Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему
Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Русские народные сказки, загадки, скороговорки
Цели и задачи урока
Развивающие задачи:
- Развивать выразительные средства речи (умение ставить логическое ударение и логические паузы, громкость, тон, темп, тембр и мелодику голоса).
- Формирование читательской активности и умения подбирать книги по заданной теме.
- Развивать умение делить текст на части, составлять план текста, выделять опорные слова.
- Развивать умение читать рассказ по ролям, развивать умение анализировать текст сказки.
4. Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.
5. Развивать актерские способности и внимательность детей.
Обучающие задачи:
- Познакомить с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок».
- Формировать правильное осознанное чтение целыми словами.
- Обеспечить целостное восприятие и понимание текста.
- Закреплять умение прогнозировать текст на основе заголовка, находить основную мысль текста.
- Учить краткому пересказу и творческому пересказу.
- Устанавливать межпредметную связь с русским языком.
- Обучать молчаливому чтению.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать коммуникативные умения работать в группах.
- Воспитание на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желания придти на помощь в трудную минуту.
- Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа.
Оборудование: 1. Выставка сборников с русскими народными сказками.
2. Набор табличек «Литературные жанры».
3. Карточки - задания для работы в группах.
4. Презентация к уроку.
5. Карточки для индивидуальной работы детей и карточки-
помощницы
Ход урока
1. Постановка целей - Разделите строки на слова. Что заметили? О чём сегодня
поговорим на уроке?
Жилибыли
Внекоторомцарстве
Житьпоживать
2. Проверка разноуровневого домашнего задания
От каждого ряда ученики пересказывают кратко
сказки прочитанные дома, не называя названия.
Слушатели угадывают название сказки и оценивают
выступления.
3. Актуализация знаний - К какому жанру относятся прослушанные произведения?
- Почему так думаете, докажите.
- Как появлялись сказки? (В сказках заключена народная
мудрость, мечты простых людей о справедливости, добре,
безбедной жизни)
- Кто автор сказок?
- Как сказать одним словом: произведения, которые создал народ?
- Фольклор (+ хором + на доске)
- Какие ещё произведения других жанров создал русский народ,
выберете из предложенных? (Пословица, повесть, песня, рассказ,
стихи, сказка, статья, загадка, басня)
4. Изучение нового материала
а) Работа с загадками - Отгадайте русские народные загадки. Докажите
свой ответ- по каким признакам отгадали?
У двух матерей по пяти сыновей. Все в одно имя (Рука и пальцы)
Четыре ноги, а не зверь, есть перья, а не птица (кровать)
Конь стальной, хвост льняной (игла и нить)
Мать толста, дочь красна, сын храбёр, в поднебесье ушёл (печь, огонь, дым)
Утка в воде, а хвост на горе (ковш)
б) Работа со скороговорками – Как вы думаете, а в чём ценность
скороговорок?
- Чтение по рядам:
Течёт речка, печёт печка. Печёт печка, течёт речка
Пара птиц порхала, порхала – да и выпорхнула
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку
б) Выставка книг - Обратим внимание на выставку сказок, какие из
них вам знакомы?
- Почему на обложке нет автора? (А под
названием в некоторых книгах есть имена
авторов, которые пересказали сказки для нас
литературным языком?)
5. Физпауза о герое многих русских сказок: «Мишка»
6. Работа над сказкой «Петушок – золотой гребешок». Постановка целей:
- Сегодня проработаем над сказкой «Петушок – золотой гребешок». В сказке
попадутся не всем знакомые слова, прочтите с доски, попробуйте объяснить их
значение
а) Словарная работа
НАТРЕНЬКИВАТЬ
НАКАЗЫВАЛИ (два значения – приказывали, поучали)
ДОМОВНИЧАТЬ
ЛУКОШКО
ГУСЕЛЬКИ
ЛИСАФЬЯ
ПРОВЕДАЛА - Примета сказки – старинные слова
б) Упражнения «Составь слово» КА-ГО-ВУШ-ЛО АИСЛ ТКО
ДУШ-БО-РО-КА 4 2 3 1 3 1 2
ПЕ-ШОК-ТУ ДОРДЗ
5 3 2 1 4
в) Актуализация знаний - Что вы знаете о дрозде? (Показать иллюстрацию
«дрозд»)
г) Постановка целей - Сказку будем читать вместе: песенку за лису
читают девочки, песенку за Петушка читают
мальчики, остальной текст - я.
д) Анализ текста - О чём сказка?
- Почему Лиса смогла трижды унести Петушка?
- Какова главная мысль сказки?
- Какие устойчивые сочетания заметили? (строго-
настрого, тут как тут)
7. Работа в парах: - Задайте по сказке вопросы соседу по парте
8. Работа в группах
Задания: 1. Какие приметы сказок заметили в прочитанной сказке
«Петушок- золотой гребешок»
2. Какой характер у лисы?
3. Какой характер у Петушка?
4. Как к Петушку относились Кот и Дрозд? Почему так?
5. Чему учит сказка?
9. Подведение итогов. Рефлексия
- Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.
- У кого были трудности, в чём?
- Что нового и интересного узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...
Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.
Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....
Конспект урока по внеклассному чтению: "Поэтический взгляд на мир в авторской сказке С.Козлова «Ёжик в тумане» (Отрывок из сказки)."
Работа над отрывком сказки С.Козлова "Ёжик в тумане" по внеклассному чтению, 2 класс....
Русская народная сказка «Лиса и рак», урок литературного чтения в 1 классе.
Логическая цепочка и синквейн, как способ формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения....