Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

Светлана Михайловна Деева

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:      Русские народные сказки, загадки, скороговорки

Цели  и  задачи  урока

Развивающие  задачи:

  1. Развивать  выразительные  средства  речи  (умение  ставить  логическое  ударение  и  логические  паузы,  громкость,  тон,  темп,  тембр  и  мелодику  голоса).
  2. Формирование читательской активности и умения подбирать книги по заданной теме.
  3. Развивать  умение  делить  текст  на  части,  составлять  план  текста,  выделять  опорные  слова.
  4. Развивать  умение  читать  рассказ  по  ролям,  развивать  умение анализировать текст сказки.

               4.  Расширять  кругозор  детей  и  обогащать  словарный  запас.

               5.  Развивать  актерские  способности  и  внимательность  детей.

Обучающие  задачи:

  1. Познакомить  с  русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок».
  2. Формировать  правильное  осознанное  чтение  целыми  словами.
  3. Обеспечить  целостное  восприятие  и  понимание  текста.
  4. Закреплять  умение  прогнозировать  текст  на  основе  заголовка,  находить  основную  мысль  текста.
  5. Учить  краткому  пересказу  и  творческому  пересказу.
  6. Устанавливать  межпредметную  связь  с  русским  языком.
  7. Обучать  молчаливому  чтению.

Воспитательные  задачи:

  1. Воспитывать  коммуникативные  умения  работать  в  группах.
  2. Воспитание    на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания придти на помощь в трудную минуту.
  3. Воспитывать  любовь  к  литературному наследию русского народа.

Оборудование: 1. Выставка сборников с русскими народными сказками.

                            2. Набор табличек «Литературные жанры».

                            3. Карточки - задания для работы в группах.

                            4. Презентация к уроку.

                            5. Карточки для индивидуальной работы детей и карточки-

                                помощницы

Ход урока

1. Постановка целей       - Разделите строки на слова. Что заметили? О чём сегодня

                                                    поговорим на уроке?                  

                                                                  Жилибыли

                                                                  Внекоторомцарстве

                                                                  Житьпоживать

2. Проверка разноуровневого домашнего задания   

От каждого ряда ученики пересказывают кратко

                                                            сказки прочитанные дома, не называя названия.

                                                            Слушатели угадывают название сказки и оценивают  

                                                            выступления.

3. Актуализация знаний    - К какому жанру относятся прослушанные произведения?  

                                               - Почему так думаете, докажите.

                                               - Как появлялись сказки? (В сказках заключена народная

                                                 мудрость, мечты простых людей о справедливости, добре,

                                                 безбедной жизни)    

                                       - Кто автор сказок?

                                       - Как сказать одним  словом: произведения, которые создал народ?

                                       - Фольклор  (+ хором + на доске)

                                       - Какие ещё произведения других жанров  создал русский народ,

                                         выберете из предложенных?   (Пословица, повесть, песня, рассказ,

                                         стихи, сказка, статья, загадка, басня)

4. Изучение нового материала

                 а) Работа с загадками       - Отгадайте русские народные  загадки. Докажите

                                                                 свой ответ- по каким признакам отгадали?

              У двух матерей по пяти сыновей. Все в одно имя     (Рука и пальцы)

              Четыре ноги, а не зверь, есть перья, а не птица (кровать)

              Конь стальной, хвост льняной   (игла и нить)

              Мать толста, дочь красна, сын храбёр, в поднебесье ушёл (печь, огонь, дым)

              Утка в воде, а хвост на горе   (ковш)

                 б) Работа со скороговорками – Как вы думаете, а в чём ценность

                                                                         скороговорок?

                                                                      - Чтение по рядам:

                 

                  Течёт речка, печёт печка. Печёт печка, течёт речка

                  Пара птиц порхала, порхала – да и выпорхнула

                  Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку    

   

                 б) Выставка книг                   - Обратим внимание на выставку сказок, какие из

                                                                       них вам знакомы?

                                                                     - Почему на обложке нет автора? (А под

                                                                       названием в некоторых книгах есть имена

                                                                       авторов, которые пересказали сказки для  нас

                                                                       литературным языком?)          

5. Физпауза о герое многих русских сказок: «Мишка»     

6. Работа над сказкой «Петушок – золотой гребешок». Постановка целей:

               

                - Сегодня проработаем над сказкой «Петушок – золотой гребешок». В сказке

                  попадутся не всем знакомые слова, прочтите с доски, попробуйте объяснить их

                  значение

                   

                    а) Словарная работа                       

                   

                    НАТРЕНЬКИВАТЬ

                    НАКАЗЫВАЛИ        (два значения – приказывали, поучали)          

                    ДОМОВНИЧАТЬ

                    ЛУКОШКО

                    ГУСЕЛЬКИ

                    ЛИСАФЬЯ     

                    ПРОВЕДАЛА     -  Примета сказки – старинные слова

                   б) Упражнения «Составь слово»       КА-ГО-ВУШ-ЛО             АИСЛ     ТКО

                                                                                     ДУШ-БО-РО-КА              4   2  3  1       3  1  2

                                                                                     ПЕ-ШОК-ТУ                    ДОРДЗ

                                                                                                                                   5  3 2  1  4

                            в) Актуализация знаний   - Что вы знаете о дрозде? (Показать иллюстрацию

                                                                    «дрозд»)

                       г) Постановка целей   - Сказку будем читать вместе: песенку за лису

                                                             читают девочки, песенку за Петушка читают

                                                             мальчики, остальной текст - я.

                     д) Анализ текста         -  О чём сказка?

                                                         - Почему Лиса смогла трижды унести Петушка?    

                                                         - Какова главная мысль  сказки?

                                                         - Какие устойчивые сочетания заметили? (строго-

                                                           настрого, тут как тут)  

7. Работа в парах:          -  Задайте по сказке вопросы соседу по парте          

8. Работа в группах      

                                   Задания: 1. Какие приметы сказок заметили в прочитанной сказке  

                                                      «Петушок- золотой гребешок»

                                                   2. Какой характер у лисы?

                                                   3. Какой характер у Петушка?

                                                   4. Как к Петушку относились Кот и Дрозд? Почему так?

                                                   5. Чему учит сказка?  

9. Подведение итогов. Рефлексия  

                                            - Хорошо ли  поработали на уроке? Обоснуйте.

                                            - У кого были трудности, в чём?

                                           - Что нового и интересного узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе

-      В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования  «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Русская народная сказка «Лиса и рак», урок литературного чтения в 1 классе.

Логическая цепочка и синквейн, как способ формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения....