В. Я. Брюсов "Опять сон", "Детская" (Литературное чтение, 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fokina_l._p._bryusov_v._ya._opyat_son_detskaya.zip1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Фокина Лидия Петровна                                                   В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская».                                                Литературное чтение, 4 кдасс


ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
«ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»

Цель: ознакомление  учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова

Задачи:

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь;
  3. воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова

Ход урока

I. Организационный момент

II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение

СЛАЙДЫ 2 - 4

III. Введение в тему. Актуализация знаний

1.Первичное ознакомление

Учитель:

Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется?

Учащиеся:

Поэтическая тетрадь

Учитель:

Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему.

Учащиеся:

Мы будем читать о детях,  …

2.Беседа о содержании раздела, его особенностях

Учитель:

Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям?

Учащиеся:

Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».

Учитель:

Чем стихи отличаются от прозы?

Учащиеся:

В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью.

Учитель:

Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

Учащиеся:

(Могут затрудниться с ответом)

IV. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Учитель:

СЛАЙД 5

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.

Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.

В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.

Но  этого  ему  недостаточно.  Брюсов  мечтает  стать  «новым  Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов»  В. Брюсова.  Задумано  было  25  томов,  но  свет  увидели только 8 – из-за закрытия издательства.

После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

Учитель:

Что особенно запомнилось? Что поразило?

Учащиеся:

…………….

V. Работа над произведениями.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».

1.Работа над стихотворением «Опять сон»

Учитель:

Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

Учащиеся:

…………………

Учитель:

А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

Учитель:

Какие картины вам представились?

Учащиеся:

Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам…

Учитель:

Видели ли вы что-нибудь подобное?

Учащиеся:

Нет

Учитель:

Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

Учащиеся:

«Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём

2.Словарная работа

Учитель:

СЛАЙД 6

Объясните значения слов:

ДЕБРИ

Учащиеся:

Место, заросшее непроходимым лесом

Учитель:

СЛАЙД 7

ГИППОПОТАМ

Учащиеся:

Бегемот

Учитель:

СЛАЙД 8

УТЁС

Учащиеся:

Высокая скала

Учитель:

СЛАЙД 9

ВОРОХ

Учащиеся:

Куча, груда

Учитель:

ВИДЕНЬЯ

Учащиеся:

Что-то возникшее в воображении

Учитель:

СУМРЧНЫ (СУМРАК)

Учащиеся:

Охвачены сумраком (неполная темнота)

Учитель:

СЛАЙД 10

ЗАТМИТЬ

Учащиеся:

  1. закрыть
  2. превзойти в чём-то кого-либо

Учитель:

Подберите синоним к слову УПРЯМО

Учащиеся:

Настойчиво

Учитель:

Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬ

Учащиеся:

Успокаивать

Проектор нужно выключить

3.Работа над выразительностью

  1. Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
  2. Чтение – мальчики, девочки
  3. Чтение хором
  4. Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

4.Работа над стихотворением «Детская»

Учитель:

Другое  стихотворение  расскажет  вам  об  одной  из  любимых  детьми игр.

Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).

Учитель:

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Учащиеся:

Весёлым, задорным …

Учитель:

О какой игре рассказал поэт?

Учащиеся:

Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки

Учитель:

В какие игры вы любите играть?

Учащиеся:

……………….

5. Работа над выразительностью

  1. Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
  2. Чтение – мальчики, девочки
  3. Чтение хором
  4. Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

VI. Итог урока.

Учитель:

Прочитайте понравившееся вам стихотворение (2-3 учащихся)

VII.Рефлексия

Учитель:

Закончите фразу: «Мне понравилось стихотворение …, потому что ….

VIII.Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» (с. 68–70, часть 2-я), по желанию выучить одно из стихотворений наизусть.

Используемые источники:

Картинки и скороговорки из книги  «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)

Интернет источники:

Биографические данные http://festival.1september.ru/articles/562654/ 

Дети http://s51.radikal.ru/i134/1110/26/b24af3de4b85.png 

Портрет В. Я. Брюсова http://www.sbornik-stihov.ru/grafika373.jpg 

Дебри http://www.skitalets.ru/trips/2003/kongak_slep/ural_debri.jpg 

Гиппопотам http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/1024/22458.jpg 

Утёс http://www.diletant.ru/upload/images/1DSC_0347-1-2.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творим по законам красоты (Детское литературное творчество)

В статье описан опыт работы по развитию детского литературного творчества.Здесь можно познакомиться с детскими работами....

Презентация детского литературного творчества по пейзажной лирике. Написание синквейнов по теме "Осень"

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "Стихи русских поэтов об осени". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание синквейна ( нерифмованного стихотворе...

Презентация детского литературного творчества по пейзажной лирике. Написание синквейнов по теме "Зима"

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "Стихи русских поэтов о зиме". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание синквейна ( нерифмованного стихотворени...

Презентация детского литературного творчества по пейзажной лирике. Написание синквейнов по теме "Весна"

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "Стихи русских поэтов о  весне". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание синквейна ( нерифмованного стихо...

Презентация детского литературного творчества по пейзажной лирике. Написание синквейнов по теме "Лето"

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "Здравствуй, лето". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание синквейна ( нерифмованного стихотворения, создавае...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...