Коспект урока обучение грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Буква Х , звуки [x] ,[x ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_truda_hleb_ne_roditsya_nikogda._konspekt1.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х’]. Буква Х, х.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы

Личностные результаты

Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц.

Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

                                                                                                                                    Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Речевая разминка

Чтение — лучшее учение. (Пословица написана на доске.)

  • Прочитаем, четко выговаривая все звуки.
  • Что вы прочитали?
  • Почему так говорят?
  • Верно, кто много читает, тот много знает.
  • Какой звук в этой пословице встречается чаще?
  • Что вы знаете об этом звуке?
  • Где «живет» эта буква?
  • Есть в «переулке» еще буква, которую мы сегодня «разбудим».

  1. Повторение, актуализация знаний.
  • Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»
  • Верите ли вы, что…
  • Звуки бывают гласные и согласные? (да)
  • Гласные звуки не поются? (нет)
  • Согласные звуки произносятся с преградой?(да)
  • Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
  • Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
  • Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)
  • Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)
  • Есть буква, не имеющая звука?(да)
  • Звуки мы видим и пишем.(нет)
  • На письме звук обозначается буквой ? (да)
  • Что мы сейчас делали в игре? (повторили)

  1. Формулирование темы урока, постановка целей.
  • А теперь отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

  • Назовите 1 звук в слове.
  • Знаком ли он нам?
  • Какова будет тема урока?
  • Чему научимся? (Узнаем новую букву и её звук, будем читать с ней слоги, слова, предложения, будем развивать речь, память, воспитывать усидчивость, терпение.)
  • Что мы сейчас учились делать? (Ставили цели перед собой)
  1. Изучение нового.
  1. Знакомство со звуками
  • Исследуйте самостоятельно этот звук в слове хлеб и крохи (по вариантам) Буквы подписывать не надо. Стрелочкой укажите новый звук.

(У доски 2 представителя от вариантов.)

На доске:

  • Все составили схемы правильно?
  • Что вы узнали о новом звуке?
  • Он гласный или согласный? Почему?
  • Он звонкий или глухой? Почему?
  • Что можно сказать о твёрдости-мягкости?
  • Дай полную характеристику по схеме.

Х- согласный и глухой.

Звук он шумный, щелевой.

Очень длительно звучит,

Будто кто во сне храпит.

  • Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове.

ВЫВОД:

  • Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.
  • Давайте посмотрим, где может жить новый звук?
  1. Знакомство с буквой
  • Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). «Ха» - большой (заглавной).
  • Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

  • Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

  • На что похожа буква Ха?

ФИЗМИНУТКА

  1. Закрепление пройденного.

а). Беседа о хлебе.

  • Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб.
  • Почему для людей так важен хлеб?
  • Как он к нам пришел на стол?
  • Легко ли выращивать хлеб?
  • Как надо относиться к хлебу?
  • Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?

Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» нужно начать с проблемного вопроса:

  • «Почему именно к хлебу у россиян особое отношение?»
  • Рассказ ребенка(домашняя заготовка )

Именно хлеб в течение многих веков был основой питания российского крестьянства. Пока в доме оставалось хоть немного хлеба, это считалось ещё не крайней бедностью: можно было поесть тюрю — размоченный в воде чёрствый чёрный хлеб с репчатым луком, солью и водой

 Учитель: «А какой хлеб едят у вас в семье? Чёрный (ржаной) хлеб является основой культурной традиции питания именно русского человека. В других странах рожь не сеют или почти не сеют и ржаного хлеба не едят. Оказавшись в Европе, россиянин тоскует именно по ржаному хлебу. Этот хлеб полезнее белого (пшеничного)».

  • Рассмотрите иллюстрацию . Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)
  • Что изображено в правом верхнем углу?
  • Кого принято встречать хлебом и солью?
  • Для чего это делают?
  • Каким изображено солнышко?
  • Где выращивают хлеб?
  • Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)
  • Какую роль в жизни человека играет пшеница?
  • Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома)
  • Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации?

(от явлений природы зависит урожай зерновых). 

  • Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат?

( в пословицах содержится народная мудрость)

Завершается обсуждение материала выборочным чтением «читающими» детьми пословиц о хлебе . В заключение нужно подвести детей к выводу о почётном, хотя и нелёгком труде хлебороба.

Физкультминутка. 

б) Работа в азбуке .

  • Давайте найдем его в азбуке. Как назвать такой хлеб? (каравай)
  • Прочитаем слоги. Что о них можно сказать?
  • Прочитаем слова, напечатанные черным цветом. Что можно сказать о словах? (антонимы, ед.ч. мн.ч.)
  • Рассмотрите картинку. Что видите? О чем будет текст?
  • (Чтение текста). Оправдалось ли наше предположение? О каких приметах осени говорится в тексте?
  • Почему до холодов надо убрать хлеб?
  • Какие машины работают на полях?
  • Какое время года наступит после осени?
  • Что дрожит от холода?
  • Какими становятся дни?
  • Где появился ледок?
  • Что надо убрать с полей до холодов?
  • Озаглавьте текст
  • Как назовем текст? (уборка хлеба)
  • Сколько букв Х в тексте? (6)

  1. Рефлексия
  • Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
  • Чему научил вас урок?
  • Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?
  • Оцените свои достижения с помощью сигналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Коспект урока по грамоте

Конспект урока по грамоте "Буква Р. Звуки Р,Рь"...