конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Белякова Олеся Николаевна

Шарль Перро "Подарки феи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 3 класс129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»
Цель:
 

1.Познакомить учащихся со сказкой Ш.Перро.

2.Развивать навыки выразительного чтения.

3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.

4. Учить  пересказывать художественный текст, части  

5.Воспитывать любовь и уважение  к ближним.

6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей     деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.

Задачи: 
• формировать навык осмысленного  чтения,
умение  работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки.
• развивать речь, мышление, память, интерес к зарубежной литературе.
• на основе анализа сказки воспитывать
 доброту, отзывчивость, умение сопереживать, доброжелательное отношение к окружающим.
Закрепить понятия о народных и литературных сказках. Учить различать положительных и отрицательных героев сказок.

Предметные

  • развивать способность полноценно воспринимать текст
  • закрепить  умение  детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности
  • различать положительных и отрицательных героев сказок.
  • развивать умение определять тему, главную мысль сказки (анализировать)

Метапредметные

1.Познавательные УУД:

а)Общеучебные УУД

  • самостоятельное выделение и формулировка учебной цели
  • произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
  • поиск и выделение необходимой информации
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
  •  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
  • понимание  и адекватная оценка языка

2.Коммуникативные УУД

  • формировать умение работать в парах
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия)
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

3. Регулятивные УУД

  • Целеполагание- постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно
  • Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
  • Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения
  • Оценка- выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональная устойчивость к стрессам

 4. Личностные УУД

Смыслообразование

Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных   интересов

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Нравственно-этическая ориентация

Выделение морально-этического содержания событий и действий

Нравственно-этическое оценивание событий

Формировать чувство сопереживания героям

Формировать умение адекватно оценивать свою работу

ОБОРУДОВАНИЕ:  

  • Ефросинина Л.А. учебник  «Литературное чтение»  3  класс,  1часть
  • Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» рабочая тетрадь №1, 3 класс  
  • Ефросинина Л.А. «Книгочей»   словарь - справочник по литературному чтению 1-4   классы
  •  мультимедийный  проектор, презентация к уроку
  • карточки с отрывками сказок, схемы, таблицы, иллюстрации

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

1. Самоопределение  учебной  деятельности. (1-2)

Цель:  Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу, потому что могу»

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Получите  хорошее настроение и настрой на весь урок.

-Посмотрите на экран. Послушайте. 

-Какой вопрос вы услышали в песне?- Ответьте на вопрос.

-Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну.

-Какая она?

-В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете.

-А как попасть в страну сказок? - Можно лишь перенестись на крыльях фантазии.

-Я знаю, что вы умеете фантазировать , поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка.

-Принимаете мое приглашение?

    Вы догадались с  чем мы сегодня будем работать?                                                        

- Буду думать! - Буду стараться! - Буду внимательным!

.         Слайд№1

- Где водятся волшебники?

- в сказках.

Страна сказок красивая, необыкновенная, чудесная, волшебная, удивительная. Там происходят чудеса. Добро борется

со злом. Живут сказочные герои, добрые и злые волшебники

- прочитать книгу, пофантазировать, представить себя героем сказки.

Слайд№2

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Познавательные УУД 

поиск и выделение необходимой информации

Личностные УУД смыслообразование;

Регулятивные УУД.

Целеполагание

2.Актуализация знаний  знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5)

Цель:  Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1.Вспомним, что вы знаете о сказках.

- Что такое сказка?        

2. Сказки бывают?(заполнить схему на доске)

3. По содержанию, какие бывают сказки? (на доске)

4. Что еще знаете о сказках?

Молодцы!!!

Игра «Вспомни сказку» (карточки с отрывками из сказок)

Каждому даю карточку под номером. Проверка.        

Какие это сказки, что их объединяет?

                                                                                               

- Сейчас вспомните авторские сказки, которые мы читали.

- Чем народная сказка отличается от авторской - литературной?

                                                                                           

1.Сказка – один из литературных жанров, устный рассказ о чем – то необычном, о невероятном, фантастическом.

Слайд№3

 2.

           

3.

                                                                                                                  

4.Присказка;  зачин (начало), концовка, волшебные события, герои,  добро борется со злом и чаще всего побеждает.

     Народные

                    Слайд№4-6

        Слайд№7

Познавательные УУД

синтез как составление целого из частей;

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждения  выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство

Коммуникативные УУД

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД смыслообразование;

3.Выявление места и причины затруднений

(постановка учебной задачи )

(4-5)

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения? «чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

                                                                       

Жила на свете вдова. Было у нее две дочери . Старшая –вылитая мать. А младшая  дочка была вся в покойного отца.

Хотите узнать?   Сначала узнаем, кто автор сказки, посмотрите на экран.                                        

- Кто автор? Молодцы!! Он русский  писатель или зарубежный?

Что вы знаете о Шарле  Перро?

- И, наконец, сказка!                       Слайд№12                                                                                                         

- Какие же подарки может дарить Фея?

Какова  тема нашего урока? Цели и задачи?

А что для этого необходимо? Составим план:

1.Познакомиться со сказкой Ш.Перро

2.Какие подарки и кому дарила фея? 

3. За что подарки?

4. Поработать над сказкой.

 5.Чему учит сказка?

Да мы будем читать, выполнять задания…….

Повернулись друг к другу и произнесите «сказка»

                            - с удивлением

                            - с грустью

                            - с радостью

                            - загадочно

Молодцы! Это нам  пригодится, когда будем читать сказку, чтобы мы могли передавать интонацию, настроение.

                 

Слайд№8

- Нет

- Да.

                     Слайд№9

- Шарль Перро  

Рассказывает Чернецов Рамиль об авторе

             

                             Слайд№10-11

Разные:наряды,украшения,драгоценности……

- Познакомиться   со сказкой Ш. Перро «Подарки феи»; …..

- Прочитать.

Познавательные УУД. 

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Познавательные УУД

произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД.

Целеполагание- постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно

Личностные УУД смыслообразование; Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.Построение проекта выхода из затруднения.(7-8)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта ее решения

Чтение и работа над содержанием

1.-Откроем учебник с. 175 .

- Мы начинаем изучать новый раздел:

Сказки зарубежных писателей статья в учебнике

  Сказку читает учитель и уч-ся

-Возьмите карандаш, следите, подчеркивайте непонятные слова. Понравилась сказка? О чем сказка?

2.-Какие слова были непонятны, какие подчеркнули?

-Где можем найти толкование слова?

-Как начинается сказка?

О чем узнали вначале?   

- Кого встретила младшая дочь?

-Какой  показана младшая дочь? (внимательной, доброй)

-Почему вы так решили?

-Почему фея приняла вид простой, деревенской женщины?

- Что подарила фея младшей дочери?

- За что она получила подарок?

- Чем вторая встреча отличается от первой?

- Почему фея приняла такой облик?  Что узнали?

- Какой подарок сделала фея старшей дочери?  Почему? За что?

-  В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?   Что узнали?

-Как закончилась сказка? Почему?

     

                       

                              Слайд№13

Груба- недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны

Спесивы–надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими.

Заносчивы– высокомерны, самоуверенны.

Кроткая– уступчивая, покорная, смирная

Две дочери

Фея и младшая дочь

Подарки феи младшей дочери

Фея и старшая дочь

Подарок феи старшей дочери

- Какова услуга, такова и награда

- Будешь делать добро, к тебе оно вернется

Младшая дочь  встретила  принца

 Судьба старшей дочери

             

               

Коммуникативные УУД

   Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

     Уметь выполнять работу по предложенному плану.

   

    Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 Познавательные УУД

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Личностные УУД смыслообразование;

 Выделение морально-этического

содержания событий и действий

Нравственно-этическое

 Оценивание событий

Формировать чувство

сопереживания героям

5. Этап реализации построенного проекта знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала, схемы, плана

1.Задание по группам. (2 группы)

Восстановите последовательность событий.

   (карточки, где последовательность событий нарушена)                

                                  №1

1.Две дочери

2.Младшая дочь и фея

3.Подарки феи младшей дочери

4.Фея и старшая дочь

5. Подарки феи старшей дочери

6. Младшая дочь и принц

7. Судьба старшей дочери

          Проверка       Слайд№15

        

Познавательные УУД.               Искать в тексте и выделять необходимую информацию.Осознанное построение речевого высказывания.Выбор наиболее эффективных способов решения ; синтез как составление целого из частей установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждения выдвижение гипотез, их обоснование,доказательство

Регулятивные УУД

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Нравственно-этическая ориентация

Выделение морально-этического содержания событий и действий

Нравственно-этическое оценивание событий

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения,

слушать и понимать речь других. формировать умение работать в парах, группах;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5)

 Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

2.Выборочное чтение, пересказ.

                                   (работа в парах)

               

(иллюстрации к ним прочитать или пересказать отрывок, проинсценировать)

                  №2

Читают или пересказывают

        

                    Физминутка

        

Личностные УУД

Выделение морально-этического содержания событий и действий

Нравственно-этическое оценивание событий

Познавательные УУД.               Искать в тексте и выделять необходимую информацию. Осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

формировать умение работать в парах, группах; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли;

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

   Уметь выполнять работу по предложенному плану.

    Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5)

Цель:  каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

3.  Сравнение героев сказки. (2 группы)

 В каждой сказке есть положительные и отрицательные герои.+ младшая, - старшая

Заполнить таблицу. Характеристика героев

Положительные герои

Отрицательные герои

добрая

груба, спесива

приветливая

заносчива

кроткая

зла

                                         №3

1 группа комментирует

2  группа комментирует

         Проверка    (смайлики)       Слайд№16

        

Регулятивные УУД

 Уметь выполнять работу по предложенному плану.

   Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД     

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД.               Искать в тексте и выделять необходимую информацию. Осознанное построение речевого высказывания

8.Включения  в систему знаний и повторения.  (7-8)

Цель:  каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

4.Тест       (индивидуальные карточки)      

                                                             

-В сказке Ш.Перро «Подарки  феи» серьёзное соединяется с поучительным.

Автор даёт нам, читателям, надежду на счастье, на удачу. Если ты добрый, учтивый, помогаешь людям, то окружающие ответят тебе тем же. И это лучшая награда для человека.

- Какой урок сегодня  получили? (быть добрым)

5.  «Чьи это высказывания?»

 (Фронтальная работа)

Мы перед собой ставили задачи:

1.Познакомиться со сказкой Ш.Перро

2.Какие подарки и кому дарила фея? 

3. За что подарки?

4. Поработать над сказкой.

 5.Чему учит сказка?

Достигли мы их?

1.Сколько дочек было у матери?

а) 1   б)  3      в) 2

2. Кого мать любила больше?

а) старшую дочь          б) младшую дочь

3. Сколько раз в день младшая дочь ходила к источнику?

а) 1   б)  3      в) 2

4. Кого встретила старшая дочь у источника?

а) бедную женщину   б)  старого человека  

в) богатую даму

5.Какая из пословиц подходит к этой сказке?

а) Как аукнется, так и откликнется 

б) Не спеши языком –торопись делом.

      Слайд№23   (взаимопроверка) смайлики       

                                 Слайд№ 22

Ах, сударь, матушка прогнала меня из дома

Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль!

Что это с тобой приключилось дочка?

Однако вы не очень - то любезны.

Коммуникативные УУД     

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. формировать умение работать в парах, группах,индивидуально.

Личностные УУД

Нравственно-этическое оценивание событий

Познавательные УУД.               Искать в тексте и выделять необходимую информацию. Осознанное построение речевого высказывания

9. Рефлексия деятельности (итог урока 3-4)

Задача: Осознание  обучащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Инструктаж д/з

Рефлексия  

  - Какой урок сегодня  получили? (быть добрым)

- А в жизни нам это как пригодится?

- Ребята, а какое добро мы можем сделать сейчас в данный момент?  (улыбнуться)

- Подчеркните зеленым карандашом качества, которые у вас есть.

- Оглашать не будем. Подумайте, над чем вам  нужно поработать.

   

  Как вы сегодня поработали? Заполните таблицу. Покажите смайлик, как вы себя оцениваете.

Выставление оценок.

Домашнее задание

По выбору:

 с. 175-181; Р.Т. с. 107,нарисовать или составить устный портрет героям сказки,  инсценировку одного из отрывков

Слайд№ 26

Доброму человеку добро возвращается

- Добрый, отзывчивый, честный, готовый помочь, заботливый, справедливый

таблицы

Смайлики

Коммуникативные УУД     

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД 

   Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Формировать умение адекватно оценивать свою работу

Регулятивные УУД

 Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Белоглинный»

                                                                                 Озинского района Саратовской области

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по программе  "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема: Сказки зарубежных писателей. Шарль Перро. "Подарки феи" 

                                                                   Подготовила: учитель начальных классов Чеботарева Л.Н.

2014 – 2015 учебный год

        1.Познакомиться со сказкой Ш.Перро

2.Какие подарки и кому дарила фея? 

3. За что подарки?

4. Поработать над сказкой.

 5.Чему учит сказка?


1.Познакомиться со сказкой Ш.Перро

2.Какие подарки и кому дарила фея? 

 3. Поработать над сказкой.

 

4.Чему учит сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...