Конспект урока "Тайны загадки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению, так же материал можно частично использовать для среднего звена (5 класс) на тему "Загадки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: литературное чтение
Ф.И.О. учителя: Зиновьева Е.И.
Тема урока: Тайны загадки
Цель: формировать представление учеников о происхождении и природе загадок
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать представление учащихся об особенностях текста загадки.
2. Формировать представление учащихся о происхождении загадки.
3.Формировать умение анализировать тексты, выделять главное.
Воспитательные:
1.Воспитывать читательский интерес учащихся.
2.Формировать у учащихся уважительное отношение друг другу в ходе устных ответов.
3.Формировать у учащихся навык взаимодействия (через организацию слушания и дополнения ответов одноклассников).
Развивающие:
1.Способствовать развитию умения отгадывать и сочинять загадки.
2.Способствовать развитию слуховой памяти через восприятие устного текста.
3.Совершенствовать связную речь учащихся (через выполнение устных и письменных заданий).
4.Развивать у учащихся навык выразительного озвученного чтения.
Этапы урока:
Организационный этап (приветственное, вводное, ведущее слово учителя) - 1 мин.
Этап формирования новых знаний (ведущее слово учителя, беседа) – 20 мин.
Анализ художественного произведения (работа с текстом) – 20 мин.
Комментирование домашнего задания - 1 мин.
Заключительная часть (обобщающее слово учителя) – 3 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
| Метод: слово учителя. Прием: приветственное, ведущее слово учителя. - Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку. У вас на партах должны находиться учебники по литературному чтению, рабочие тетради и пишущие принадлежности. Метод: слово учителя, беседа Прием: вводное слово учителя, эвристическая беседа Ребята, сегодня на уроке мы с вами окунемся в чудесный и необычный мир загадки. Я бы хотела начать сегодняшний урок с небольшого диалога, а точнее, я хочу узнать ваше мнение, выяснить, что вы знаете о загадке. Ребята, с самого детства нас окружает мир таинственный, и многие вещи мы познаем в сравнении. Вот и загадки нам тоже помогают, а как мы сегодня узнаем. Для начала скажите, пожалуйста, что же такое загадка? Приведите примеры. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Ребята, загадка – это занимательное описание предмета или явления, проверяющее сообразительность . Мы все любим загадывать и отгадывать загадки, а что же в них такого особенного? Загадки бесспорно детское увлечение. Но раньше, ребята, загадки сочиняли взрослые и от этих загадок зависела даже жизнь человека, поэтому на людей, которые этим занимались, возлагаясь большая ответственность. Как вы думаете, почему раньше это считалось таким серьезным занятием и как загадка могла повлиять на жизнь человека? А вот вам и пример, чтобы ответить на этот вопрос (видео фрагмент из мультфильма «Алладин») Зависела ли жизнь героя от того отгадает он загадку или нет? Итак, ребята, Алладину загадали загадку: «Высуни язык и коснись лба», справился ли он с отгадкой? А какое качество человека помогает человеку решить загадки? Конечно, сообразительность, смекалка и фантазия. И парадокс в том, что загадка как раз помогает развить все эти качества. | Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное Говорение: устные ответы учащихся Говорение: устные ответы учащихся Просмотр отрывка из мультфильма Говорение: устные ответы учащихся | |
| Метод: слово учителя, беседа Прием: ведущее слово учителя, эвристическая беседа В древности мудрость ценилась не меньше силы. Мальчики, которые становились взрослыми должны были проявить не только силу, но и острый ум, а помогали это проверить именно загадки. Мы с вами живем в современном мире, но нам тоже важно иметь смекалку и богатое воображение, сегодня у вас есть возможность проявить свою самую главную силу – сообразительность! Прочитайте загадку: Бродит одиноко Что это? Ребята, взгляните, какую богатую фантазию нужно иметь человеку, чтобы сравнить солнышко с «огненным оком», которое глядит на нас и согревает своим теплом, или вот еще вам загадка: Сидит девица в темнице, А коса на улице. Вспомните обыкновенную морковь и сравните ее с девицей, сидящей в темнице: как все точно обозначено, коса – ботва морковки, земля – темница. Загадка, обычно указывает на особые отличительные признаки или свойства, которые присущи только загадываемому предмету и нам с вами отгадать надо то, что спрятано и скрыто в образе и качестве. Как создать загадку? Для этого требуется воображение, представить с чем можно сравнить предмет, чтобы точно отразить его внешний вид или свойства. Прочитайте загадку и подумайте, как здесь называют кота, мышь и петуха и почему? Выбежала царица из-под каменной горицы и спрашивает у царя Колоколея: «Где наш царь Мурман?» Отвечает царь Колоколей: «Царь Мурман лежит на каменной горе, на пещоре, отогревается, в ваше царство идти собирается». – «Горе нам, куда нам деваться или глубже в землю копаться?» В каждой загадке есть главные слова. Загадки развивают наблюдательность, способность подмечать необычное в обычных предметах, учат нестандартно мыслить, расширяют кругозор. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее представить, потом поделимся, какие образы перед нами появились, предлагаю показывать все в движении: Выше дерева в лесу, Да без окон, без дверей. (Гора.) Физкульт. минутка: 1 строчка – руки поднимаем вверх, 2 строчка – руки опускаем вниз, 3 строчка – руки изображают круг перед собой, что-то большое и округлое и пр. Что это может быть без окон и дверей? (Гора) Загадки рождались и бытовали преимущественно среди простого народа. Поэтому речь в них идет о незатейливых вещах: явления природы, домашняя утварь, животные и растения. Читая и разгадывая загадки, мы с вами можем представить, как люди познавали мир, наблюдали, сравнивали предметы, обозначали их отличительные признаки: вкус, цвет, запах, форму и др. Послушайте и отгадайте загадки, затем определим к какому типу они относятся (явление природы, растения и пр.) Пример: Как мяч круглый, как тельняшка полосатый. Ответ: Арбуз (Тема – растения, форма, окрас) Отгадывание загадок и определение их тематики. Само кругло, В дырках дно. Муку просевает, На пироги зазывает. (Сито.) Ледяной горох Поскакал на порог. Если землю покрыл — Урожай погубил. (Град.) Побежали по дорожке Серебристых нитей ножки. (Дождик.) Змейка синяя бежит: Не шипит она — журчит. (Ручей.) Что на небе расцветает И теплом всех согревает? (Солнце.) Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Из любимой детской книжки, Торопилась, долго шла В этой спешке я немножко Перепутаться смогла Вот же горе, вот беда Помогите, помогите Чтобы вернуться я смогла Вы меня назад сложите! И потом не растеряйте, Быстро -быстро отгадайте! На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в конвертиках. Задание: из рассыпанных слов составить загадку. 1)Ползёт, ползёт, иголки везёт. (Ежик.) 2) Не зверь, не птица, а в избу просится (Ветер) 3) На землю упало пуховое одеяло, лето пришло – одеяло ушло. (Снег) | Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное Говорение: устный ответ по предмету | |
4.Домашнее задание 5. Итог урока (Рефлексия) | Метод: слово учителя Прием: комментирующее слово учителя Придумать загадку Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя Итак, ребятки, урок подходит к концу, давайте подведем итог. Загадка прищла к нам из древности, сейчас это детская забава, но она очень полезна и для взрослых и по сей день. Чем полезна загадка во все времена? Дома вы станете настоящими создателями и попробуете проявить свою фантазию, и придумать загадку! Спасибо за урок! | Письмо: Образец записи ученика: Придумать загадку Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Загадки под водой"
Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление...
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)
Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС. Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...
Конспект урока по окружающему миру "Снежные загадки"
Урок окружающего мира по УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока " Загадки слов.Правописание слов с буквосочетанием жи" УМК Перспектива
Конспект и презентация по теме "Загадки слов . Веселые картинки . Правописание слов с буквосочетанием жи" 1 класс. Умк перспектива. В ходе урока дети закрепляют знания о всегда твердом...
Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России
Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...