Технологическая карта по литературному чтению на тему "Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон»" 4 класс УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.
Планируемые результаты
Предметные
знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;
уметь:прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух поэтическое произведение;
Личностные:понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств; умение оперировать понятием «лирическое произведение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Опять сон" | 40.88 КБ |
Презентация на тему "Опять сон" | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 29.01.2019 ФИО учителя Чепуренко Г.А.
Школа:152 ФИ студента Нагорняк А.
Класс:4-д ФИО методиста Кондратьева И.И
Кабинет:109
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон».
Цели деятельности учителя: ознакомление с новым разделом, с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова; обучение правильному анализу стихотворения, выразительному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.
Планируемые результаты
Предметные
знать: особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;
уметь:прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух поэтическое произведение;
Личностные:понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств; умение оперировать понятием «лирическое произведение».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 4кл.Учебник: В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В.Голованова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.; презентация, аудиоприложение к учебнику.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята, сегодня я буду проводить у вас урок литературного чтения. -Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу хорошего урока и отличных оценок. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация
Практический: артикуляционная гимнастика Практический: чтение Словесный: Беседа | 4-5мин | Фронтальная форма работы -Я хочу начать урок с речевой разминки Солнце село за селом, Спят синицы. Сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад, Стадо спит, пастух и пес… Сон в страну свою унес Всех. (на слайде) В. Лунин - Прочитайте стихотворение самостоятельно - Прочитайте «жужжащим» чтением(вполголоса) - Прочитать шёпотом, затем усиливая голос - Прочитать громко, затем понижая голос. - Прочитать выразительно, как вы понимаете Групповая работа - А сейчас я поделю вас на 3 группы. 1-й ряд-1 группа, 2-й ряд-2 группа и 3-й ряд-3группа. - Сейчас каждая группа должна прочитать вполголоса с теми эмоциями, которые им достанутся. Конверт с эмоциями (злой, веселый, удивленный). Один из представителей группы выходит выбирает. - После прочтения каждая группа должна посовещаться и выбрать одного человека, который прочтет стихотворение со своей эмоцией. Молодцы, ребята! Повторение изученного материала - Какие произведения прочитали? - Какие произведение вам запомнились больше. Почему? - Что все эти произведения объединяет? | Читают самостоятельно, жужжащим чтением,шёпотом,громко и выразительно Читают с эмоциями | П:осмысление читаемого текста П: построение речевого высказывания |
III. Постановка учебной задачи Словесный: работа с книгой Словесный: подводящий диалог Наглядный: слово учителя презентация Практический: Словарная работа | 4-5м | Фронтальная форма работы - Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Как он называется? - Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему. - Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. - Чему мы научимся? - Чему мы будем учиться? - Какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям? - Чем стихи отличаются от прозы? - А теперь откройте с.68 и попробуйте сформулировать тему урока. - Какая цель? - Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта? Знакомство с жизнью и творчеством поэта - А сейчас мы познакомимся с биографией автора. Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками.Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин. Десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной жизни… Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом. И действительно, самое важное и значительное в обширном литературном наследии Брюсова — это его поэтическое творчество. поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником». - В какой семье родился? - С какого возраста начал сочинять? - Как поэт Владимир Пяст назвал Брюсова? Индивидуальная и фронтальная форма работы - Прежде чем мы познакомимся со стихотворением для начала давайте проведем словарно-лексическую работу (на слайде) - Читаем с правильным ударением, а затем объясните значение слов: (на слайде слова с ударенем) ДЕБРИ ГИППОПОТАМ УТЕС ВОРОХ ВИДЕНЬЯ СУМРЧНЫ ЗАТМИТЬ - Подберите синоним к слову УПРЯМО - Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬ Проектор нужно выключить | («Поэтическая тетрадь») (о природе, о детях) (познакомимся с творчеством поэтов В. Брюсова, М. Цветаевой, С. Есенина) (научимся определять тему, объединяющую стихи разных поэтов; читать и обсуждать прочитанные поэтические произведения в классе) (сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства) (мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь» (в стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью) (Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон») (познакомится с биографией автора и его стихотворением) (высказывают свои ответы) Слушают биографию (в купеческой семье; (с 8 лет) («вечный работник») (место, заросшее непроходимым лесом) (бегемот) (высокая скала) (куча, груда) (что-то возникшее в воображении) (неполная темнота) 1.закрыть 2.превзойти в чём-то кого-либо (настойчиво) (успокаивать) | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практический: слушание и индив.выразительное чтение ; ответы на вопросы | 2м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы - Сегодня мы познакомимся с стихотворением Валерия Брюсова: «Опять сон» - Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них? - А вот какой сон приснился поэту. - Сейчас я включу аудиозапись стихотворения. Ваша задача- внимательно слушать, следить и читать шепотом вместе с автором, соблюдая интонацию и правильность произношения. | (приключения, школа) Внимательно слушают, следят по тексту, читают | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Практич: беседа по тексту и выборочное чтение | 7м | Чтение и первичный анализ. Анализ языковых особенностей. Фронтальная форма работы - Какие картины вам представились? -Почему стихотворение называется «Опять сон»? -Кто является героем стихотворения? Кому сниться сон? -Можно ли предположить, что мальчик делал перед сном? - Докажите - Как вы считаете, автор описывает природу родного края? Объясните. | (Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви которого подняты вверх. Гиппопотам…) (потому что сны приходят каждую ночь) (мальчик; автору) (читал сказки) (там говорится про огненного змея и карликов, а это сказочные герои) Высказывают свои предположения | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
1м | Физминутка | |||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика лирического героя, выразительное чтение, само- и взаимоанализ чтения Словесный:обобщение наблюдений по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой; | 7-9мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и групповая формы работы. - Ребята сейчас прочтите стихотворение самостоятельно и постарайтесь проследить, как меняются чувства героя. - Ну а сейчас мы будем вместе читать, следить за развитием чувств и переживаний лирического героя, будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. - Прочитайте 1-ю строфу. Подумайте, почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует? - У вас на столах лежат карточки для характеристики лирического героя. Запишите характеристику, которую мы назвали. - Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент? - Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? - Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? - Давайте посмотрим, что происходит с лирическим героем во 2-й строфе. Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? - Какой прием использует поэт? - Как вы думаете, почему использовался этот прием? - Прочтите следующую(3-ю) строфу. Что на ваш взгляд необычного в этой строфе? - Что такое утес? - Предположите, почему лирический герой забирается на утес? - Как это характеризует героя? Читаем 4-ю строфу. Как вы понимаете выражение «огненный змей»? - Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ? - Как вы думаете лирический герой мог испытывать эти чувства? - Как вы понимаете первые 2 строчки 5-й строфы? Кстати, а кто такие карлики? - Прочтите первые 2 строчки 6-й строфы, как вы думаете почему «Зебра мчится вдалеке»? - Прочтите 7-ю строфу. Какие чувства испытывает автор? - Так как же менялись чувства героя? Докажите - Несколько ребят читают выразительно на оценку с передачей всех чувств героя. - Ребята как вы считаете, удалось ли передать все чувства героя? | (дебри–это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее) (восторг, удивление, восхищение) (хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный; осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный – он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный – замечает все, что делает лев) (о человеке) (олицетворение) (поэты верили в то, что природа живая) (чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса) (высокая скала) (возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно) (внимательный, наблюдательный, предусмотрительный, осторожный) (змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле) (страх) (мог, он ведь ребенок) (окраска, освещение неба над горизонтом при заходе солнца; вечернее время суток) (маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней) (возможно она мчится от пожара, ото льва) (чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает) (восторг, восхищение-тревога-страх, сожаление-боль) Высказывают свое мнение | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: осмысленное чтение худож. текста П: поиск и выделение необходимой информации П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленное чтение худож Т,синтез |
VII. Включение в систему знаний Словесный:ответы на вопросы обобщающего характера Частично-поисковый: чтение и анализ пословиц | 7мин | Фронтальная и индивидуальная формы работы - Ребята в течении урока мы на карточке записывали слова характеристики. Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. Отвечают по цепочке (ответы не должны повторяться) - Молодцы ребята! Замечательно Работа с пословицами Фронтальная и парная формы работы -Прочитайте пословицу «»,«Сон лучше всякого лекарства». Обсудите в парах, как понимаете смысл пословиц и поговорок? (на слайде) Запишите домашнее задание подготовить выразительное чтение стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон»с. 68–70, часть 2-я (на слайде) | Любит жизнь и природу Живет в гармонии с природой Испытывает восторг от увиденного, удивление Человек эмоциональный, наблюдательный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе. Слушают и анализируют пословицу (Хороший сон даёт нам силы, мы чувствуем себя в хорошей форме, ясно мыслим) Записывают домашнее задание в дневник | П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный:формулирование выводов, обобщений. Практический: упражнение | 2-3мин | Проводит тест по теме. Взаимопроверка – Выберите правильный вариант ответа. 1.Что приснилось автору? А) Леса, поля, луга Б) Дебри, глушь, тишь В) Ветви, метель, тайга 2.Кто крался к зебре? А) Оранжевый тигр Б) Песочный гепард В) Жёлтый лев 3.Чей шаг услышал герой стихотворения? А)Бегемота Б) Гиппопотама В) Слона 4.Что возмущало в герое слабый дух? А) Мгновения Б) Виденья В) Совпадения 5.Чьи крылья могли затмить закат? А) Огнедышащего дракона Б) Жар-птицы В) Огненного змея 6.Кого герой мог ожидать из-за камней? А) Стадо кабанчиков Б) Группу людей В) Племя карликов 7.Кто является царём пещеры? А) Ягуар Б) Волк В) Медведь 8.Кто вышел в конце стихотворения? А) Месяц Б) Охотник В) Рыболов 9.Где герой чувствовал себя в безопасности? А) В пещере Б) Дома В) На утёсе 10.Какое чувство охватило героя в конце стихотворения? А) Злоба Б) Переживание В) Страх – Понравилась ли вам работа на уроке? Обмениваются карточками и сверяют с образцом на слайде. Критерии на слайде. Поднимите зеленый карандаш, если вам понравился урок, если урок был интересный, но чего-то нехватало, то желтый, красный, если совсем не понравился. | Выполняют тест, выбирая правильные ответы 1.Б 2.В 3.Б 4.Б 5.В 6.В 7.В 8.А 9.В 10.В | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон ».
Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924)
ДЕБРИ ГИППОПОТАМ УТЕС ВОРОХ ВИДЕНЬЯ СУМРАЧНЫ ЗАТМИТЬ
Дебри - место, заросшее непроходимым лесом
Гиппопотам - бегемот
Утёс - высокая скала
Ворох - куча, груда Сумрачны - (сумрак) Виденья - что-то возникшее в воображении охвачены сумраком (неполная темнота)
Затмить - 1. закрыть 2. превзойти в чём-то кого-либо Упрямо - Возмущать - настойчиво успокаивать
Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон ».
СОН ЛУЧШЕ ВСЯКОГО ЛЕКАРСТВА
правильные ответы 1.Б 6.В 2.В 7.В 3.Б 8.А 4.Б 9.В 5.В 10.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"
Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения. Планируемые результаты:...
Технологическая карта по литературному чтению Э.Мошковская «Я маму мою обидел» 2 класс УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Э.Мошковской «Я маму мою обидел».Планируемые результаты:Предметные: знать биографию Э.М...
Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока литературного чтения Э. Мошковская «Я маму мою обидел» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Э.Мошковской «Я маму мою обидел».Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с биог...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"М.В.Дружинина "Мамочка-мамуля""(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения С.В.Михалкова “Если”.Задачи урокаДидактические:Поз...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"М.М.Зощенко "Золотые слова""(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения М.М.Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактичес...