Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" В. Я. Брюсов «Опять сон»." (Школа России)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Байгузина Наталья Валерьевна

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В.   Я. Брюсова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17_fevralya.doc89.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

по русскому языку

Выполнила студентка 46 гр.        

Байгузина Наталья                

                                                                                                                                                           Проверила: Кунгурцева О.Б

Отметка:                                

           Дата:17.02.16                        

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: В. Я. Брюсов «Опять сон».

Цели урока: ознакомление  учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В.   Я. Брюсова.
  • Личностные: воспитывать интерес к читательской деятельности, положительные качества, любовь и уважительное отношение к родным и старшим людям, природе;

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Ч 2 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и д.р). -М.:Просвещение,  2014., презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент.

Сл.: слово учителя.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подарите себе хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Приветствовать учителя. Садиться на места.

Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный

Пр.: артикуляционные упражнения

Сл.: ответы на вопросы

5 мин

Речевая разминка

Для начала давайте проведем небольшую речевую разминку:

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

2. Читай громко, произноси чётко.

шаль

шарф

шнур

шум

шаг

шар

штаб

щлем

штык

штурм

шторм

штора

шутка

шубка

шорох

ворох

3. Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением (выводится на экране)

Читать, правильно артикулируя.

Отвечать на вопросы.

Готовиться к предстоящей деятельности.

П:осмысленно читают текст

К:  уметь четко высказывать свои мысли;

умение слушать и слышать.

Р: принимают и

сохраняют уч. задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: ответы на вопросы

1 мин

10 мин

-Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется? (поэтическая тетрадь)

-Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему (Мы будем читать о детях,  …).

- Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям? (Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».)

- Чем стихи отличаются от прозы? (В стихах есть ритм, рифма.  Отличаются краткостью, точностью.)

-Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

     Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида. Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности. В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт. Но  этого  ему  недостаточно.  Брюсов  мечтает  стать  «новым  Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов»  В. Брюсова.  Задумано  было  25  томов,  но  свет  увидели только 8 – из-за закрытия издательства. После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

-Что особенно запомнилось? Что поразило?(….)                

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Валерия Брюсова: «Опять сон».

Отвечать на вопросы. Готовиться к предстоящей деятельности.

Слушать чтение.

П: строят речевое высказывание

К : четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р:постановка учебной задачи

П: строят речевое высказывание

П:осмысленно читают текст

П:строят речевое высказывание

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

4.Решение частных задач на основе анализа текста

Сл.: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Пр.: тренируют произношение трудных слов

Пр.: тренируют произношение трудных слов

Сл.:  выразительно читают стихотворение

17 мин.

Изучение нового материала.

                         Первичное знакомство с текстом.

-Откройте учебник на стр.68

-Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?      

-А вот какой сон приснился поэту (Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».)

-Какие картины вам представились? (Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви которого подняты вверх. Гиппопотам…)

-Видели ли вы что-нибудь подобное? (Нет)

-Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта «Мне опять приснились дебри..»? (Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём)

Словарная работа

В стихотворении «Опять сон» вам встретятся  слова, которые вам могут быть не понятны ,  но для начала давайте разберем некоторые слова, которые в нем встречаются.

(Слова по очереди появляются на слайде, я прошу объяснить значение каждого слова)

Словарно-лексическая работа

ДЕБРИ - место, заросшее непроходимым лесом

ГИППОПОТАМ- бегемот

УТЁС - высокая скала

ВОРОХ- куча, груда

ВИДЕНЬЯ- что-то возникшее в воображении

СУМРЧНЫ (СУМРАК)- охвачены сумраком (неполная темнота)

ЗАТМИТЬ –закрыть; превзойти в чём-то кого-либо

-Подберите синоним к слову УПРЯМО- настойчиво

-Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬ-успокаивать

  • прочитайте слово про себя;
  • кто может объяснить значение ;
  • составьте предложение.

Словарно-орфоэпическая работа

Выводятся слова на слайд (ГИППОПОТАМ, ДЕБРИ, ВИДЕНЬЯ).

Ребята, прочитайте слово

  • про себя;
  • вслух по слогам;
  • целиком с ударением.

Чтение рядами -1ряд,2 ряд, 3 ряд                                                               Чтение – мальчики, девочки

Чтение хором                                                                              Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Детская», которое   расскажет  вам  об  одной  из  любимых  детьми игр.

- Словарная работа

Словарно-лексическая работа

Ребята, как вы думаете, что значит это слово «трон»? (красивый стул на котором сидит король, королева)

  • прочитайте слово про себя;
  • кто может объяснить значение ;
  • составьте предложение.

Словарно-орфоэпическая работа

На слайде слово «высью».

Ребята, прочитайте слово

  • про себя;
  • вслух по слогам;
  • целиком с ударением.

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Весёлым, задорным …)

-О какой игре рассказал поэт? (Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки)

-В какие игры вы любите играть? (…)

Теперь прочитайте друг другу в парах, передавая чувства автора к этой игре, и оцените чтение своего соседа.

-Кто попробует прочитать стихотворение выразительно на оценку? (2-3 человека)

Анализ чтения.

1. Ударение в слове;

2. Логическое ударение;

3. Паузы: (короткая, средняя, длительная.);

4. Движение голоса по звукам разной высоты.

-Кто попробует прочитать стихотворение.

Слушать

Предполагать

Определять конкретный смысл понятий.

Работать с незнакомыми словами.

Размышлять  над значением новых слов

Читать вслух и про себя.

Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализация знаний.

Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению

Анализировать содержание стихотворения для его полного понимания, готовиться к выразительному чтению

К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

Псмысленно читают худож. Т

К: контролируют действия партнера

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

К:- умение слушать и слышать.

П: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

К: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

Псмысленно читают худож. Т

П: строят речевое высказывание

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5 мин

Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?  Что нового вы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились! Мне приятно было работать с вами!

А как вы оцениваете свою работу? Если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

Р: осуществляют итоговый контроль

Домашнее задание

1 мин

Стр.68-69 читаем выразительно.

Записать д/з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924 г.г.)

Слайд 3

В 1900 был напечатан сборник «Третья стража».

Слайд 4

В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства.

Слайд 5

«Опять сон». ДЕБРИ место, заросшее непроходимым лесом ГИППОПОТАМ

Слайд 6

УТЁС

Слайд 7

ВОРОХ

Слайд 8

ВИДЕНЬЯ – что-то возникшее в воображение.

Слайд 9

ЗАТМИТЬ

Слайд 10

«Детская» Трон-

Слайд 11

СУМРЧНЫ (СУМРАК )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:"Драгунский "Он живой и светится""(УМК "Школа России")

Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...