Молодцы ребята! Замечательно

Работа с пословицами

Фронтальная и парная формы работы

-Прочитайте пословицу

«»,«Сон лучше всякого лекарства».

Обсудите в парах, как понимаете смысл пословиц и поговорок? (на слайде)

Запишите домашнее задание подготовить выразительное чтение стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон»с. 68–70, часть 2-я (на слайде)

Любит жизнь и природу

Живет в гармонии с природой

Испытывает восторг от увиденного, удивление

Человек эмоциональный, наблюдательный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе.

Слушают и анализируют пословицу (Хороший сон даёт нам силы, мы чувствуем себя в хорошей форме, ясно мыслим)

Записывают домашнее задание в дневник

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:формулирование выводов, обобщений.

Практический:

упражнение

2-3мин

Проводит тест по теме. Взаимопроверка

– Выберите правильный вариант ответа.

1.Что приснилось автору?

А) Леса, поля, луга Б) Дебри, глушь, тишь В) Ветви, метель, тайга

2.Кто крался к зебре? А) Оранжевый тигр Б) Песочный гепард В) Жёлтый лев

3.Чей шаг услышал герой стихотворения? А)Бегемота Б) Гиппопотама В) Слона

4.Что возмущало в герое слабый дух? А) Мгновения Б) Виденья В) Совпадения

5.Чьи крылья могли затмить закат? А) Огнедышащего дракона Б) Жар-птицы В) Огненного змея

6.Кого герой мог ожидать из-за камней? А) Стадо кабанчиков Б) Группу людей В) Племя карликов

7.Кто является царём пещеры? А) Ягуар Б) Волк В) Медведь

8.Кто вышел в конце стихотворения? А) Месяц Б) Охотник В) Рыболов

9.Где герой чувствовал себя в безопасности? А) В пещере Б) Дома В) На утёсе

10.Какое чувство охватило героя в конце стихотворения? А) Злоба Б) Переживание В) Страх

– Понравилась ли вам работа на уроке?

 Обмениваются карточками и сверяют с образцом на слайде. Критерии на слайде.

Поднимите зеленый карандаш, если вам понравился урок, если урок был интересный, но чего-то нехватало, то желтый, красный, если совсем не понравился.

Выполняют тест, выбирая правильные ответы

1.Б 2.В 3.Б 4.Б 5.В 6.В 7.В 8.А 9.В 10.В

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнце село за селом, Спят синицы. Сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад, Стадо спит, пастух и пес… Сон в страну свою унес Всех . (В. Лунин)

Слайд 2

Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон ».

Слайд 3

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924)

Слайд 5

ДЕБРИ ГИППОПОТАМ УТЕС ВОРОХ ВИДЕНЬЯ СУМРАЧНЫ ЗАТМИТЬ

Слайд 6

Дебри - место, заросшее непроходимым лесом

Слайд 7

Гиппопотам - бегемот

Слайд 8

Утёс - высокая скала

Слайд 9

Ворох - куча, груда Сумрачны - (сумрак) Виденья - что-то возникшее в воображении охвачены сумраком (неполная темнота)

Слайд 10

Затмить - 1. закрыть 2. превзойти в чём-то кого-либо Упрямо - Возмущать - настойчиво успокаивать

Слайд 11

Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон ».

Слайд 12

СОН ЛУЧШЕ ВСЯКОГО ЛЕКАРСТВА

Слайд 13

правильные ответы 1.Б 6.В 2.В 7.В 3.Б 8.А 4.Б 9.В 5.В 10.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Технологическая карта по литературному чтению Э.Мошковская «Я маму мою обидел» 2 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Э.Мошковской «Я маму мою обидел».Планируемые результаты:Предметные: знать биографию Э.М...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока литературного чтения Э. Мошковская «Я маму мою обидел» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Э.Мошковской «Я маму мою обидел».Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с биог...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"М.В.Дружинина "Мамочка-мамуля""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения С.В.Михалкова “Если”.Задачи урокаДидактические:Поз...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"М.М.Зощенко "Золотые слова""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения М.М.Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактичес...