Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Тема стихотворений. В.Брюсов "Опять сон"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
В данном конспекте урока представлен вариант работы с поэтическим произведением, предполагающим построфный анализ. Ознакомление с биографией поэта Валерия Брюсова осуществляется через деятельностный подход. В ходе урока идет работа с различными видами текста: поэтическим текстом, научной статьёй, видео фрагментом, аудио-материалом, иллюстрациями учебника и портретами поэтов В.Брюсова, А.Блока, К.Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l61_otkrytyy_urok.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
4 класс. Литературное чтение. 61 урок (УМК «Школа России»)
Тема: Тема стихотворений. В.Брюсов «Опять сон»
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
Планируемый результат предметных умений: обучающиеся будут знакомиться с творчеством поэта-символиста Валерия Брюсова; учиться наблюдать за словом и его подтекстом, многозначностью; упражняться в анализе поэтического произведения на примере стихотворения «Опять сон»; будут работать с текстами, объединенными общей тематикой; развивать художественную образную речь.
Ход урока
Структурный компонент урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД (метапредметный результат) |
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент | Эмоциональная установка на урок. Предлагает прослушать музыкальный фрагмент с закрытыми глазами, а потом описать образы, которые возникли в воображении. Учитель фиксирует на доске образы, которые возникли у детей. - В какой ситуации вы можете увидеть подобные образы? - Можно ли образ, увиденный во сне описать средствами литературы? - Кто этим занимается? | Организуют рабочее место Прослушивают музыкальный фрагмент. Высказывают мнения о том, что представили. -Их можно увидеть во сне? - Скорее всего, да. Это писатели и поэты. | К – формулируют собственное мнение и позицию Р – принимают и сохраняют учебную задачу Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Самоопределение к деятельности | - Попробуем и мы побывать во сне Организует речевую разминку со стихотворением «Сны» (Приложение 1) Организует поисковую деятельность детей. - Определите тему урока, опираясь на прочитанное произведение и оформление класса. - Какова тема урока? - Что мы должны сделать на уроке, чтобы сказать, что тема нами усвоена? Выслушивает мнения детей и записывает пункты на доску | Упражняются в чтении стихотворения: - чтение про себя; -чтение с постепенным уменьшением громкости; - чтение по «цепочке»; - чтение с остановками (первая строфа вслух, вторая – чтение про себя и т.д.) Обучающиеся читают слова и фразы, размещенные по всему пространству класса. По необходимости, проходят по кабинету. - Будем читать произведение Валерия Брюсова о снах. Определяют задачи урока. Например: - Узнать о творчестве В.Брюсова - Прочитать одно из его произведений - Провести анализ произведения - Упражняться в выразительном чтении или чтении наизусть | П – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания К – допускают возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными. Р – принимают и сохраняют учебную задачу Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её. К – допускают возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными. |
3. Построение проекта выхода из затруднения | - Начнем с первого отмеченного вами пункта – творчестве В.Брюсова. - Что вы можете о нем рассказать? Учитель выслушивает ответы детей, дополняя их своим рассказом. Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Сам автор вспоминал, что первые стихи писал печатными буквами, потому что прописных еще не знал. В детстве очень увлекался математикой, его привлекали цифры, поэтому он хотел стать историком – хорошо запоминал даты исторических событий. В студенческие годы начал издавать сборники, а позже стал редактором журнала «Весы». Он был лично знаком с К.Чуковским и А.Блоком. Последний был восхищен поэзией Брюсова и считал себя недостойным писать рецензии на его произведения (критика, оценка работы поэта или писателя). - Можно ли сказать, что первый пункт плана на урок мы реализовали? -Задайте вопросы о творчестве В.Брюсова одноклассникам. - Что мы запланировали дальше? - Кто догадался, что это будет за произведение и о чем? - Вспомните, когда в начале урока вы слушали музыкальное произведение, вы представляли какой-то образ, символ. Символы очень интересовали В.Брюсова и поэтов начала ХХ века, их так и называли – «символисты». - Как вы думаете, как это могло отражаться на их творчестве? | Обучающиеся опираются на опорные слова: Валерий Брюсов купеческая семья (занята торговлей) 8 лет стихи историк редактор журнала «Весы» портреты К.Чуковского, А.Блока - Да. Составляют вопросы о биографии В.Брюсова. - Познакомиться с одним из его произведений. - Это будет стихотворение о снах. Высказывают предположения. - В стихах поэты использовали слова-символы, писали об одном, а представляли – другое. | П – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Р – осуществляют самоконтроль за пошаговым выполнением действий Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её. К – допускают возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственными. |
4. Первичное закрепление | Проводит анализ стихотворения «Опять сон»
- Какие картины представили, слушая это стихотворение?
- Проанализируем это стихотворение и попробуем найти символы. Первая строфа - Что такое дебри? - Что значит «опять приснились»? - Опишите картину, которую видит автор Вторая строфа - Кто такой гиппопотам? - Почему, описывая деревья, автор употребляет слово «упрямо»? Третья строфа - Что такое утёс? - Что значит фраза «Весь я - зренье, весь я – слух». - Какие переносное значение имеет слово басня? - Тогда почему автор пишет, что эти басни возмущают слабый дух? Четвертая строфа - О чем говорится в этой строфе? Чего боится автор? Огненный змей – это символ пожара. Пятая строфа - Что это за карлики? Шестая строфа - С какой строфой связана прочитанная строфа? Докажите. - Как понимаете фразу «Лес, взрывая листьев ворох, тупо тянется к реке»? Строфа седьмая - Как автор называет здесь медведя? - Как нужно читать эту строфу? Обращает внимание на особенности пунктуации во второй строке и слитное прочтение фразы «Ведь кто же знает: это ль духи…». -А теперь самостоятельно прочтите это стихотворение снова. Организует отработку выразительного чтения стихотворения по строфам. - Можно ли отметить второй и третий пункты нашего плана? | Слушают учителя, следят по тексту. Высказывают собственное мнение. - Представил саванну, Африку, фантастический лес, тропических животных, героя, который находится один в этом таинственном месте, его что-то страшит.
Находят значение в словаре учебника - Дебри – это место, заросшее непроходимым лесом. - Автор видит это во сне не в первый раз. - На закате через высокую траву лев подкрадывается к зебре. - Это бегемот. - Действие происходит в дебрях, деревья растут в беспорядке, упрямо двигаясь вверх. - Это возвышение, гора, скала. - Автор очень напряжен, он вслушивается и всматривается в окружающий пейзаж. - Ложь, неправда. - Он боится, он верит тому, что слышал. Может быть, это рассказы о страшных местах и животных. - Огненный змей – это пожар. Автор боится пожара в этом месте. - Возможно, это гномы, которые по преданиям рождаются из камня. - С первой строфой. Здесь говорится о зебре. Она спаслась ото льва. - В стихотворении описана пора засухи, листья на деревьях пожухли от жары и река единственное место притяжения всего живого, в том числе и леса. - Он называет его царем пещер. - Эту строфу надо читать с паузами, приглушенным голосом. Самостоятельно читают стихотворение целиком. Обучающиеся читают по цепочке стихотворение несколько раз. - Да. Отмечают на доске пройденный этап. | К – строят монологическое высказывание, контролируют действия партнера Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале П – устанавливают причинно-следственные связи |
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - В этом стихотворении автор описал нам удивительную природу саванны. Прочитайте научный текст о саванне и выделите в тексте те сведения, которые вы встретили в стихотворении В.Брюсова (Приложение 2.) Организует работу в малых группах. ( В качестве эмоционального пятна, можно показать фрагмент видео фильма о пожаре в саване (без сцен с животными)). - В заключение урока проверим, запомнили ли вы стихотворный текст. Организует работу в малых группах. Задание: записать недостающие слова из текста. (Приложение 3) - С какими фрагментами текста у вас возникли сложности? Выслушивает варианты ответов. | Работают с текстом в малой группе (по 4 человека), выделяя сведения, представленные и в тексте, и в стихотворении. Выделяют слова и выражения - лето очень жаркое и засушливое; - огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев; - стада травоядных животных; - зебры, львы Восстанавливают стихотворный текст, работая в группе. самостоятельно проверяют себя по тексту учебника. Обучающиеся высказывают мнение от групп. | К – строят монологическое высказывание, контролируют действия партнера Р – осуществляют самоконтроль за пошаговым выполнением действий Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её. |
6. Рефлексия деятельности а) Установка на домашнюю работу | - Сегодня мы ознакомились только с одним произведением этого поэта. Дома прочитайте стихотворение «Детская» на странице 70 и поупражняйтесь в его выразительном чтении. | Записывают задание в дневник. | К – адекватно используют речевые средства в монологической форме Р – соотносят поставленные задачи и достигнутые результаты урока Л – проявляют эмоции по поводу собственного поведения |
6. Рефлексия деятельности б) Оценивание Подведение итогов | - Еще в юности в своем дневнике Валерий Брюсов написал: «Надо работать! Надо что-нибудь сделать! За работу, жизнь не ждет!» - Как вы думаете, что он имел в виду? - Всё ли задуманное на уроке мы смогли реализовать? - Оцените свою работу на уроке. Проводит оценку обучающихся с пояснением. | Высказывают мнение о данной фразе. - Не нужно ждать, что все получится само собой, надо постоянно работать, учиться, узнавать что-то новое и тогда, можно в своей жизни сделать что-то по-настоящему большое. Высказывают мнение о своей работе и работе одноклассников. |
Приложение 1 В пижамах и в тапочках из тишины Крадутся на цыпочках добрые сны. Выходят на улицы сонной гурьбой – А самый волшебный идёт за тобой! Бывают спокойны, бывают смешны, Есть сны-хулиганы и сны-ворчуны: Один тёмно-синий, другой голубой… А самый красивый идёт за тобой! Вот сон для мартышки и сон для слона… Их видят и море, и лес, и луна, Букашка и камушек на мостовой… А самый хороший, конечно же, твой! | Опорные слова для урока Валерий Брюсов купеческая семья (занята торговлей) 8 лет стихи историк редактор журнала «Весы» портреты К.Чуковского, А.Блока |
Приложение 2 Саванна — это африканская степь, находящаяся в зоне субтропиков: лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое, и только зимой наступает короткий сезон дождей. Саванна представляет собой огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев; это место обитания множества различных животных. | Приложение 3 Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Желтый __________ крадется к зебре Через травы и __________. Предо мной ____________упрямо В небе ветви вознесли. Слышу шаг _________________, Заросль мнущего вдали. На утесе безопасен, Весь я - зренье, весь я - слух. Но виденья старых __________ Возмущают слабый ___________. Крылья огненного __________ Не затмят ли вдруг закат? Не взлетит ли, искры сея, Он над нами, ______________ рад? Из камней не выйдет вдруг ли Племя ______________ ко мне? Обращая ветки в угли, _________ не встанет ли в огне? Месяц вышел. Громче шорох. __________ мчится вдалеке. Лев, взрывая листьев ворох, Тупо тянется к _________. Дали сумрачны и глухи. ________ слышнее. Страшно. Ведь Кто же знает: это ль духи Иль пещеры царь - ____________! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»
Конспект урока литературного чтения. 2 класс. Тема: В. Берестов стихотворение «Хитрые грибы»...