Конспект урока "Тайны загадки"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению, так же материал можно частично использовать для среднего звена (5 класс) на тему "Загадки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Ф.И.О. учителя: Зиновьева Е.И.

Тема урока: Тайны загадки

Цель: формировать представление учеников о происхождении и природе загадок

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать представление учащихся об особенностях текста загадки.

2. Формировать представление учащихся о происхождении загадки.

3.Формировать умение анализировать тексты, выделять главное.

Воспитательные:

1.Воспитывать читательский интерес учащихся.

2.Формировать у учащихся уважительное отношение друг другу в ходе устных ответов.

3.Формировать у учащихся навык взаимодействия (через организацию слушания и дополнения ответов одноклассников).

Развивающие:

1.Способствовать развитию умения отгадывать и сочинять загадки.

2.Способствовать развитию слуховой памяти через восприятие устного текста.

3.Совершенствовать связную речь учащихся (через выполнение устных и письменных заданий).

4.Развивать у учащихся навык выразительного озвученного чтения.

Этапы урока:

Организационный этап (приветственное, вводное, ведущее слово учителя)  - 1 мин.

Этап формирования новых знаний (ведущее слово учителя, беседа) – 20 мин.

Анализ художественного произведения (работа с текстом) 20 мин.

Комментирование домашнего задания  - 1 мин.

Заключительная часть (обобщающее слово учителя) – 3 мин.

Этап урока

                 Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

  1. Организационный этап

  1. Этап формирования новых знаний

Метод: слово учителя.

Прием: приветственное, ведущее слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку. У вас на партах должны находиться учебники по литературному чтению, рабочие тетради и пишущие принадлежности.

Метод: слово учителя, беседа

Прием: вводное слово учителя, эвристическая беседа

Ребята, сегодня на уроке мы с вами окунемся в чудесный и необычный мир загадки.

Я бы хотела начать сегодняшний урок с небольшого диалога, а точнее, я хочу узнать ваше мнение, выяснить, что вы знаете о загадке.

Ребята, с самого детства нас окружает мир таинственный, и многие вещи мы познаем в сравнении. Вот и загадки нам тоже помогают, а как мы сегодня узнаем.

Для начала скажите, пожалуйста, что же такое загадка? Приведите примеры.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, загадка – это занимательное описание предмета или явления, проверяющее сообразительность .

Мы все любим загадывать и отгадывать загадки, а что же в них такого особенного?

Загадки бесспорно детское увлечение. Но раньше, ребята, загадки сочиняли взрослые и от этих загадок зависела даже жизнь человека, поэтому на людей, которые этим занимались, возлагаясь большая ответственность.

Как вы думаете, почему раньше это считалось таким серьезным занятием и как загадка могла повлиять на жизнь человека?

А вот вам и пример, чтобы ответить на этот вопрос (видео фрагмент из мультфильма «Алладин»)

Зависела ли жизнь героя от того отгадает он загадку или нет?

Итак, ребята, Алладину загадали загадку: «Высуни язык и коснись лба», справился ли он с отгадкой?

А какое качество человека помогает человеку решить загадки?

Конечно, сообразительность, смекалка и фантазия. И парадокс в том, что загадка как раз помогает развить все эти качества.

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Говорение: устные ответы учащихся

Говорение: устные ответы учащихся

Просмотр отрывка из мультфильма

Говорение: устные ответы учащихся

  1. Анализ художественного произведения (работа с текстом)

Метод: слово учителя, беседа

Прием: ведущее слово учителя, эвристическая беседа

В древности мудрость ценилась не меньше силы. Мальчики, которые становились взрослыми должны были проявить не только силу, но и острый ум, а помогали это проверить именно загадки. Мы с вами живем в современном мире, но нам тоже важно иметь смекалку и богатое воображение, сегодня у вас есть возможность проявить свою самую главную силу – сообразительность!

Прочитайте загадку:

Бродит одиноко 
Огненное око. 
Всюду, где бывает, 
Взглядом согревает

Что это?

Ребята, взгляните,  какую богатую фантазию нужно иметь человеку, чтобы сравнить солнышко с «огненным оком», которое глядит на нас и согревает своим теплом, или вот еще вам загадка:

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

Вспомните обыкновенную морковь и сравните ее с девицей, сидящей в темнице: как все точно обозначено, коса – ботва морковки, земля – темница.

Загадка, обычно указывает на особые отличительные признаки или свойства, которые присущи только загадываемому предмету и нам с вами отгадать надо то, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Как создать загадку?

Для этого требуется воображение, представить с чем можно сравнить предмет, чтобы точно отразить его внешний вид или свойства.

Прочитайте загадку и подумайте, как здесь называют кота, мышь и петуха и почему?

Выбежала царица из-под каменной горицы и спрашивает у царя Колоколея: «Где наш царь Мурман?» Отвечает царь Колоколей: «Царь Мурман лежит на каменной горе, на пещоре, отогревается, в ваше царство идти собирается». – «Горе нам, куда нам деваться или глубже в землю копаться?»

В каждой загадке есть главные слова.

Загадки развивают наблюдательность, способность подмечать необычное в обычных предметах, учат нестандартно мыслить, расширяют кругозор.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее представить, потом поделимся, какие образы перед нами появились, предлагаю показывать все в движении:

Выше дерева в лесу,
Ниже облака на небе,
Дом стоит большой, округлый,

Да без окон, без дверей. (Гора.)

Физкульт. минутка:

1 строчка – руки поднимаем вверх,

2 строчка – руки опускаем вниз,

3 строчка – руки изображают круг перед собой, что-то большое и округлое и пр.

Что это может быть без окон и дверей? (Гора)

Загадки рождались и бытовали преимущественно среди простого народа. Поэтому речь в них идет о незатейливых вещах: явления природы, домашняя утварь, животные и растения.

Читая и разгадывая загадки, мы с вами можем представить, как люди познавали мир, наблюдали, сравнивали предметы, обозначали их отличительные признаки: вкус, цвет, запах, форму и др.

Послушайте и отгадайте загадки, затем определим к какому типу они относятся (явление природы, растения и пр.)

Пример:

Как мяч круглый, как тельняшка полосатый. Ответ: Арбуз

(Тема – растения, форма, окрас)

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Само кругло,

В дырках дно.

Муку просевает,

На пироги зазывает. (Сито.)

Ледяной горох

Поскакал на порог.

Если землю покрыл —

Урожай погубил. (Град.)

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки. (Дождик.)

Змейка синяя бежит:

Не шипит она — журчит. (Ручей.)

Что на небе расцветает

И теплом всех согревает? (Солнце.)

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

Из любимой детской книжки,

Торопилась, долго шла

В этой спешке я немножко

Перепутаться смогла

Вот же горе, вот беда

Помогите, помогите

Чтобы вернуться я смогла

Вы меня назад сложите!

И потом не растеряйте,

Быстро -быстро отгадайте!

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в конвертиках.

Задание: из рассыпанных слов составить загадку.

1)Ползёт, ползёт, иголки везёт. (Ежик.)

2) Не зверь, не птица, а в избу просится (Ветер)

3) На землю упало пуховое одеяло, лето пришло – одеяло ушло. (Снег)

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Говорение: устный ответ по предмету

4.Домашнее задание

5. Итог урока (Рефлексия)

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее слово учителя

Придумать загадку

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Итак, ребятки, урок подходит к концу, давайте подведем итог. Загадка прищла к нам из древности, сейчас это детская забава, но она очень полезна и для взрослых и по сей день.

Чем полезна загадка во все времена?

Дома вы станете настоящими создателями и попробуете проявить свою фантазию, и придумать загадку!

Спасибо за урок!

Письмо:

Образец записи ученика:

Придумать загадку

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Загадки под водой"

Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление...

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС.  Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...

Конспект урока по окружающему миру "Снежные загадки"

Урок окружающего мира по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока " Загадки слов.Правописание слов с буквосочетанием жи" УМК Перспектива

Конспект и презентация по теме "Загадки слов . Веселые картинки . Правописание слов с буквосочетанием жи" 1 класс. Умк перспектива. В ходе урока дети закрепляют знания  о всегда твердом...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...